Первые шаги к инклюзивному образованию в Казани: родительская школа

25

Школьные каникулы в самом разгаре, но как раз в это время многие взрослые сели за парты.

Они стали студентами Родительского университета, который открылся на базе средней общеобразовательной школы №111. По вечерам мамы и папы здоровых детей и детей-инвалидов, педагоги абсолютно бесплатно посещают психологические тренинги и индивидуальные консультации юристов.

Родительский университет: для взрослых и детей

Открытие Родительского университета при Городском центре образования взрослых стало возможно благодаря гранту Президента России в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования», который воплощается в жизнь совместно с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива». Основная цель программы - формировать позитивное отношение к инвалидности в обществе, помочь детям с ограниченными физическими возможностями и здоровым ребятам лучше узнать и понять друг друга, найти общие интересы.

Как рассказала руководитель проектов и грантов Президента Российской Федерации, преподаватель Городского центра образования взрослых, заслуженный учитель РТ Валентина Чернявская, есть два подхода к проблемам инвалидов - традиционный медицинский, когда к ним относятся как к больным, неполноценным людям. А второй подход - социальный, когда в обществе создаются такие условия, при которых инвалиды могут учиться, работать, зарабатывать деньги. Это, в первую очередь, создание доступной среды - пандусы, звуковые светофоры, поручни, средства связи - все, что поможет опорникам, неслышащим, незрячим нормально и безопасно передвигаться, учиться, общаться, чувствовать себя не оторванными от жизни. У нас, к сожалению, отношения между обществом и инвалидом строятся по первому типу. То есть пока инвалиды вынуждены защищаться от общества и доказывать, что они тоже люди.

Дети свободны от психологических барьеров

Родительский университет - первый шаг в создании в Казани системы инклюзивного образования. Это новое для нас понятие, когда здоровые дети и дети-инвалиды обучаются и воспитываются вместе, а не изолированно друг от друга. А для этого помимо безбарьерной среды необходима серьезная специальная подготовка учителей, родителей здоровых детей, детей-инвалидов и самих детей.

Психологи пришли к любопытному выводу - оказывается, у взрослых больше предубеждений и психологических барьеров по отношению к инклюзии. А дети свободны от стереотипов и страхов, они адекватно воспринимают людей с инвалидностью и без проблем общаются с теми, кто на них непохож. Эти страхи у них создают взрослые. Занятия в Родительском университете, научно-практические семинары, круглые столы для преподавателей и родителей и первые уроки доброты, которые в казанских школах прошли весной, призваны сломать все эти барьеры.

Уроки проводили молодые инвалиды-колясочники и инвалиды по слуху, которые учатся в ТИСБИ. В июне уроки доброты в яркой игровой форме каждый день проходили на базе школьного лагеря при школе №111. В лагере работала фотостудия «Мы разные, мы вместе», где ребята постигали азы цифровой фотографии. Лучшие кадры можно будет увидеть на большой выставке, которая откроется к Республиканскому августовскому педсовету. На педсовете впервые будут обсуждаться проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в Татарстане. Фотовыставки, выставки детских рисунков, открытые уроки доброты, другие интересные мероприятия планируется проводить и на базе специализированной школы №86, где учатся дети с ограниченными возможностями.

Источник: http://www.kazved.ru