Памяти Елены Евгеньевны Кравцовой
28 марта
Внучка Л.С. Выготского – она очень не любила, когда об этом вспоминалось всуе. Тот случай, когда речь идет не о «праве наследования буквы», а о праве наследования духа и дела. Да и если говорить о деле – развитие культурно-исторической психологии Выготского в 21 веке она рассматривала не как «семейное дело», а как дело современной науки, которая способна реализовать себя в том, что Лев Семенович называл не любой, а «высокоорганизованной практикой» – практикой развития высших психических функций человека. И не только реализовать, но, полноправно участвуя в построении такой практики (точнее, семейства практик: от образовательной до клинической), проникнуть в глубину «высшего», «вершинного», по словам Выготского, в человеке. Е.Е. Кравцовой и ее сотрудникам удалось осилить многие участки этого пути.
Многие запомнят Елену Евгеньевну как выдающегося психолога развития, психолога детства, психолога развивающего образования. Но не станем забывать, что общая психология мыслилась Л.С. Выготским исключительно как генетическая. В развитие этой мысли – все творчество Е.Е. Кравцовой.
Е.Е. Кравцовой и ее сотрудникам удалось сделать то, что не удавалось сделать, пожалуй, никому, – выстроить многоступенчатую систему развивающего образования, охватывающую дошкольное детство, младший школьный возраст, подростничество, юность, включая юность не только школьную, но и студенческую. Образовательные процессы внутри этой системы разворачиваются, прежде всего, в логике содержательного межвозрастного общения. В итоге образовательное пространство становится сферой уникального взаимопересечения и взаимообогащения «зон ближайшего развития», более отдаленных генетических перспектив всех тех, кто его творит и осваивает: детей, педагогов, родителей, психологов и управленцев образования…
Образовательная программа «Золотой ключик», разработанная командой Е.Е. Кравцовой и Г.Г. Кравцова для самого первого – дошкольного звена этой системы, получила широкую известность в России и вызывает неизменный интерес наших западных коллег как образец претворения на практике идей Л.С. Выготского. Уникальная модель университетского психологического образования, автором которой является Е.Е. Кравцова, и которая 20 лет успешно реализовывалась в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, венчает эту систему. Венчает – одновременно обеспечивая ее открытость к развитию в рамках профессиональных практик (и не только в них). Ведь, покинув университетские стены, вчерашний студент-психолог проявляет свой профессионализм настолько, насколько способен продолжить, а не просто «применить» в профессии свое образование, которое получил в этих стенах. Психолог-профессионал немыслим без интенции на собственный личностный рост, условия для возникновения которой были созданы в alma mater. Когда профессиональная позиция вырастает из личностной. В этом весь смысл развивающего образования.
Ведь, по Е.Е. Кравцовой, в зоне ближайшего развития вызревают куда более далекие, широкие, порой непредсказуемые генетические перспективы. А сама ЗБР – как минимум, для двоих. Как и развитие в ней.
Сегодня мы скорбим со всей отечественной и мировой психологией, для которой остается значимым имя Выготского, которая движется в содержательно-смысловом фарватере его идей, расширенном и углубленном Е.Е. Кравцовой.
Наши соболезнования членам ее замечательной семьи, которую можно по праву назвать «Психологическим Домом Выготских-Кравцовых», многочисленным ученикам, педагогам, вдохновленным ее идеями, и всем, чью жизнь иногда в корне меняла даже единственная встреча с Еленой Евгеньевной.
Объединенная редакция научных журналов МГППУ