Педагогическая конфликтология: задачи, тесты, тренинговые упражнения
В декабре 2023 года в издательстве Московского государственного психолого-педагогического университета вышло учебно-методическое пособие «Педагогическая конфликтология: задачи, тесты, тренинговые упражнения». Его авторами являются руководитель магистерской программы «Педагогическая конфликтология», кандидат социологических наук Николаева А.А. и кандидат педагогических наук Хлебников А.С.. Авторы книги много лет занимаются педагогической и научно-исследовательской деятельностью. В частности, в кругу их внимания находятся актуальные проблемы, связанные с изучением особенностей педагогических конфликтов, а также c разработкой методик обучения студентов магистратуры по направлению «Педагогическая конфликтология». Итогом этой многолетней работы стала данная книга.
В опубликованном пособии представлены материалы, посвящённые вопросам педагогической конфликтологии. Книга включает четыре раздела – педагогические задачи, задачи на преобразование, диагностические тесты и тренинговые упражнения.
Представленные задачи посвящены основным видам педагогических конфликтов. В ходе их решения возможна отработка алгоритмов по анализу и конструктивному разрешению предложенных конфликтов и конфликтных ситуаций.
Во втором разделе собраны задачи требующие преобразования негативных высказываний (которые часто провоцируют возникновения конфликтов) в синтонные.
В разделе посвящённом тестам, собраны наиболее часто встречающиеся и удобные в практике применения диагностические методики. Широкий спектр представленных тестов позволяет провести диагностику по таким направлениям как – выбор стратегий поведения в конфликте, определения уровня конфликтоустойчивости, оценка уровня конфликтности, агрессии и другого.
Последний четвёртый раздел затрагивает проблему развития профессиональных знаний и умений у студентов в области конфликтологии. Представленные тренинговые задания посвящены отработке на практических занятиях таких умений как: выстраивание конструктивного диалога, совершенствование механизма конструктивной аргументации и защиты своей точки зрения, выработка оптимальной стратегии поведения в конфликте с целью его конструктивного завершения. Также особое место отводится изучению основ педагогической медиации.
Данное учебное пособие предназначено не только для студентов обучающихся по направлению «Педагогическая конфликтология», но будет полезна и интересна школьным психологам, социальным педагогам, преподавателям и аспирантам, а также всем интересующимся вопросами современной педагогической конфликтологии.