Социокультурная интеграция детей, подростков и взрослых с РАС в новом номере журнала «Аутизм и нарушения развития»
Опубликован тематический номер журнала «Аутизм и нарушения развития», посвященный социокультурной интеграции людей с расстройствами аутистического спектра.
За минувшее десятилетие, с момента ратификации Российской Федерацией «Конвенции о правах инвалидов» ООН, концепция инклюзии неуклонно распространяется на все сферы жизни общества. Все более активно инклюзивные практики захватывают социокультурную сферу: музеи, театры, библиотеки, дома творчества, школы искусств и музыкальные школы, различные общественные пространства и другие учреждения находятся в процессе создания дружелюбной среды для людей с инвалидностью, в том числе и для людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными особенностями.
Номер открывает работа тематических редакторов Халиковой Д.Р., Хилькевич Е.В. представляющая основные концепции развития социальной инклюзии. В текущем номере журнала отражено современное состояние развития социо-культурных практик для людей с ментальными особенностями в музейной среде (статьи Кубасовой Т.С., Киселевой-Аффлербах Е.И.). Отдельно представлено новое направление адаптивного туризма активно развивающееся в настоящее время в России направление инклюзии (статья Панцыря С.Н., Володиной Ю.В.). Статья Щербаковой А.М. представляет собой иллюстрацию арт-терапевтического метода наглядного моделирования. В работе, посвященной деятельности проекта "12-ММ" продемонстрирована практика самоорганизованных коллективных посещений культурных учреждений людьми с аутизмом. Приннципы и основные условия обучения студентов с РАС творческим специальностям на уровне среднего звена образования представлены в работе Хилькевич с коллегами. Уникален опыт системной поддержки людей с ментальными особенностями в рамках Мастерских им. В.П.Шмитца (статья Семенковой О.С., Сукманова В.В.). Номер завершается исследованием свойств семей, воспитывающих детей с аутизмом.
* На 4-й странице обложки журнала рисунок Сорокина Игоря, 19 лет, «Красные лодки» (г. Санкт-Петербург). Победитель VII творческого конкурса для детей̆ с инвалидностью и их братьев и сестер в возрасте от 6 до 20 лет «Я художник — я так вижу» (работа отобрана Музеем истории российской̆ литературы имени В.И. Даля). Работа создана по мотивам картины Клода Моне «Красные лодки в Аржантёе» и является собственностью организатора конкурса АНО «Колесо обозрения».
Полное содержание номера читайте на Портале психологических изданий PsyJournals.ru https://psyjournals.ru/autism/2022/n2/