Обучение, воспитание и защита детства: подходы и практики в журнале «Социальные науки и детство»

56
Иллюстрация к новости

Опубликован новый выпуск журнала «Социальные науки и детство» (№ 3, 2024 г.).

Рубрику «Педагогика и психология образования» открывает исследование, в котором авторы описали образовательные потребности специалистов в области защиты детства из 89 регионов России, что позволило обосновать единую модульную программу повышения квалификации работников органов опеки и попечительства, региональных аппаратов уполномоченных по правам ребенка, руководителей и сотрудников организаций для детей-сирот. Очень важно, когда специалисты таких институтов подходят к защите прав детей с одних позиций, имеют общие цели и систему оценки эффективности.

Следующая статья рубрики рассматривает приоритетные направления в обучении проектным навыкам специалистов в некоммерческом секторе. На основе полученных результатов разработана модель профессиональных компетенций специалиста в области социального проектирования, включающая девять кластеров по трем основным направлениям: «Проектное сообщество», «Проектный цикл» и «Проектная инфраструктура». На ее основе разработан 72-часовой курс повышения квалификации. Изучение модели также включено в магистерскую программу «Доказательное проектирование и оценка проектов в области управления социальными рисками в сфере детства» (МГППУ).

В рубрике «возрастная психология» представлены материалы, продолжающие ряд исследований, посвященных практикам и формам воспитательной работы с детьми-сиротами.

В статье И.А. Бобылевой и Г.В. Семья, на основании проведенного мониторинга, рассмотрены особенности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании данных анализа авторы охарактеризовали представленность разных форм воспитательной работы и их специфику, связанную с целевой направленностью на преодоление сиротской травмы и подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, а также с адаптацией под возрастные особенности воспитанников и состояние их здоровья.

В обзоре иностранных публикаций анализируются образовательные программы, реализуемые в детских домах разных стран мира, с акцентом на экологическое воспитание, культурно-эстетическое развитие, психологическую поддержку и обучение жизненным навыкам. Авторы выявили, что программы экологического воспитания способствуют развитию экологической грамотности и устойчивого поведения, а культурно-эстетическое воспитание развивает творческие способности и эмоциональный интеллект детей. Программы психологической поддержки и обучения жизненным навыкам помогают детям справляться с травматическим опытом и готовят их к самостоятельной жизни. Особое внимание уделяется адаптации образовательных стратегий к культурным, конфессиональным и региональным особенностям. Статья подчеркивает важность междисциплинарного подхода и необходимость дальнейших исследований для оценки эффективности таких программ.

Помощь социально-уязвимой категории молодых людей и подростков (слабослышащих и глухих, с ментальными особенностями) в выборе профессии – ключевая идея и цель в программах корпоративного наставничества фонда «Хранители детства», которая реализуется в ходе обучения и трудовых стажировок на предприятиях и организациях. Корпоративное наставничество авторами представлено как универсальная модель профориентации подростков, где происходит интенсивная передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей трудовой деятельности, закладывается формирование трудовой мотивации.

Знакомство со статьями данного номера тоже является формой обучения (самообразование), так что мы развиваемся вместе с журналом!

Полный выпуск журнала размещен в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.