Интернет-зависимость как стремление к одиночеству

Аннотация

The results of the research confirm suppositions about compensating or escaping character of communication in the Internet when people are absorbed into convenient and safe virtual space and avoid many possible failures and problems of real communication.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-зависимость, коммуникативные способности, чувство одиночества

Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рогов Е.И., Рогова Е.Е. Интернет-зависимость как стремление к одиночеству // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Интернет по сути является формой коммуникации, поэтому особый интерес вызывают его взаимосвязи и место в структуре коммуникативных склонностей человека. Интернет-коммуникация предоставляет дополнительные возможности для реализации межличностных отношений, что про­является в выборе форм общения, собеседников и тем для разговора, обеспечивая самореализацию путем наименьшего риска и в наиболее защищенных условиях. Здесь не рассматривается вынуж­денная интернет-зависимость, вызванная, скажем, ограниченными возможностями для общения (инвалидность, например).

До появления Интернета отказ от социальных контактов провоцировал уход в себя, возник­новение чувства одиночества, уединения. В настоящее время одиночество замещается виртуаль­ным миром. Вероятно, между внутренним и виртуальным миром личности нетрудно найти неко­торые параллели, такие как, например, доступность, безопасность и простота использования. И в том и в другом случае выражен конфликт между стремлением к людям и их избеганием. Разрешить этот конфликт можно в своем воображении или найти в Интернете, который привлекает возмож­ностью без всякого риска как завязывать общение, так и заканчивать его в любой удобный момент.

Для исследования связи между коммуникативными склонностями и переживанием одиноче­ства у интернет-зависимых лиц было опрошено 100 человек (мужчин и женщин) в возрасте от 18 до 35 лет, жителей разных городов России и ближнего зарубежья. Все эти люди имеют свободный доступ и к Интернету и умеют им пользоваться. Опрос проводился по Интернету при помощи сле­дующих форм связи: электронной почты, ICQ, скайпа, личной почты на форумах, где было выве­шено объявление о приглашении к участию в опросе.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Диагностика комму­никативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; шкала интернет-зависимости (А. жички­ной); шкала «Одиночество» (Е.Е. Роговой).

В результате исследования коммуникативных способностей были получены следующие ре­зультаты: у 10% респондентов уровень коммуникативных склонностей очень низкий, у 29 – низ­кий, у 30 – средний, у 25 – высокий, у 6% – высший. В совокупности 39% испытуемых имеют низ­кие показатели. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Для 30% испытуемых характерен сред­ний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к кон­тактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устой­чивостью. 31% испытуемых находятся на высоком и высшем уровне проявления коммуникатив­ных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, прояв­ляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Изучение уровня одиночества выявило, что для большинства интернет-пользователей харак­терно временное (59%) и поведенческое (46%) одиночество, т.е. у них можно наблюдать кратковре­менные приступы чувства одиночества и отсутствие значимых дружеских связей или чувства общ­ности, они избегают социальных контактов «в живую».

Результаты диагностики уровня интернет-зависимости распределились следующим образом: 53% – независимые, 43 – склонные к зависимости, 4% – строго зависимые. Примечательно, что по­ловина испытуемых вообще не склонна к интернет-зависимости, хотя они и являются активными пользователями Интернета. Не было также ни одного испытуемого, набравшего максимальное ко­личество баллов – 7. Всего четыре человека из ста опрошенных имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова и нуждаются в психологической помощи.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости суще­ствует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернет­зависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помо­щью Интернета. Для выявления особенностей коммуникативных склонностей и проявления чув­ства одиночества у людей с различным уровнем интернет-зависимости испытуемые в зависимости от полученных баллов были распределены на три группы: 1-я группа – не зависимые от Интернета (53 чел.); 2-я группа – склонные к зависимости (43 чел.); 3-я группа – зависимые в строгом смыс­ле этого слова (4 чел.).

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям рав­няется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей. При этом среди не зависимых от Интернета испытуемых 22,6% имеют низкую и очень низкую комму­никативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Остальные 76,4% – те, кто дали средние, высокие и высшие показатели коммуникативных склон­ностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характер­ны кратковременные приступы одиночества (81%) и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов (48%).

При склонности к зависимости от Интернета средний балл по коммуникативным склонно­стям соответствует низкому уровню. В процентном соотношении среди склонных к зависимости от Интернета испытуемых 53,4% имеют низкую и очень низкую коммуникативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; 18,5% – высокие и высшие показатели коммуникативных склонностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Остальные 27,9% имеют средние показатели, т. е. потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Среди испытуемых данной группы увеличивается количество склонных к интернет­зависимости с постоянным, поведенческим и когнитивным одиночеством, т.е. в течение длитель­ного времени они не могут установить удовлетворяющие психосоциальные связи, теряют связи с окружающими, при этом осознают имеющиеся у них проблемы, но не знают, как их решить.

В третьей группе, респонденты которой имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова, оказалось всего 4 человека. Все они имеют низкий уровень коммуникативных склон­ностей, у них отсутствуют значимые дружеские связи, они избегают социальных контактов «в жи­вую», но в отличие от склонных к зависимости от Интернета данные испытуемые не осознают сво­их проблем, компенсируя их с помощью Сети.

Статистический анализ, проведенный при помощи непараметрического статистического Н-критерия Крускала-Уоллиса, позволяет говорить о том, что различия на уровне исследуемого признака между выделенными выборками являются статистически достоверными.

Заметно, что по сравнению с общими данными для всех испытуемых в первой группе, где испытуемые не склонны к интернет-зависимости, увеличилось процентное соотношение людей с развитыми коммуникативными склонностями. Следовательно, можно сделать вывод о том, что люди с развитым стремлением общаться меньше подвержены интернет-зависимости. По сравне­нию с общими данными для всех испытуемых второй группы, где испытуемые склонны к интернет­зависимости, значительно увеличилось процентное соотношение людей с очень низкими и низки­ми коммуникативными склонностями. Это позволяет резюмировать, что люди, испытывающие за­труднения в общении и не желающие общаться в реальности, значительно больше подвержены интернет-зависимости.

Информация об авторах

Рогов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, Зав.кафедрой организационной и прикладной психологии,, ФГAОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГAОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: profrogov@yandex.ru

Рогова Евгения Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и прикладной психологии факультета педагогики и практической психологии, Южного Федерального Университета, Россия, e-mail: evgrogova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5905
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15