Свой юбилей отмечает Центр экстренной психологической помощи МЧС

22

10 лет назад, 17 сентября, был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, специалисты которого оказывали психологическую поддержку пострадавшим, а также родственникам погибших в крупных чрезвычайных ситуаций. О работе психологов рассказала в интервью корр. ИТАР-ТАСС Татьяне Хан директор Центра экстренной психологической помощи Юлия Шойгу.

ВОПРОС: Юлия Сергеевна, становление психологической службы пришлось на самое сложное для страны время, когда было высоко и число чрезвычайных ситуаций, и количество происходивших терактов. Как происходило развитие ЦЭПП в это время? И что вы считаете самой большой удачей?

ОТВЕТ: Мы были созданы в 1999 году, но даже до момента официального создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России нашим специалистам пришлось работать на ликвидации последствий двух террористических актов в Москве – взрывов домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе.

Поскольку мы сразу попали в такую экстремальную ситуацию, нам пришлось быстро развивать технологию оказания помощи пострадавшим и их родственникам. Учиться на тот момент было не у кого. Дело в том, что тогда, 10 лет назад экстремальная психология не была отдельной областью практической деятельности, опыта оказания психологической помощи не было, отсутствовали условия для работы, не хватало времени, но было большое количество пострадавших.

Столь быстрое и, на мой взгляд, вполне успешное развитие Центра за эти 10 лет обусловлено именно этими факторами. Нам пришлось сразу адаптироваться к ситуации, мгновенно принимать решения, понимая всю ответственность принимаемых решений. Мы работали с людьми  и не имели права на ошибку. Равно как и сейчас.

Безусловно, весь опыт, полученный нами за все годы, мы используем в настоящем, приумножая его, развивая новые методики и перспективные способы оказания психологической помощи.

ВОПРОС: У психологов появилась своя страница в Интернете. Насколько эффективным вы считаете такой способ оказания помощи?

ОТВЕТ: Эффективность оценить сложно. Для этого надо проводить серию специальных исследований, но с точки зрения развития психологии это новая и очень перспективная форма консультаций. В Интернете люди знакомятся друг с другом, становятся друзьями, в сети возможен обмен впечатлениями и эмоциями.

Да, работа через компьютер лишена личностного общения и имеет свою специфику и нюансы. Но, тем не менее, это всего лишь другая форма работы оказания психологической помощи и, как показывает практика, не менее эффективная и, может даже, более мобильная. Некоторые относятся к этому скептически, но мне кажется, что за этим направлением будущее.

ВОПРОС: Юлия Сергеевна, психологи МЧС провели огромную работу во время ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в этом году. Если сравнивать с работой во время других ЧС, что было самое сложное в данном случае?

ОТВЕТ: Помимо самой чрезвычайной ситуации, есть еще и внешние факторы, которые могут сделать ее еще более трагической. Поселок Черемушки (большинство погибших на СШ ГЭС жители этого поселка – прим. ИТАР-ТАСС) небольшой, поэтому концентрация горя там огромная. Если даже у человека никто не погиб из близких, погиб кто-то из друзей и знакомых.

Во-вторых, это близкое расположение поселка к Саяно-Шушенской ГЭС. И его жители, которые там работали, строили ее, любили эту станцию. Они относятся к аварии как к личной потере.

Сильно осложняло работу то, что оказались нарушены установки безопасности. Жители поселка  верили, что это самая надежная станция. Но они перестали чувствовать себя в безопасности. Людям просто было страшно. Многие говорили: «просыпаюсь и слушаю, нормально вода шумит или нет».

Помимо этого очень долго люди находились в неизвестности, и они не понимали, что случилось с их родными, это еще сильнее усугубляло ситуацию. Люди осознавали, что шансов на то, что их родные живы, мало, но надежда все равно была.

Еще одна особенность, с которой мы редко сталкиваемся, заключалась в том, что в районе чрезвычайной ситуации работала огромная группировка сил МЧС. Это не только московские отряды «Центроспас» и «Лидер», но и спасатели из всех регионов Сибири.

Спасатели работали на одном участке, и им приходилось срабатываться на ходу. Психологи старались вносить свой посильный вклад в работу спасателей, направленный на профилактику возможных негативных последствий.

ВОПРОС: Многие психологи считают, что жители поселка Черемушки, большинство из которых работали на ГЭС, еще не скоро оправятся от этого шока и что, помимо того, что многие из них не смогут вернуться на станцию, они не смогут и в дальнейшем жить в этом поселке, где все напоминает о трагедии. Насколько обоснованным вы считаете такое мнение?

ОТВЕТ: Зачастую после таких событий раздаются заявления психологов, что лучше людям уехать. Я хочу сказать, что это безответственное заявление. Получается, что людей заранее настраивают на то, что они не справятся. Но трагедия внутри человека, и неважно, где он будет жить – в поселке Черемушки или где-то еще.

Есть такое понятие как посттравматический рост, когда человек становится сильнее и понимает, что способен самостоятельно справиться с горем. Бывают ситуации, когда человеку действительно нужна помощь психолога. И задача специалиста – помочь справиться со стрессом, преодолеть его.

Что касается возвращения работников на Саяно-Шушенскую ГЭС, то в данном случае необходимо отметить, что люди испытывают страх, приходя на место аварии. Если одни самостоятельно с этим справляются, то для других это не так просто.

Я знаю, что администрация Республики Хакасия старалась организовать работу по осуществлению психологической поддержки людей. В свою очередь, мы ходе работы на месте аварии постарались определить основные направления, по которым надо работать с пострадавшими людьми. Постарались максимально передать свой опыт и оказать всю необходимую помощь для дальнейшей работы с пострадавшими.

Источник: http://www.itar-tass.com