Самосовершенствование личности пенитенциарного психолога как условие эффективного психокоррекционного воздействия на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных

41

Общая информация

Рубрика издания: Возможности психокоррекции девиантного развития, аддиктивного и аутоагрессивного поведения и последствий насилия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Самосовершенствование личности пенитенциарного психолога как условие эффективного психокоррекционного воздействия на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Проблема эффективности психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными является актуальной и на современном этапе развития, как пенитенциарной системы, так и практической психологии.

Полный текст

Проблема эффективности психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными является актуальной и на современном этапе развития, как пенитенциарной системы, так и практической психологии.

Объективными показателями эффективности психокоррекционной работы, проводимой с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, по нашему мнению, является снижение уровня рецидивности после освобождения. Другим показателем эффективности положительного воспитательного воздействия на несовершеннолетних делинквентов является правопослушное поведение в период нахождения в учреждениях ФСИН России.

Психокоррекционные мероприятия, проводимые с несовершеннолетними в учреждениях УИС, представляют собой сложную комплексную работу, требующую учета ряда специфических для данного возраста факторов, которые мы условно разделим на две группы.

К первой группе мы относим интенсивные психофизиологические изменения, происходящие на данном возрастном этапе. Вторую группу составляют факторы, связанные с современными источниками информации и развитием технических средств передачи информации (разнообразные информационные потоки в сети «Интернет», телевидения, СМИ, которые могут обладать как положительным, так и отрицательным суггестивным воздействием). Поэтому контроль информационных потоков необходим для несовершеннолетних правонарушителей. При этом, в организации просветительской, коррекционной работе нужно учитывать и психолого-физиологический компонент выраженный в интеллектуально-нравственной неразвитости и эмоционально-волевой неустойчивости, которая толкает молодых людей на различного рода поведенческие девиации.

Психофизиологические особенности подросткового возраста достаточно широко исследованы и представлены в специальной научной литературе, в то время как современные условия формирования личности подростка требуют постоянного контроля и изучения, в силу изменчивости данных условий.

В работе с несовершеннолетними осужденными психологу и сотрудникам необходимо с повышенным вниманием учитывать требования индивидуализации наказания, характер и общественную опасность совершенного преступления, личность осужденного. Необходимо понимать, что характер совершенных ими преступлений и их мотивация существенно отличаются от аналогичных показателей у взрослых.

Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, характеризуются, как правило, несформированностью мировоззрения, навыков социального взаимодействия и труда, педагогической запущенностью, возрастной социальной незрелостью, инфаннтильностью.

Преодолеть указанные психологические особенности несовершеннолетних позволит применение комплекса разнообразных психологических и педагогических средств воздействия.

К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, относится специальное и общеобразовательное обучение. Относительно осужденных несовершеннолетних необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия.

Однако в современных условиях на эффективность психокоррекционной работы и исправительной работы в целом влияет личность психолога и сотрудника, взаимодействующих с несовершеннолетними. Психологу необходимо постоянное самосовершенствование своих профессиональных и личностных качеств. Необходимо быть в курсе современных тенденций в молодежной среде. Изучать особенности современной субкультуры молодежи, понимать «язык» современных подростков, их ценности и жизненные ориентиры.

Психологу необходимо постоянное расширение собственного кругозора, в различных сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, психолог помимо своих профессиональных навыков должен в качестве «инструмента» позитивного воздействия на несовершеннолетних свою собственную личность, что позволит повысить качество проводимой им психокоррекционной работы.

Эффективность проводимой психокррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными требует постоянного самосовершенствования личности психолога, которую необходимо проводить как самостоятельно, так и в рамках системного профессионального обучения.

Метрики

Просмотров

Всего: 916
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0