В ответ на вызовы пандемии COVID-19: новый сборник материалов издательства МГППУ
В издательстве Московского государственного психолого-педагогического университета вышел первый том сборника «Вызовы пандемии COVID-19: психологическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность» под редакцией В.В. Рубцова, А.А. Марголиса, И.В. Вачкова, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчикова, Т.В. Ермоловой, Ю.М. Забродина, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустова, А.Б. Холмогоровой, А.А. Шведовской. Составители сборника – В.В. Рубцов, А.А. Шведовская.
В сборник вошли материалы на тему рисков и психологических эффектов дистанционных форм деятельности и пандемии COVID-19, содержащие данные актуальных исследований, проведенных в том числе в период пандемии и публиковавшихся в ведущих психологических научных журналах издательства ФГБОУ ВО МГППУ с января по июль 2020 года.
По определению аналитиков, пандемия COVID-19 выступила стресс-тестом мирового масштаба. Одной из особенностей данного периода явилось то, что в характеризующейся неопределенностью кризисной ситуации оказалось не только население, но и специалисты, призванные по долгу службы решать и минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций. Медицинские работники, педагоги, психологи, специалисты иных вспомогательных служб оказались в ситуации, когда им было необходимо не только выполнять профессиональные задачи в новых условиях удаленного взаимодействия, но и самим справляться с воздействием кризисной ситуации, помогать своим близким.
Ситуация пандемии и самоизоляции актуализировала вопросы, связанные с развитием цифровых технологий как в области дистанционного обучения, так и в области психологического консультирования.
В четыре раздела сборника включены статьи научных сотрудников, а также практиков в сферах оказания психологической (в т.ч. дистанционной) помощи населению, образования (общего, высшего), интернет-безопасности, освещающие вопросы, касающиеся психологического здоровья во время пандемии COVID-19, психологических механизмов влияния в сети Интернет, дистанционного образования и дистанционного психологического консультирования.
Отдельного внимания заслуживает Приложение к сборнику, содержащее предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и по управлению психологической службой образования в субъекте Российской Федерации в условиях дистанционного режима обучения, а также памятку для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме (составители – В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, С.В. Алехина, О.И. Леонова, А.В. Хаустов).
Представленные в сборнике материалы могут быть использованы не только как описание тенденций, характеризующих психологические аспекты жизнедеятельности населения в период пандемии, деятельности специалистов по преодолению ее последствий, но и служить прогностическим материалом для выстраивания стратегий дальнейшей работы специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, специалистов по кибербезопасности) в посткарантинный период, прогнозирования последствий периода изоляции для различных групп населения.
Авторы вошедших в сборник статей рассказали о своих исследованиях в выпусках подкаста PsyJournals Live:
М.Г. Сорокова на русском и английском языках рассказала об электронном курсе как цифровом образовательном ресурсе смешанного обучения в условиях высшего образования – выпуск 111 (рус.) и выпуск 112 (англ.), а также представила исследование «Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться?» в выпуске 130 (рус.) и выпуске 131 (англ.).
Об эффективности обучения и академической мотивации студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) рассказали С.А. Безгодова (выпуск 124, рус.) и А.В. Микляева (выпуск 125, англ.).
Е.И. Рассказова представила исследование «Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание» в выпуске 140.
О.М. Бойко рассказала о динамике психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 в выпуске 146.
О психологическом сопровождении детей, находящихся на длительном лечении в больницах и оказавшихся в связи с пандемией в двойной изоляции, рассказала Ю.Е. Куртанова в выпуске 150
В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. Сборник материалов. Том 1. Вызовы пандемии COVID-19: психологическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность — М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — 480 с.