Представления старших дошкольников об информационной безопасности

315

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об информационной безопасности. Представлена трактовка сущности и раскрыто значение формирования представлений старших дошкольников об информационной безопасности в условиях информационного общества. Подчеркивается роль взрослый (родителей, педагогов дошкольного образования в обеспечении защиты детей от информационных угроз. Рассмотрены наиболее существенные компоненты представлений об информационной безопасности старших дошкольников. Представлены уровни развития представлений об информационной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, разработаны критерии (мотивационных, когнитивный, деятельностный) и показатели их сформированности. Обосновывается базовое и определяющее значение информационной культуры дошкольников для формирования у них представлений об информационной безопасности. Показана эффективность медиаресурсов в дошкольном образовании. Выделены условия успешного формирования у детей представлений об информационной безопасности: уточнение понятия информационной безопасности для детей дошкольного возраста; определение содержания доступных детям знаний об информационной безопасности и соответствующих умений и навыков; разработка задания в игровой, занимательной форме для формирования у дошкольников представлений об информационной безопасности; обеспечение сотрудничества педагогов ДОО и родителей в процессе формирования у детей представлений об информационной безопасности.

Общая информация

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная безопасность детей и подростков, психология дошкольника, безопасный интернет, цифровая безопасность

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Представления старших дошкольников об информационной безопасности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 476–487.

Литература

  1. Арсентьев М.В. К вопросу о понятии «информационная безопас­ность». Информационное общество: сб. науч.тр. М., 1997. № 4–6. С. 50.
  2. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство? (результаты российских исследований). Школьная библиотека: сб. науч. тр. М., 2005. № 3.
  3. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под общ. ред. А.В. Федорова и В.Н. Цыгичко. М., 2001.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в профес­сиональной деятельности педагога дошкольного образования / Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. М.: МПГУ, 2016. 188 с.
  5. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А Содержание и методы формирова­ния основ информационной культуры у старших дошкольников (монография). М.: МПГУ, 2019. 140 с.
  6. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении. Дис. канд.пед.наук. – СПб., 2003.
  7. Саттарова Н.И. Учитель информатики рекомендует. Компью­терные инструменты в образовании: сб. науч. тр. СПб., 2000, № 3–4, С. 129–134.
  8. Федеральный закон «О защите детей от информации, причи­няющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 389105&dst=1000000001 %2C0#D451BhS4YxdIhuYx1 (дата об­ращения 23.09.21).
  9. Шариков A.B. Если сомневаешься, исключи: Дети и насилие на экране. Культура: сб. науч. тр. М.: 2000. № 46. С.4.

Информация об авторах

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4025-514X, e-mail: 4230000@rambler.ru

Калинина Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-2394, e-mail: t.kalinina@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 202
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 315
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 24