Исследования агрессии в образовательном пространстве: факторы, проявления, профилактика
В номере журнала «Современная зарубежная психология», выходящем в свет в третьем квартале текущего года (№3-2019), опубликованы обзоры научных работ по проблеме агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. В нем систематизированы исследования, содержащие сведения об условиях и факторах развития такого поведения, формах его реализации и возможности профилактики.
Выпуск посвящен наиболее уязвимым участникам образовательного процесса, подвергающимся агрессии – детям и подросткам.
Данный тематический номер призван помочь отечественным научно-практическим работникам сферы образования сориентироваться во множестве современных взглядов на подходы к анализу агрессии в школе, прогнозу и своевременному предупреждению этого явления. В статьях рассмотрены три остросовременных формата проявления агрессии среди молодых людей: нападение в школах с массовыми жертвами, буллинг и кибербуллинг. Читатели смогут ознакомиться с актуальными возможностями диагностики, прогнозирования и профилактики агрессивных действий в образовательном пространстве.
В номере представлены:
1) характеристики агрессивного поведения детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности), механизмы его возникновения, индивидуальные и средовые факторы;
2) роль эмоционального интеллекта в развитии агрессивности среди обучающихся детей и подростков;
3) психопатия как концепт, характеризующий склонность к антисоциальному поведению среди обучающихся детей и подростков;
4) агрессивные и аутоагрессивные тенденции у подростков, совершивших нападения в школах с массовыми жертвами;
5) кибербуллинг как новая форма виртуальной агрессии среди обучающихся подростков;
6) позиция учителя в ситуации школьного буллинга и при реализации антибуллинговых программ в образовательной среде.
О выпуске рассказывает тематический редактор номера Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, член Ученого совета МГППУ; заведующая лабораторией психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, ФГБОУ ВО МГППУ.
Полезного и конструктивного чтения!