Кратковременная сенсорная депривация как метод изучения актуалгенеза измененных состояний сознания

316

Аннотация

В данной работе рассматривается кратковременная сенсорная депривация, как метод изучения переходных к измененным состояний сознания. Изложены теоретические положения и результаты исследований, обосновывающие правомерность и продуктивность его использования.

Общая информация

Ключевые слова: измененные состояния сознания, сенсорная депривация, методы индукции ИСС, атуалгенез

Рубрика издания: Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кокорина В.А., Гордеева О.В. Кратковременная сенсорная депривация как метод изучения актуалгенеза измененных состояний сознания // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Измененные состояния сознания являются неотъемлемой частью жизни человека и общества. Мы определяем измененные состояния сознания (ИСС) как системные, закономерно объективно происходящие и субъективно переживаемые отклонения по определенным параметрам психического состояния от обычного состояния в результате определенных воздействий. Сфера измененных состояний сознания активно изучалась за прошедшие полтора века. Большой вклад в изучение ИСС внесли работы Людвиг (Людвиг, 2003), Тарта (Тарт, 1992), Дейкмана (Дейкман, 2009), Фартинга (Фартинг, 2009) и др. Изучение ИСС позволяет ставить и решать проблемы, которые отвечают на вопросы общей, инженерной, этнопсихологии, психофизиологии.

Одним из основополагающих в психологии ИСС является вопрос о механизмах изменения состояния сознания. Существует множество теорий возникновения ИСС (Тарт, 1992; Гордеева, 2004; Людвиг, 2003). Однако наблюдение и изучение глубоких ИСС не всегда может дать информацию о внутренних механизмах его формирования. Необходимо изучение динамики ИСС, переходных форм. В таком случае необходимо разрабатывать методы погружения человека в переходное к измененному состояние сознания, т. е. в состояние, при котором наблюдается один или несколько признаков ИСС, а не большинство, как в глубоких формах ИСС. В таком случае можно отследить, в каком порядке появляются признаки ИСС, какие психические функции являются наименее устойчивыми по отношению к определенному типу воздействия, попытаться выявить причины индивидуальных особенностей переживания ИСС (Тарт, 1992). Однако при использовании практически любых методов введения в ИСС очень сложно предсказать – возникнет ли состояние, переходное к ИСС, глубокое ИСС или состояние человека останется таким, как было. Одна и та же степень воздействия в зависимости от различных факторов (подробнее см.: Тарт, 1992) вызывает различную реакцию у разных людей. Еще одна сложность изучения процессов возникновения ИСС в том, что рефлексия на ранних стадиях возникновения ИСС часто мешает появлению глубоких изменений.

Полный текст

Измененные состояния сознания являются неотъемлемой частью жизни человека и общества. Мы определяем измененные состояния сознания (ИСС) как системные, закономерно объективно происходящие и субъективно переживаемые отклонения по определенным параметрам психического состояния от обычного состояния в результате определенных воздействий. Сфера измененных состояний сознания активно изучалась за прошедшие полтора века. Большой вклад в изучение ИСС внесли работы Людвиг (Людвиг, 2003), Тарта (Тарт, 1992), Дейкмана (Дейкман, 2009), Фартинга (Фартинг, 2009) и др. Изучение ИСС позволяет ставить и решать проблемы, которые отвечают на вопросы общей, инженерной, этнопсихологии, психофизиологии.

Одним из основополагающих в психологии ИСС является вопрос о механизмах изменения состояния сознания. Существует множество теорий возникновения ИСС (Тарт, 1992; Гордеева, 2004; Людвиг, 2003). Однако наблюдение и изучение глубоких ИСС не всегда может дать информацию о внутренних механизмах его формирования. Необходимо изучение динамики ИСС, переходных форм. В таком случае необходимо разрабатывать методы погружения человека в переходное к измененному состояние сознания, т. е. в состояние, при котором наблюдается один или несколько признаков ИСС, а не большинство, как в глубоких формах ИСС. В таком случае можно отследить, в каком порядке появляются признаки ИСС, какие психические функции являются наименее устойчивыми по отношению к определенному типу воздействия, попытаться выявить причины индивидуальных особенностей переживания ИСС (Тарт, 1992). Однако при использовании практически любых методов введения в ИСС очень сложно предсказать – возникнет ли состояние, переходное к ИСС, глубокое ИСС или состояние человека останется таким, как было. Одна и та же степень воздействия в зависимости от различных факторов (подробнее см.: Тарт, 1992) вызывает различную реакцию у разных людей. Еще одна сложность изучения процессов возникновения ИСС в том, что рефлексия на ранних стадиях возникновения ИСС часто мешает появлению глубоких изменений.

Одним из способов введения человека в измененное состояние сознания является помещение его в условия сенсорной депривации, т. е. редукция стимуляции, поступающей к органам чувств. Сенсорная депривация на протяжении многих веков является неотъемлемым элементом культурно-закрепленных ритуалов введения в ИСС (Бургиньон, 2001; Тарт, 1992). Научное изучение сенсорной депривации как одного из видов ИСС началось с крайних степеней депривации (эксперименты Д. О. Хебба с коллегами, Дж. Лилли (Гордеева, 2004)). В таком случае наблюдается яркое и глубокое ИСС (Гордеева, 2004). В исследованиях, проводимых в рамках инженерной психологии, обычно невысок уровень депривирования, но зато его продолжительность может доходить до нескольких лет (Гордеева, 2004; Лебедев, 1989). Результатами таких опытов обычно является постепенно усиливающиеся и довольно устойчивые изменения в психике, вплоть до глубоких трансформаций мотивационно-смысловой сферы. В обоих типах опытов, как и при любом глубоком ИСС, психика и личность человека подвергаются серьезному воздействию, эксперименты требуют большой осторожности, так как могут оказать устойчивое негативное воздействие на психическое и физическое здоровье человека. Это делает их проведение довольно затруднительным. Еще одним источником знаний о психологии ИСС в СД являются автобиографические работы людей, в силу обстоятельств оказавшихся в условиях длительной депривации (Бомбар, 1959; Каллахэн, 1990; Пристли, 1989; Гордеева, 2004). Однако эти данные, будучи основаны на методе самоотчета, лишены научной достоверности, описывают феномен с субъективной позиции и могут рассматриваться лишь как иллюстрационный материал.

В работах О. В. Гордеевой и Г. Н. Финиковой (Гордеева, 2005) описываются проведенные опыты по аналитической интроспекции и состоянию неподвижности как аналогам кратковременной сенсорной депривации. При этом возникает состояние, которое можно назвать переходным к ИСС, так как наблюдается небольшое число признаков изменения состояния человека (Гордеева, 2004, 2005). Мы использовали метод кратковременной сенсорной депривации для изучения состояний, переходных к измененным ИСС, увеличив степень депривирования. Так, СД в наших экспериментах задавалась тем, что испытуемый надевал светорассеивающие очки, звукоизолирующие наушники и сидел неподвижно в течение пятнадцати минут. Инструкция: «Сейчас вы наденете очки и наушники и посидите в таком состоянии некоторое время. Постарайтесь сесть поудобней и по возможности не двигаться. Когда время закончится, я Вам сообщу». В результате мы обнаружили, что даже при такой незначительной степени депривации можно говорить о возникновении переходного ИСС, характерные черты которого несколько отличаются от описанных для экспериментов с сильной СД и глубоким ИСС.

Нашей целью было изучение феноменов мотивационно-смысловой сферы личности. Этим определяется набор используемых методик: Ценностные ориентации, Методика личных стремлений Р. Эммонса, Мотивационный профиль личности В. Э. Мильмана, модификация восьмицветового теста Люшера.

Из субъективных отчетов испытуемых можно выделить следующие феномены:

  • искажение восприятия времени (в основном, сторону увеличения длительности индивидуальной минуты);
  • уменьшение и полное исчезновение «мыслей», увеличение спонтанности мыслительной деятельности;
  • изменения восприятия тела (усиление или ослабление телесных ощущений, субъективное чувство движения и т. п.);
  • необычные перцептивные ощущения;
  • эмоциональные изменения (часто прослеживается динамика от чувства тревоги и эмоционального возбуждения к ощущению спокойствия, которое остается и после воздействия);
  • общее снижение активности;
  • смысловые феномены (возникновение паранойяльных идей относительно целей эксперимента, ассоциирование себя с людьми с ограниченными возможностями, увеличение потребности в активности, дереализация, появление желания сделать ситуацию более определенной, прекратить эксперимент).

У многих испытуемых сочетание феноменов позволяет говорить об общей переориентации на внутренний мир, погружении в себя, отрешении от насущных забот и требований реальности. Данный феномен является характерным для сильной СД и стал основой для использования ванны Лилли в терапевтических целях. Некоторые испытуемые отмечали сходство с известными им ИСС: алкоголем, трансом.

Найденные значимые различия в экспериментальной группе до и после воздействия позволяют выделить ряд тенденций динамики мотивационно-смысловой сферы в СД. С одной стороны – увеличение категорий интраперсонального, снижение ценности познания, увеличение потребности в комфорте, повышение чувствительности, сензитивности. С другой стороны – повышение потребности в преподнесении себя, активной жизни, желание принести общественную пользу, снижение дезадаптивных стремлений. Мы предполагаем, что за противоречивыми данными по группе скрываются индивидуальные различия. Можно говорить о наличии двух паттернов, которые зачастую сменяют друг друга у одного и того же испытуемого по мере углубления ИСС (по данным самоотчетов). Сначала человек пытается искать недостающую информацию во внешнем мире, увеличивается потребность в активности, потом, когда данное направление оказывается непродуктивным, человек переориентируется на внутренний мир. При сильной степени депривации такой динамики не отмечалось, так как процесс погружения в ИСС проходил быстрее.

О. В. Гордеева, опираясь на имеющиеся данные по экспериментам с сильной степенью СД, выделяет следующие классы феноменов, как характерные для ИСС в условиях СД (Гордеева, 2004):

  1. Изменение восприятия времени. Эти изменения затрагивают как субъектив ный аспект – переживание времени, так и объективный – оценка временных интервалов.
  2. Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.
  3. Особенности эмоционального реагирования: повышение эмоциональной лабильности, специфические эмоциональные переживания.
  4. Трансформация смысловых систем (феномены изменения значимости).
  5. Повышение внушаемости и гипнабельности.
  6. Нарушения самосознания: изменение «схемы тела», деперсонализация и т. п.
  7. Сотворение «другого».
  8. Повышение креативности.
  9. Изменения в перцептивных процессах: спонтанное движение в видимом поле, усиление образности, нарушения константности размеров объектов, а также трехмерности восприятия.
  10. Перцептивные ощущения, о которых сообщают испытуемые: иллюзии и иногда галлюцинации в разных модальностях.
  11. Изменения состояний сна и бодрствования: изменения в динамике и качестве этих состояний.
  12. Утрата способности различения сна и бодрствования.

Если сравнить выявленные феномены со списком классов феноменов, которые получены на материале более сильной и продолжительной СД, то можно заметить, что при кратковременной СД наблюдаются 7 из 12 классов феноменов. Это данные по группе. Однако у каждого конкретного испытуемого обычно наблюдалось 2–5 признаков ИСС, т. е. мы можем говорить о состоянии, переходном к измененному. По субъективным оценкам самих испытуемых, средняя глубина состояния по 9-балльной шкале составляет 3,3 балла. В таком случае мы можем говорить, что данный метод позволяет изучать ранние стадии формирования ИСС, когда изменения еще очень незначительны и особо зависят от активной регуляции человека: способствует ли он или препятствует возникновению ИСС. Использование этого метода позволило выявить динамику изменения эмоционального состояния, постепенное уменьшение количества мыслей, смену направленности активности человека в целом.

Еще одним достоинством использования метода кратковременной СД является его безопасность для испытуемых. Многие методы введения в ИСС несут в себе потенциальную опасность для психического, психологического и физического здоровья испытуемых. В данном же случае сила воздействия невелика, что позволяет человеку самому регулировать свое состояние, не доводя его до критического. Здесь более ярко проявляются индивидуальные различия и способы регуляции своего состояния. Для одних испытуемых этого воздействия достаточно для возникновения переходного ИСС, в то время как другие препятствуют изменениям и феноменов ИСС не наблюдается.

Таким образом, мы считаем, что метод кратковременной сенсорной депривации может быть эффективным при изучении динамики начала формирования ИСС, переходных ИСС и механизмов формирования глубоких ИСС.

Литература

  1. Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Гос. изд-во географ. лит-ры, 1959.
  2. Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность. Культура. Этнос / Под ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. С. 405–462.
  3. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. Сообщение 1. 2004. № 1. С. 70–87; Сообщение 2. 2004. № 2. С. 66–83.
  4. Гордеева О. В., Финикова Г. Н. Исследование аналитической интроспекции и кратковременной сенсорной депривации как методов изменения состояния сознания (на материале анализа самоотчетов испытуемых) // Вопросы психологии. 2005. № 6. С.72–81.
  5. Дейкман А. Бимодальное сознание // Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. Автор-составитель О. В. Гордеева. СПб.: Питер, 2009.
  6. Каллахэн С. В дрейфе. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  7. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  8. Людвиг А. М. Измененные состояния сознания // Ч. Тарт. Измененные состояния сознания. М.: Эксмо, 2003. С.14–37. Пер. Е. Филиной, Г. Закарян.
  9. Мартиндейл К. Состояния сознания // Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. Автор-составитель О. В. Гордеева. СПб.: Питер, 2009.
  10. Пристли Р. Антарктическая одиссея. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
  11. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. С. 180–249. Пер. В. Н. Поруса.
  12. Фартинг У. Измененные состояния сознания // Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. Автор-составитель О. В. Гордеева. СПб.: Питер, 2009.

Информация об авторах

Кокорина В.А., МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, e-mail: kokorinava@gmail.com

Гордеева Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: denisart@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4376
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 316
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8