Воспитывать толерантность в школе?
"Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается" [энциклопедия Кругосвет].
Около 30% детей мигрантов, попадая в московские школы, не обладают даже базовыми знаниями и плохо говорят по-русски. В совмеремнных московских школах таких учеников дразнят и всячески притесныют сверстники и старшеклассники. В связи с этим, мэр Москвы Лужков распорядился говорить в школах о толерантности.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...".
Проявляем ли мы, взрослые, толерантность? Кто должен прежде всего воспитывать толернатность в подрастающем поколении? Кого учить толерантности: "нас" или "их"? Есть ли смысл говорить о толерантности в школе? Корреспонденты онлайн-журнала "Комсомольская правда" распросили об этом представителей очень разных профессий:
Марк ЗАХАРОВ, режиссер: - Воспитывать детей в духе терпимости должны прежде всего родители и само общество. Причем годами! А за 45 минут что объяснишь?
Алексей МИТРОФАНОВ, политик: - На уроке детям нужно объяснить, что мигранты нужны Москве. Вот папа Равшана строит дом, где вы будете жить. Папа Джамшуда - подметает, чтобы вы ходили по чистым улицам. А живут они, между прочим, куда скромнее, чем большинство из вас!
Александр ДОЛГОРУКОВ, социолог, кандидат философских наук: - Жить в мире друг с другом национальности не научили даже в США - «плавильном котле наций». Нации все равно будут стремиться к обособленности. Но чтобы договориться о ненападении, нужно разговаривать на одном языке.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации: - Лучше ввести для мигрантов коррекционные курсы, где им преподадут русский язык, а заодно объяснят, что посылать учителя матом и бить одноклассников - это плохо. Без таких курсов эти уроки станут издевательством над московскими школьниками - их научат, как не отвечать ударом на удар...
Владимир ВИНОКУР, артист: - На месте учителей я бы вспомнил историю СССР и рассказал, как мы вместе с таджиками, узбеками и другими народами смогли защитить страну и победить фашистов. Надо больше историю преподавать, тогда и толерантность придет сама собой!
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России: - Такие уроки мало чему помогут. Толерантность в современном понимании - это имитация интернационализма без его базы, которая была в нашем недавнем прошлом. Надо менять формат мировоззрения и бороться с фашистскими тенденциями, распространяющимися в низах общества.
Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора: - Опасаюсь, что у нас такие уроки будут слепым заимствованием европейского опыта. Причем не очень удачного: там проповедуется не уважение, а терпимость. Мол, давайте уж потерпим их, раз они здесь живут. К чему это приводит, мы знаем на примере недавних погромов во Франции...
Дмитрий КЛЕВЦОВ, психолог: - Пусть каждый русский мальчик или девочка возьмет шефство над нерусским и научит его хотя бы русскому языку. Это очень по-нашему - «помогать малым народам»...
WWW, читатель сайта КР.RU: - Поддерживаю Лужкова! Только учить толерантности нужно приезжих. Ведь это же не коренные москвичи автопробеги с пистолетной пальбой на улицах столицы устраивают...
Текст: Толбацкая Наталия
По материалам: http://msk.kp.ru, http://www.krugosvet.ru
05.09.2008 В Москве откроется музей толерантности;
Статьи с ключевым словом толерантность в наших журналах.