ЕГЭ вскрыл общий культурный кризис
Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в этом году шокировали российскую общественность и стали темой обсуждения Госдумы. Больше всего двоек выпускники получили по литературе. Более четверти (25,3%) школьников не справились с экзаменом по этому предмету.
"Мы не можем говорить о воспитании патриотизма подрастающего поколения, если они не знают родного русского языка, они не знают русской литературы", - заявил депутат Госдумы Анатолий Локоть.
Ведущие российские политики давно бьют тревогу по поводу судьбы русской культуры. Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в недавнем интервью журналу "Россия. Третье тысячелетие" призвал общество принять срочные меры по возрождению культуры и образования. Он подчеркнул значение культурного развития общества для инновационной экономики. "Между мальчиком, не знающим Пушкина, и нелетающим истребителем существует прямая связь. Парадокс в том, что без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь", - заявил председатель Счетной палаты.
Нельзя не отметить, что усиливающийся кризис культуры будет иметь не только экономические последствия. Русская культура была и остается главным интегрирующим фактором на постсоветском пространстве, своеобразной, проверенной столетиями визитной карточкой России на международной арене. Как заметил недавно генеральный секретарь ЕврАзЭс Таир Мансуров, формула "Пушкин - наше все" остается непреложной не только для России, но и для населения всех стран, входивших в СССР. Как известно, в условиях политических обострений, когда дипломатия оказывалась бессильной, театры и народные ансамбли, а шире - Пушкин и Толстой, брали на себя роль послов, налаживали порушенные мосты для последующих экономических и политических контактов.
К сожалению, сейчас складывается впечатление, что в России делается все, чтобы уничтожить главное достояние нашей страны. Грядущая отмена обязательного экзамена по литературе вместе с продолжающейся "работой" телевидения по разрушению основ общественной нравственности не оставляют русской культуре шансов на выживание. В данной ситуации полумеры культуру уже не спасут. Нужна комплексная, целенаправленная и жесткая политика государства в этом направлении.
"Как бы вы оценили проводимую сейчас соответствующими ведомствами политику в отношении русской культуры и образования? Какие меры следует предпринять для спасения культуры?" - такие вопросы задали Regions.ru религиозным и общественным деятелям.
"Что касается ЕГЭ, то очевидно, что он не способен объективно отразить уровень знаний и только создает дополнительные проблемы в системе образования. А уровень культуры, действительно, резко снижается. Компьютер и телевидение стали препятствием для внутреннего духовного и интеллектуального развития человека", - заявил директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
"Но ситуация не кажется мне безысходной. И государство, и общество, и семья, и школа должны объединить усилия для выхода из кризиса. А те, от кого что-то зависит, должны наконец разобраться в своих приоритетах. Сейчас культурная политика напоминает ситуацию, когда одна рука разрушает то, что сделано второй. Проповедь взаимоисключающих ценностей положительного эффекта, естественно, не даст", - отметил батюшка.