Социальные представления о школе и психоэмоциональное благополучие в журнале «Психологическая наука и образование»

25
Иллюстрация к новости

Журнал «Психологическая наука и образование» завершает 2019 год шестым выпуском, в котором представлены традиционные рубрики, освещающие исследования в области психологии образования и развития.

Рубрику «Психология образования» открывает статья Н.Н. Толстых, Н.В. Тер-Аванесовой, Н.А. Черняк. Коллективом авторов было проведено сравнение социальных представлений о школе и учебе у школьников, их учителей и родителей на основе анализа ассоциаций и получены любопытные результаты – представления исследованных групп, различающиеся так или иначе в отношении школы и учебы, оказались близкими, когда были проанализированы ассоциации к слову «ЕГЭ».

Инновационная методика оценки сформированности жизненных компетенций у учащихся на уровне начального образования описана в статье Е.Ю. Давыдовой и А.Б. Сорокина. В работе О.А. Ульяниной раскрываются правовые, организационно-методические и содержательные аспекты Концепции психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД в ведомственных вузах.

Не осталась в стороне и проблема инклюзии, а точнее – соотношения специального и инклюзивного образования. Дискуссионные вопросы, возникающие при оценке инклюзивного процесса, рассмотрены в статье А.Ю. Шеманова, Е.В. Самсоновой. Авторами проведен анализ научных подходов и международных нормативных документов, показавший, что противопоставление инклюзивного образования специальному в линейной логике вне контекста развития системы образования приводит к отрицанию ресурсности специального образования для инклюзии.

В рубрике «Психология развития» рассматривается роль психоэмоционального благополучия учащихся 9–11 классов в решении проблем профессионального самоопределения (Л.А. Головей, М.В. Данилова, И.А. Груздева), представлены результаты исследования взаимосвязей между образовательными достижениями, самооценкой и интересом у пятиклассников на примере изучения математики (Н.В. Лебедева, К.А. Вилкова).

В статье М.Н. Расходчиковой и М.Е. Сачковой обсуждаются направления исследования волонтерства, исследуются различия психологических особенностей студентов-психологов и студентов-менеджеров во взаимосвязи с их готовностью к волонтерской деятельности.

Большой интерес для психологов, интересующихся психологией раннего детства, представляют результаты пилотного исследования кросс-культурной инвариантности взаимодействия значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме, проведенного И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой, А.А. Шведовской, И.Г. Морозовой, Е.В. Ефремовой, T.Х. Нгуэн, T.Л. Нгуэн. Показаны результаты серии интервью со специалистами дошкольных учреждений на основе разработанного авторами опросника.

Полное содержание номера доступно по ссылке: https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n6/index.shtml

Итересного и полезного чтения!