Смех как средство коммуникации

274

© Ana Sanz - Fotolia.comУченые утверждают, что существует два типа смеха: тот, который имеет источником подлинное веселье и тот, что служит своеобразным способом социальной коммуникации. Результаты нового исследования позволяют утверждать, что дети, страдающие аутизмом, крайне редко используют второй тип смеха. Это открытие позволит более глубоко заглянуть в саму природу данного явления, пишет портал LiveScience.

По мнению ученых, смеяться человек научился на несколько миллионов лет раньше, чем говорить. В частности, в пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что дети приобретают способность улыбаться раньше, чем разговорные навыки. Скорее всего смех служил древнейшей формой коммуникации, позволяя управлять динамикой группы индивидов и устанавливать внутреннюю иерархию, считает Вильям Худенко, психолог из Колледжа Итака (Нью-Йорк, США), руководитель исследования.

"Мы считаем, что этот навык так глубоко "зашит" в подсознание, что даже новорожденные дети начинают использовать улыбку и смех для удовлетворения потребности во внимании окружающих и в качестве выражения привязанности к ухаживающим за ними людям",- говорит исследователь

Отмечается, что в присутствии других людей человек в 30 раз чаще улыбается или смеется, чем делает это в одиночестве. Данный факт подтверждает гипотезу о том, что смех является социальным феноменом. Ведь несмотря на то, что смех твердо ассоциируется с юмором, значительная его часть звучит не в ответ на нечто смешное. Зачастую смех используется в качестве подтверждения, участия в процессе коммуникации и выражении состояния счастья.

"Мы смеемся для того, чтобы "смазать" колеса жизни в социуме", - считает Худенко.

Продолжая классификацию смеха, ученые выделили два его типа: звучный и беззвучный. Исследователи пришли к выводу, что беззвучный смех в большинстве случаев используется для взаимодействия в социуме, в то время как смех в голос связан с позитивным внутренним состоянием. Громкий смех, что называется "до колик в животе", обычно появляется спонтанно. Мы издаем звук с помощью голосовых связок и смеемся естественно и непроизвольно.

Беззвучный смех, в свою очередь, является чем-то более осознанным. Мы издаем все эти сдавленные хрюкающие и фыркающие звуки в тех случаях, когда для этого есть причина, например требуется разрядить напряженную беседу или продемонстрировать дружелюбный настрой.

В ходе исследования выяснилось, что взрослые используют оба типа смеха в равных пропорциях, в то время, как дети могут чаще смеяться в голос, поскольку еще не научились смеяться с какой-то целью.

Больше всего ученых удивило то, что дети, страдающие аутизмом, практически никогда не используют беззвучный смех. В ходе исследования велось наблюдение за играющими детьми в возрасте 8 и 10 лет, для которых периодически создавались вызывающие смех ситуации.

Тестовая группа аутистичных детей смеялась также часто, как и обычные дети, однако их смех в 98% случаев был громким, в то время, как обычные дети использовали оба типа смеха.

"Данное наблюдение было нами воспринято, как предварительно доказательство того, что дети с аутизмом возможно использует смех каким-то иным образом, - объясняет Худенко. - Наша гипотеза заключается в том, что дети с обычным развитием в процессе взросления получают навыки различного звучания смеха, необходимого для тех или иных социальных условий. Вероятно, дети с аутизмом не приспособлены к аналогичным тонкостям социума".

Ученые надеются, что данное открытие не только поможет подчеркнуть различную природу двух видов смеха, но и будет способствовать созданию методов, помогающих аутистичным детям ориентироваться в различных жизненных ситуациях

Помимо этого в ходе исследования выяснилось, что люди в большинстве случаев предпочитают слышать открытый смех, что в немалой степени связано с человеческой подозрительностью: мы лучше реагируем на смех имеющий спонтанное происхождение, нежели на тот, что был искусственно вызван для социальной коммуникации.

Идея ученых заключается в том, чтобы помочь детям чаще использовать смех в время общения, поскольку именно это позволит им устанавливать и развивать отношения с другими людьми.