Принципы психологической педагогики Н.Ф. Талызиной. К 100-летию со дня рождения

131
Иллюстрация к новости

28 декабря 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения психолога Нины Федоровны Талызиной. Классик отечественной психологии, она застала наше время, «современность», которая не знает классицизма. И если очень повезет – случайно, по-школьному утыкается в его азы. Нину Федоровну, похоже, это не очень заботило. Как и ее статус в науке, которую она рассматривала исключительно как сферу служения.

Она творила и учила. Творила само учение и учила учиться, творить собственное учение. Учила действовать так, чтобы в результате действия рождалось понятие, которое совпадает с умением. Умение ведь от «от ума». А значит, не все, что мы можем делать, на первый взгляд, вполне сносно, добротно и по-своему эффективно, мы… УМЕЕМ ДЕЛАТЬ. Таков парадокс, который способна объяснить лишь теория деятельности.

Школу, которую Нина Федоровна создала вместе со своим учителем П.Я.Гальпериным, – нельзя разделить на «научную» и собственно «учебную». Это - одна школа. Школа без границ, учеников и выпускников которой можно встретить на всех, без исключения, населенных материках нашей планеты. Ее ученики – не только психологи, но и школьные учителя, которым не надо было перелагать «язык слов» на «язык дел».

Благодарен Нине Федоровне за дружбу, которая она мне нечаянно и великодушно подарила.

Принципы психологической педагогики Н.Ф. Талызиной (по материалам чтения работ, аудиторного и личного научного общения с Ниной Федоровной):

  1. Деятельность – не «форма подачи» материала, а его содержание.
  2. Научиться можно и вне деятельности, но для этого не требуется школа, единственная задача которой – научить учиться. Способный учить себя человек – естественная главная черта выпускника школы. Любой школы, соответствующей своему назначению, а не только школы «развивающего обучения». Развивающее обучение возникло как ответ на то, что массовая школа не исполняет своей миссии.
  3. Знание – это не кусочек картины мира, это интегральный результат освоения деятельностных средств ее построения, которые никогда не являются готовыми. Это касается любого знания.
  4. В слове «усвоение» главное «СВОЙ». Когда говорят «Усвоил?» имеют в виду «Дошло?». СВОЕ не может «дойти». К нему можно только «придти», самому, к своему и одновременно общему для всех, которому только предстоит стать таковым. «Придти к себе» вместе с другими через учение. «Социальное» появляется на сцене обучения дважды: как действие, разделенное между двумя людьми, и как индивидуальное действие, когда ты способен действовать и за себя, и за «научившего» другого (учителя), и за всех (условно говоря, от Лейбница до Дарвина до каждого соученика по классу). «СВОЕ» - вершина «социальности»!
  5. Смысл управления учением не в дидактическом диктате или диктанте, а в создании ориентиров для самоуправления внутренними ресурсами обучения. Сделать это могут только учитель и ученик вместе.
  6. Учение как деятельность реорганизует весь ансамбль психических функций, а не «прибавляет» что-то к каждой из них.
  7. Любое учебное действие является разумным опытом. Ума-разума набираются через учебные действия.
  8. Решение учебной задачи, учебной проблемы – это не «отдельное занятие» на уроке, а суть учения в целом.
  9. Поэтапный контроль нужен не для удобства учителя, а для того, чтобы ученик мог осмысленно отнестись к каждой своей пробе, оценить, проанализировать ее с нарастающей самостоятельностью. На каждом этапе важно поддержать рост или даже еле заметные ростки самостоятельности учебного действия. А для оценки «по результату» достаточно правильного ответа в конце учебника, который мало что говорит о процессе учения. «Умные» учащиеся в таких случаях начинают задумываться, а как можно придти к такому результату или почему я не пришел к нему. Что само по себе уже неплохо. Но стоит ли полагаться на случай, если учение можно с самого начала построить в логике мышления?
  10. Не всякий познавательный мотив автоматически становится учебным. «Хочу все знать!», универсальная любознательность – важнейшая составляющая позиции ученика, но ею эта позиция не исчерпывается. Можно быть мотивированным к приобретению нового знания, но не возможностью того, что оно в чем-то изменит тебя. Или даже уже свершившимся изменением (которого ты и не заметил). Для этого нужна кропотливая работа сознания, которую трудно проделать без учителя. Ее итог – рождение субъекта учения.

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ