Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях
Опубликовано учебное пособие «Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях» под редакцией Дворянчикова Н.В. и Рубцовой О.В. (издательство ФГБОУ ВО МГППУ).
Жизнь в современном обществе сопряжена с целым рядом изменений, которые происходят одновременно, динамично, и в нескольких направлениях. С одной стороны, можно говорить о процессах глобализации, экономическом кризисе, геополитических трансформациях, а также сопряженном с ними процессе миграции населения, пандемии, демографических проблемах и пр. С другой - возникновение и широкое распространение Интернета, а также информационно-коммуникационных технологий, которые заметно трансформировали повседневную жизнь человека. В современном мире происходит трансформация традиционных институтов социализации, в значительной степени это касается семьи и школы. Снижение их влияния на индивида восполняется ростом воздействия средств массовой коммуникации, среди которых ключевая роль принадлежит Интернету.
В настоящем пособии кратко рассматриваются основные аспекты взаимодействия современной молодежи в социальных сетях – виртуальных площадках, где подростки и юноши проводят значительную часть своего времени. Авторским коллективом предпринята попытка наметить проблемные линии, связанные с отклоняющимся онлайн- поведением подростков и молодых взрослых в социальных сетях, а также осветить ключевые подходы к изучению данной проблематики с учетом данных современных психологических исследований.
Затронуты различные аспекты информационной социализации и психологических последствий злоупотребления современными информационно-коммуникационными технологиями в отношении современных подростков и молодых взрослых. Раскрыто понятие самопрезентации и проведен анализ подходов к его определению, особое внимание уделено феномену виртуальной самопрезентации в свете разных концепций, рассмотрены примеры исследований феномена самопрезентации в Интернете.
Отдельно представлена проблема соотношения поведения человека в сети Интернет и в реальном мире. Описаны проявления отклоняющегося онлайн поведения и раскрыты возможности его диагностики. Приведен детальный анализ феномена кибербуллинга и рассмотрено отношение к нему подростков и молодых взрослых.
Учебное пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по направлениям 19.00.06 «Юридическая психология» специалитет, 37.03.01 «Психология» бакалавриат, 37.05.01 «Клиническая психология» специалитет, 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» специалитет. Оно также представляет интерес для широкого круга читателей, в фокусе внимания которых находятся проблемы развития и социализации человека в условиях цифрового общества.
Читайте учебное пособие в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru