Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей
Одаренность- это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Одаренность, рабочая концепция/ под ред. Д.Б.Богоявленской.М., 2002).
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Наследственность, влияние среды, собственная активность способствуют развитию одаренности.
Признаки одаренности:
- Повышенная активность (некоторым детям требуется меньше времени для сна)
- Высокая познавательная активность ( задают много вопросов, разбирают игрушки, часы)
- Генерирование новых идей ( придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)
- Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее
- Быстрое реагирование на происходящие события
- Создание новых необычных стратегий деятельности
- Самобытность
- Склонность к анализу ситуации
- Склонность к выявлению закономерностей
- Высокая скорость обучения
- Способность к самообучению
- Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий
- Высокая тербовательность к результатам собственного труда
- Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами
Выделяют следующие виды одаренности.
1. По виду деятельности:
- В практической деятельности – в ремеслах, спортивную и организационную
- В познавательной деятельности – интеллектуальную
- В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкаьлную одаренность
- В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность
- В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется с создании новых духовных ценностей и служении людям
2. По степени сформированности одаренности
- актуальная (есть результаты)
- потенциальная
3. По форме проявления
- Явная (дочтижения очевидны)
- Скрытая ( более явными являются трудности)
4. По широте проявлений в различных видах деятельности
- Общая
- Специальная
5. По критерию возрастного развития
- Ранняя одаренность
- Поздняя одаренность
При кажущемся благополучии многие одаренные дети проявляют высокий уровень тревожности из-за стремления соответствовать ожиданиям взрослых. При завышенной самооценке такие дети берутся за непосильные проблемы, претендуют на роль лидера в учебном коллективе, ориентированы только на успех. Чем одареннее ребенок, чем тоньше унего душа, тем опаснее для него различные эмоциональные потрясения.
Предложенный в статье Лебедевой Д.В. (62) вариант арт-техники можно рассматривать как экспрессивную проективную арт-терапию. Данная программа включает в себя экспресс-диагностику эмоционального состояния ребенка.
Развитие детской умственной одаренности рассматривается в статье Веракса Н.Е. «Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте» (41) в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Под нормативной ситуацией понимается сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на выделенные структурные компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.
В зависимости от характера нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу. В соответствии с ситуацией могут быть выделены три типа правил, регулирующих активность ребенка дошкольного возраста:
- запрещающие,
- позитивно нормирующие и
- нормотворческие.
Образовательная система, которая включает нормативные ситуации, поддерживающие детскую познавательную инициативу, обусловливает эффективное развитие детской одаренности.
Обучение одаренных детей предполагает индивидуализацию учебного процесса, факультативные занятия, организацию уроков по свободному выбору, работу в малых группах, создание на уроках «проблемных ситуации», дифференцированные домашние задания, решение логических задач, решение задач с несколькими ответами, задания на опережение.
Для того, чтобы одаренные дети чувствовали себя комфортнее в школе, а процесс обучения был для них полезнее и интереснее, необходимо соблюдать следующие принципы:
- Учет возрастных особенностей, предполагающий предъявление требований, адекватных возможностям ребенка
- Индивидуализация процесса обучения, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка
- Создание условий для самопознания
- Опора на «сильное звено», предоставление условий для выражения таланта ребенка в процессе учебной деятельности
- Создание условий для личностного развития и поддержка познавательной активности, поддержка самостоятельности
- Использование междисциплинарного подхода на основе интеграции тем из разных областей знаний (76)
Лейтес Н.С. (42) показывает неразрывную взаимосвязь индивидуального и возрастного в признаках умственной одаренности, вводит понятия "возрастные факторы одаренности", "возрастная одаренность". В центре его внимания - трудности диагноза и прогноза.
Хромов В. (50) в своем исследовании рассматривает компоненты компьютерной одаренности: технические компьютерные способности, абстрактно-символьные способности в области программирования, способность входить в особое психологическое состояние, способность иметь глубокую базу знаний и широкий интеллектуальный кругозор, способность к самообучению и самообразованию, мотивация, креативность.
В статье «Школа для особенных» (51) представлена беседа с одним из участников группы по вопросам изучения одаренности Натальей Борисовной Шумаковой. Рассказывается о проблемах одаренных детей и о работе "Школы для одаренных детей", в создании которой принимала участие Н. Шумакова.
Дорофеева Г.А. в статье «Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной Деятельности» (56) приводит результаты анализа отечественных исследований проблемы адаптации первоклассников. В качестве условия, способствующего процессу адаптации к образовательному процессу рассматривается включение в обучение игры.
Рассматривается проблема адаптации "нестандартных" детей к школе (дети с
временной задержкой психического развития, дети с психофизическим
инфантилизмом, дети с физическими недостатками, одаренные дети). Выделены
особенности взаимоотношений первоклассника со взрослым в обучающем
пространстве, систематизирован
ряд трудностей, возникающих у детей, сформулированы условия, способствующие
адаптации детей к школьному обучению Коваль Т. В. (63) описывает опыт
педагогической работы с одаренными детьми с использованием развивающего
дискомфорта как метода работы с одаренными школьниками.
В статье Ярцева Д.В. «Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей(68) рассматриваются факторы формирования самооценки, а также источники получения подростком информации о себе и трудности, связанные с отсутствие баланса между личностно-социальным и интеллектуальным взрослением (трудности в общении).
В статье Щеблановой Е.И. (70) приводятся результаты исследования причин неуспешности одаренных школьников. Исследование решало следующие задачи:
1) установить взаимосвязи некоторых психодиагностических показателей и
школьной
успеваемости учащихся 5-7 классов;
2) определить когнитивные и мотивационно-личностные особенности учащихся 5-7
классов, успеваемость которых неадекватна высокому уровню их познавательных
возможностей
В статье Савенкова А.И. «Детская одаренность как теоретическая проблема» (73) одаренность представлена как сложное многомерное явление. Выявлены три ее характеристики:
- мотивация,
- креативность
- интеллект
Что позволяет понять процесс выявления одаренности и развития потенциала
личности.
Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его
взрослых, перед которыми стоит задача распознать явные и скрытые детские
таланты, помочь реализовать их. Книга «Ох уж эти одаренные дети. Талант и
синдром дефицита внимания: двойная исключительность» (76) посвящена детям с
«двойной исключительностью» - тем, у кого одаренность сочетается с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью. Авторы рассказывают, как за симптомами
СДВГ разглядеть одаренность; как взаимодействовать с дважды исключительными
детьми, как их обучать, во что с ними играть, как научиться их ценить и
беречь.
Волевая саморегуляция у детей с двойной исключительностью недостаточно сформирована, требуется контроль со стороны взрослых. Эти дети отличаются забывчивостью, но, занимаясь интересующей их деятельностью, могут быть целеустремленными, усидчивыми и ответственными. Но все же чаще это происходит при поддержке взрослых. Дети с двойной исключительностью предпочитают оставаться при своем мнении, готовы действовать самостоятельно, наперекор группе или взрослым.
Стремясь к самостоятельности и независимости, дети с двойной исключительностью хотят всегда сами принимать решения. С этими детьми нужно договариваться. Чем короче период времени, в течение которого ребенок должен контролировать себя, тем легче ему выполнить обещание.
Дети с двойной исключительностью – экспериментаторы, всегда чем-то заняты, что-то пробуют, активны. В процессе диагностики важно рассматривать сильные стороны дважды исключительных детей отдельно от их слабых сторон, не усредняя баллы (76).
Психология одаренности.
Литература по вопросам одаренности
- Колисниченко, Н. В.Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности //Журнал прикладной психологии. - М., 2003. - с.26-27.
- Лукаш, Елена Юрьевна. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США //Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
- Психологические особенности человека: В 2 т./ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев; ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1960 - Т. 2: Способности
- Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика/ Л.А. Регуш. - Киев: Вища школа, 1997.
- Тарасова, Кира Владимировна. Онтогенез музыкальных способностей; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988.
- Поиграем - помечтаем: Вообрази себе. - М.: Эйдос, 1994.
- Айзенк, Ганс Юрген. Проверьте свои способности. - СПб.: Лань; СПб.: Союз, 1996.
- Как определить и развить способности ребенка. - СПб.: РЕСПЕКС,1996.
- Одаренные дети: Перевод с английского/ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; - М.: Прогресс, 1991.
- Способности и склонности: комплексные исследования/ Под ред.Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.
- Развитие и диагностика способностей/ Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991.
- Психология общих способностей/ Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999.
- Одаренность: дар или испытание/ В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. - М.: Знание, 1990.
- Винокурова, Н.К.Магия интелекта или книга о том,когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/ Н.К. Винокурова, Н.К. Винокурова. - М.: "Эйдос", 1994.
- Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред.В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990.
- Мейснер, Тони. Вундеркинды.Реализованные и нереализованные способности. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр./ Отв.ред. С.З. Гончаров. - Свердловск: СИПИ, 1990.
- Мнемические способности: развитие и диагностика/ В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990.
- Видинеев, Николай Васильевич.
Природа интеллектуальных способностей человека.- М.: Мысль, 1989. - Кадыров Б. Р.Способности и склонности: Психофизиол. исслед. - Ташкент: Фан, 1990.
- Шадриков В. Д.Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 1996.
- Бине А.Измерение умственных способностей. - СПб.: Союз, 1999.
- Винокурова Н. К.Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М.: АСТ-Пресс, 1999.
- Способности и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов/ Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского; [Редкол.: Н.П.Воронин (отв.ред.) и др.]. - Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1989.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ [В.Н. Дружинин, Е.А. Миронов, А.В. Карпов и др.]; Под ред. В.Д. Шадрикова. - Саратов: Саратовский университет, 1989.
- Лук, А.Н. Психология творчества; Акад. наук СССР; Отв. ред. В.А. Лекторский; Академия наук СССР . - М.: Наука, 1978. - 128 с.
- Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 143, [1] с.
- Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей/Вопросы психологии. - М., 2004. - N2. - С. 119-127.
- II Международная конференция по проблемам одаренности/ Д. Б. Богоявленская //Вопросы психологии. - М., 2004. - N3. - С. 120-121
- Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США/Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
- Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/ А. Миллер. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2003.
- Лосева, Алла Аскольдовна. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.
- Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996.
- Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности: (Патографические описания жизни и творчества великих людей)/ Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев; Сост. и общ. ред. В.М. Свининникова, Ю.Л. Кириллова. - М.: Новь, 1999.
- Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000.
- Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000.
- Кулагина И.Ю.Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студ. и преподавателей/ И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 1999.
- Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
- Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000.
- Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- 2003.- N 6.- С. 17-31.
- О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы
психологии.- 2003.- N 4.- С. 13-18. - Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27 - 32.
- Шахматный талант: Божий дар или наказание?: (К вопросу о
децентрации в системе дополнительного образования детей) / С.В.
Барканов // Народное образование.- 2002.- N 9.- С. 30-32. - Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система //
Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- N 6.-
С. 71-78. - Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4.- С. 60-74.
- Ермолова Т. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? / Эстетическое воспитание.- 2001.- N 3.- С. 43-46.
- Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 59-63.
- Соотношение
интеллектуального и творческого компонентов
одаренности / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и
образование.- 2002.- N 1.- С. 51-58. - Хромов В. Ботаны, асы и хакеры: Специфика детской компьютерной
одаренности // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 35-37. - Школа для особенных / Наталья Борисовна Шумакова; Беседу
вел Александр Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 25-30. - Седов А. Биология одаренности / А. Седов, А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 41-50.
- Хромова Т. Трудно ли учить вундеркиндов?: Педагогические проблемы работы с одаренными детьми // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 31-34.
- Пасевич В.А. Станут ли вундеркинды гроссмейстерами, или как работать с сильнейшими учениками // Открытая школа. – 2002. - № 2. – С. 5-9; Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 4. – С. 29-33.
- Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа.- 2001.- N 5.- С. 73-77.
- Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология.- 2001.- N 3.- С. 75-83.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.- N 4.- С. 30-44.
- Психологические предпосылки творческого мышления: По автобиографическим материалам П.А. Флоренского / Алексей Михайлович Матюшкин // Мир психологии.- 2001.- N 1.- С. 128-141.
- Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б.Богоявленская,
М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и
образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13. - Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.- 2001.- N 1.- С. 153-156.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.
- Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование.-
2000.- N 1.- С. 115-118. - Коваль Т. В. Одаренный ребенок нуждается в... дискомфорте:
Практический опыт педагогической работы с одаренными детьми //
Лицейское и гимназическое образование.- 1999.- N 6.- С. 68-71. - Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитии одаренных учеников в школе
- Панов В. Не только дар, но и испытание: [Об одаренных детях] // Директор школы.- 2000.- N 3.- С. 56-62.
- Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 36-47.
- Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.- 1999.- N 9.- С. 183-185.
- Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология.- 1999.- N4.- С. 75-79.
- Панов В. Одаренность - что она есть и как с ней быть?: [Об
особенностях обучения одаренных детей в школе] / Виктор Панов; Подгот. В. Рыбаков // Домашнее воспитание.- 2000.- N 4.- С. 86-89. - Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. - № 3. – С. 41-51.
- Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 1999.- N 12.- С. 2-14.
- Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч.- 1999.- N 6.- С. 70-72.
- Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- С. 94-100.
- Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми
- Фокина Е. А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы
- Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010