О развитии самостоятельности детей и подростков в журнале «Психологическая наука и образование»
Третий выпуск 2022 года журнала «Психологическая наука и образование» (№3-2022) посвящен теме развития детской самостоятельности. В выпуске представлены три традиционные рубрики – «Психология образования», «Клиническая психология» и «Психология развития». Тематическими редакторами выступили доктор психологических наук, профессор К.Н. Поливанова и кандидат психологических наук А.А. Бочавер.
В выпуске представлена тематическая подборка из 10 статей, в которых с разных сторон обсуждается тема самостоятельности. Замысел редакторов состоял в конструировании предельно широкой рамки обсуждения тех реальностей, которые могут быть ассоциированы у ребенка и подростка с собственным решением о действии, с самостоятельностью в ее самом широком понимании, и в рефлексии исследователями трансформации представлений о самостоятельности в современных условиях.
«Современный образовательный дискурс все более ориентирован на непредметные результаты образования, качество образования все активнее оценивается с точки зрения психологического благополучия школьников и возможностей проявления самостоятельности в образовательной среде, того, в какой мере есть место для свободы самопредъявления, выбора, пробы» - подчеркивает К.Н. Поливанова. В то же время «запрос общества на гибкость, адаптивность, умение принимать решения в условиях неопределенности сочетается с высоким уровнем родительской тревоги, усилением разных форм контроля и сужением пространств, где ребенок мог бы тренировать разнообразные навыки, связанные с самостоятельностью», отмечает А.А. Бочавер.
В предисловии редакторы так формулируют цель тематического выпуска: «Мы выносим в название тематического выпуска слово «самостоятельность», не пытаясь ограничить авторов сложившимися подходами, а скорее побуждая к операционализации интуитивно понятных, вызывающих эмоциональный резонанс вопросов и высвечивая исследовательские вопросы, актуальные для современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Готовя к публикации этот выпуск, мы видели свою задачу в том, чтобы вызвать интерес читателей к переосмыслению, рефлексии условий развития самостоятельности в разном ее понимании в современных условиях, и в том, чтобы предоставить по возможности широкую панораму исследований самостоятельности в современных реалиях жизни и обучения».
Читайте выпуск в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru