Как лечить "сентябрьский синдром" - интервью с психологом

31

Как лечить «сентябрьский синдром»? Свое мнение высказывает известный педагог и психолог, заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского психолого-педагогического университета Виктория ЮРКЕВИЧ.

– Помните? «Почему сегодня Петя / Просыпался десять раз? / Потому что он сегодня / Поступает в первый класс». Типичный пример «сентябрьского синдрома». В первую очередь ему подвержены будущие первоклассники. Но и повзрослев, почти все дети в конце лета начинают испытывать тревогу, страх.

– Это плохо для детской психики?

– Иногда даже хорошо. Некоторая тревожность помогает ребенку собраться. Однако родители умудряются сделать эту тревогу неоптимальной. «Если ты будешь так себя вести, учительница не будет тебя любить!» Этим «если» родители, считая, что они воспитывают, поднимают детскую тревожность выше допустимого уровня. В результате, с одной стороны, ребенку хочется в школу, а с другой – он начинает бояться, что он не справится. Это уже некоторая самонастройка на неудачу. К сожалению, этот самонастрой у 80 процентов мальчиков и 30–40 процентов девочек оправдывается. Особенно, если они попадают в обыкновенную школу к обыкновенному учителю.

– Как справляются с «сентябрьским синдромом» необыкновенные учителя?

– Они понимают, что маленького ребенка, только что попавшего в школу, не надо все время одергивать, что он не в состоянии сидеть смирно, когда ему скучно. Они разрешают принести на урок любимую куклу.

– А как же дисциплина?

– В классе с 30 маленькими учениками без дисциплины урока просто не будет. Но такой армейской дисциплины, как в нашей начальной школе, нет нигде – ни в Европе, ни даже в Китае! И это зачастую не вина нашей школы, а ее беда. В классе должно быть максимум 20 детей. А лучше 15. Тогда их можно посадить в кружок, чтобы они видели не затылки, а лица друг друга. Можно позволить им немного пошуметь, подвигаться. Это особенно важно в сентябре. И, конечно, никаких отметок...

– Это разрешено?

– Разумеется! И у нас это уже делается: принято решение, что на протяжении всего года учебы в первом классе детям не будут ставить отметок. Но ведь учителям по-прежнему на уроке нужны будут тишина, порядок и беспрекословное послушание. Думаю, нужно менять не систему, а в значительной мере подготовку учителей начальных классов.

– Что посоветуете родителям, чтобы снизить риск «сентябрьского синдрома»?

– Радоваться самим и внушать радость детям. И еще настроить ребенка (и настроиться самим!) на то, что сразу ни у кого ничего не получается. Обидно, что именно в начальной школе и именно благодаря «сентябрьскому синдрому» мы теряем многие способности детей. Активный, живой, направленный на развитие ребенок, который много раз в первые школьные дни испытал неудачу, уже не узнает, какое это удовольствие – шевелить мозгами.

Беседовала: Галина ТУМАРКИНА

Источник: http://www.tribuna.ru/news/