Социальные представления о школе и психоэмоциональное благополучие в журнале «Психологическая наука и образование»
Журнал «Психологическая наука и образование» завершает 2019 год шестым выпуском, в котором представлены традиционные рубрики, освещающие исследования в области психологии образования и развития.
Рубрику «Психология образования» открывает статья Н.Н. Толстых, Н.В. Тер-Аванесовой, Н.А. Черняк. Коллективом авторов было проведено сравнение социальных представлений о школе и учебе у школьников, их учителей и родителей на основе анализа ассоциаций и получены любопытные результаты – представления исследованных групп, различающиеся так или иначе в отношении школы и учебы, оказались близкими, когда были проанализированы ассоциации к слову «ЕГЭ».
Инновационная методика оценки сформированности жизненных компетенций у учащихся на уровне начального образования описана в статье Е.Ю. Давыдовой и А.Б. Сорокина. В работе О.А. Ульяниной раскрываются правовые, организационно-методические и содержательные аспекты Концепции психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД в ведомственных вузах.
Не осталась в стороне и проблема инклюзии, а точнее – соотношения специального и инклюзивного образования. Дискуссионные вопросы, возникающие при оценке инклюзивного процесса, рассмотрены в статье А.Ю. Шеманова, Е.В. Самсоновой. Авторами проведен анализ научных подходов и международных нормативных документов, показавший, что противопоставление инклюзивного образования специальному в линейной логике вне контекста развития системы образования приводит к отрицанию ресурсности специального образования для инклюзии.
В рубрике «Психология развития» рассматривается роль психоэмоционального благополучия учащихся 9–11 классов в решении проблем профессионального самоопределения (Л.А. Головей, М.В. Данилова, И.А. Груздева), представлены результаты исследования взаимосвязей между образовательными достижениями, самооценкой и интересом у пятиклассников на примере изучения математики (Н.В. Лебедева, К.А. Вилкова).
В статье М.Н. Расходчиковой и М.Е. Сачковой обсуждаются направления исследования волонтерства, исследуются различия психологических особенностей студентов-психологов и студентов-менеджеров во взаимосвязи с их готовностью к волонтерской деятельности.
Большой интерес для психологов, интересующихся психологией раннего детства, представляют результаты пилотного исследования кросс-культурной инвариантности взаимодействия значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме, проведенного И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой, А.А. Шведовской, И.Г. Морозовой, Е.В. Ефремовой, T.Х. Нгуэн, T.Л. Нгуэн. Показаны результаты серии интервью со специалистами дошкольных учреждений на основе разработанного авторами опросника.
Итересного и полезного чтения!