Опасна ли адаптация уроков литературы к интересам современных школьников?

27

Трудная работа — сеять разумное, доброе, вечное в душах подрастающего поколения. Сопротивляются изо всех сил ученики, не хотят учиться, читать не хотят, предпочитая реалити-шоу книге. Но учителя не сдаются и изобретают противоядие, причем  идея создания вакцины против невежества и безграмотности охватила преподавателей всего мира. И в США, и в Англии, и даже в когда-то самой читающей России филологи ломают голову над вопросом, как бороться с патологическим нежеланием детей читать и катастрофическим снижением  уровня грамотности.

Оригинальная находка мисс Маккнейл

Лорри Маккнейл (Lorrie McNeill), преподавательница литературы в средней школе США, решила предоставить своим ученикам выбор: не хотите читать Джорджа Гордона Байрона и Чарльза Диккенса? Прекрасно! Тогда будем изучать то, что интересно вам!

Мисс Маккнейл уверена, что классическая программа обучения давно устарела, в ней не учтены особенности современности. Сегодня дети не такие, какими они были вчера: их не убедишь читать классику, ведь на их восприятие значительное влияние оказывают компьютерные игры, телевидение, массовая культура. С точки зрения учителя, необходимо отказаться от традиционных систем преподавания и предоставить детям свободу выбора. Ученики будут читать то, что им хочется, а не то, что нужно. Таким образом, вы легко перешагнете  камень преткновения в изучении литературы — нежелание брать книгу в руки, чтение станет увлекательным процессом, а не скучным домашним заданием.

Предложение Лорри Маккнейл вызвало дискуссию среди преподавателей. Так, профессор английского языка в университете Эмори Марк Бауерлейн (Mark Bauerlein), сторонник классических программ обучения и автор книги «Деградация поколения: как эра цифровых технологий влияет на молодых американцев и ставит под угрозу наше будущее», неожиданно поддержал мисс Маккнейл. «Действительно, я выступаю за классическую программу обучения. Человек, который прочитал Диккенса, безусловно, хорошо образован, это человек высокой культуры. Но сейчас, в эпоху геймеров и  было бы очень хорошо, если бы дети, читая Гарри Поттера, сохранили хотя бы привычку к чтению».

«Легкое чтение» 

В Великобритании придумали другой способ борьбы с безграмотностью и массовым бойкотом чтению — выпускать книги, написанные простым  ясным языком. Издательства просили авторов создавать книги специально для этого проекта.  В настоящее время эксперимент решили повторить в Канаде. Известные канадские литераторы совместно с организацией по борьбе с неграмотностью «Эй-Би-Си Канада» в течение трех лет должны создать книги разных жанров, чтобы заинтересовать как можно больше людей. Основные требования к произведениям— простота и лаконичность.

В проекте «Быстрое чтение» будет участвовать писательница Луиза Пенни (Louise Penny), автор приключенческих романов. В России издавались два романа Пенни: "Что скрывал покойник" и "Последняя милость". По ее словам, справиться с поставленной задачей не так-то просто — предъявляемые к текстам  требования "дисциплинируют и заставляют тщательно работать со словом".

Руководитель «Эй-Би-Си» Маргарет Итон (Margaret Eaton) в интервью телеканалу Си-Би-Си подчеркнула, что первые книги, созданные в рамках проекта, поступят в библиотеки, часть тиража будет распространяться бесплатно, а цена в книжных магазинах не превысит 10 долларов.

Комплексный подход русских филологов

В России учителя и родители негативное отношение к чтению, неприятие классической русской и мировой литературы воспринимают как глобальную проблему, угрозу интеллектуальному и духовному развитию нации. И хотя говорить о конкретных мерах пока было бы опрометчиво, филологи и психологи утверждают, что необходимо использовать комплекс всех доступных средств, иначе кризис не преодолеть.

Результаты исследования на тему «Детское чтение» Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), проведенные по заказу фонда «Пушкинская библиотека», помогли четче ограничить круг причин эпидемии нечтения среди детей в возрасте от 9 до 13 лет. Во-первых, огромную роль играет пример родителей, а во-вторых, методики преподавания литературы. Дело в том, что программа обучения в общеобразовательных школах раздута, а количество часов сокращено, соответственно, физически не хватает времени на глубокое изучение произведений, у детей  и учителей отнимают радость совместного познания. Конечно, формальный подход  только у редких учеников не вызовет неприятия. Наконец, детям нечего предложить вместо набившей оскомину школьной программы. Иными словами, нет  хорошей подростковой современной литературы, отсюда  массовое увлечение Гарри Поттером.

В отличие от учителей и родителей, психологи не видят в популярности книг Роулинг, японских комиксов и другой подобной литературы, ничего плохого. Напротив, они вслед за  мисс Лорри Маккнейл советуют поощрять этот интерес и не заставлять читать классику. Пусть читают хоть инструкции на упаковках, главное, чтобы читали!

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования академика Марьяна Безруких считает, что воспитать любовь к классической литературе можно с помощью театра. Дети услышат, как звучит слово, увидят, что произведение имеет прямое отношение к жизни.  Вероятно, что на фоне жестких боевиков, которые дети могут посмотреть в любое время, спектакль будет выгодно отличаться, привлечет их внимание необычностью, иными выразительными средствами, в тоже время спектакль не статичен, на сцене разворачиваются действия так же, как в фильме.

Филологи советуют родителям читать самим, читать много и разнообразную литературу. «Чужой пример заразителен!» — это житейская мудрость как нельзя лучше применима к данной ситуации. И в самом деле, почему бы не забросить все дела и не заняться решением столь важной проблемы? Читайте книги, ходите в театры, посещайте литературные вечера!

Текст: Дорогова Юлия
Источник: http://www.olmamedia.ru


Смотри также

11.09.2009 Ревекка Фрумкина Взрослые размышления о чтении для детей