Опасна ли адаптация уроков литературы к интересам современных школьников?
Трудная работа — сеять разумное, доброе, вечное в душах подрастающего поколения. Сопротивляются изо всех сил ученики, не хотят учиться, читать не хотят, предпочитая реалити-шоу книге. Но учителя не сдаются и изобретают противоядие, причем идея создания вакцины против невежества и безграмотности охватила преподавателей всего мира. И в США, и в Англии, и даже в когда-то самой читающей России филологи ломают голову над вопросом, как бороться с патологическим нежеланием детей читать и катастрофическим снижением уровня грамотности.
Оригинальная находка мисс Маккнейл
Мисс Маккнейл уверена, что классическая программа обучения давно устарела, в ней не учтены особенности современности. Сегодня дети не такие, какими они были вчера: их не убедишь читать классику, ведь на их восприятие значительное влияние оказывают компьютерные игры, телевидение, массовая культура. С точки зрения учителя, необходимо отказаться от традиционных систем преподавания и предоставить детям свободу выбора. Ученики будут читать то, что им хочется, а не то, что нужно. Таким образом, вы легко перешагнете камень преткновения в изучении литературы — нежелание брать книгу в руки, чтение станет увлекательным процессом, а не скучным домашним заданием.
Предложение Лорри Маккнейл вызвало дискуссию среди преподавателей. Так, профессор английского языка в университете Эмори Марк Бауерлейн (Mark Bauerlein), сторонник классических программ обучения и автор книги «Деградация поколения: как эра цифровых технологий влияет на молодых американцев и ставит под угрозу наше будущее», неожиданно поддержал мисс Маккнейл. «Действительно, я выступаю за классическую программу обучения. Человек, который прочитал Диккенса, безусловно, хорошо образован, это человек высокой культуры. Но сейчас, в эпоху геймеров и было бы очень хорошо, если бы дети, читая Гарри Поттера, сохранили хотя бы привычку к чтению».
«Легкое чтение»
В проекте «Быстрое чтение» будет участвовать писательница Луиза Пенни (Louise Penny), автор приключенческих романов. В России издавались два романа Пенни: "Что скрывал покойник" и "Последняя милость". По ее словам, справиться с поставленной задачей не так-то просто — предъявляемые к текстам требования "дисциплинируют и заставляют тщательно работать со словом".
Руководитель «Эй-Би-Си» Маргарет Итон (Margaret Eaton) в интервью телеканалу Си-Би-Си подчеркнула, что первые книги, созданные в рамках проекта, поступят в библиотеки, часть тиража будет распространяться бесплатно, а цена в книжных магазинах не превысит 10 долларов.
Комплексный подход русских филологов
Результаты исследования на тему «Детское чтение» Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), проведенные по заказу фонда «Пушкинская библиотека», помогли четче ограничить круг причин эпидемии нечтения среди детей в возрасте от 9 до 13 лет. Во-первых, огромную роль играет пример родителей, а во-вторых, методики преподавания литературы. Дело в том, что программа обучения в общеобразовательных школах раздута, а количество часов сокращено, соответственно, физически не хватает времени на глубокое изучение произведений, у детей и учителей отнимают радость совместного познания. Конечно, формальный подход только у редких учеников не вызовет неприятия. Наконец, детям нечего предложить вместо набившей оскомину школьной программы. Иными словами, нет хорошей подростковой современной литературы, отсюда массовое увлечение Гарри Поттером.
В отличие от учителей и родителей, психологи не видят в популярности книг Роулинг, японских комиксов и другой подобной литературы, ничего плохого. Напротив, они вслед за мисс Лорри Маккнейл советуют поощрять этот интерес и не заставлять читать классику. Пусть читают хоть инструкции на упаковках, главное, чтобы читали!
Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования академика Марьяна Безруких считает, что воспитать любовь к классической литературе можно с помощью театра. Дети услышат, как звучит слово, увидят, что произведение имеет прямое отношение к жизни. Вероятно, что на фоне жестких боевиков, которые дети могут посмотреть в любое время, спектакль будет выгодно отличаться, привлечет их внимание необычностью, иными выразительными средствами, в тоже время спектакль не статичен, на сцене разворачиваются действия так же, как в фильме.
Филологи советуют родителям читать самим, читать много и разнообразную литературу. «Чужой пример заразителен!» — это житейская мудрость как нельзя лучше применима к данной ситуации. И в самом деле, почему бы не забросить все дела и не заняться решением столь важной проблемы? Читайте книги, ходите в театры, посещайте литературные вечера!
Текст: Дорогова Юлия
Источник: http://www.olmamedia.ru
Смотри также
11.09.2009 Ревекка Фрумкина Взрослые размышления о чтении для детей