Почему врачи выгорают, а некоторые нарушения здоровья пугают больше, чем другие - в новом выпуске журнала «Клиническая и специальная психология»
По словам Эриха Ремарка, «видеть мир интересно только тогда, когда можно разглядывать его со многих сторон». В весеннем выпуске журнала мы продолжаем рассматривать мир клинической психологии и психологии здоровья с самых разных сторон.
Открывает номер глубокая теоретическая работа Т.И. Кузьминой и А.О. Чижовой «Многообразие подходов к исследованию и коррекции нарушений поведения у детей и подростков (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)».
Роль и эффекты институциональной среды, инклюзивного обучения и реабилитации творчеством на социализацию и адаптацию детей с особыми образовательными потребностями и нормативным развитием подробно рассмотрены в статьях Т.В. Авакян, С.В. Воликовой и М.Г. Сороковой «Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот», Т.А. Болдыревой «Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе», а также в англоязычной работе зарубежных коллег – М. Липски и Ж. Кантора – «О зонах роста и сильных сторонах детей с особыми образовательными потребностями в процессе музыкальной импровизации».
О проблеме отношений пациент-врач, готовности пациентов следовать рекомендациям врачей, а также о ресурсах преодоления профессионального выгорания у врачей читайте в статьях К.А. Бочавера, А.Б. Данилова, С.К. Нартовой-Бочавер и др. «Перспективы салютогенного подхода к профилактике синдрома выгорания у российских врачей», также Е.В. Ситкиной, Е.Р. Исаевой, В.В. Тачалов и соавторов «Особенности формирования комплаентного поведения у пациентов стоматологической клиники».
Проблемам регуляции эмоций у студентов с признаками ПТСР, ценностного отношения взрослых людей к своему здоровью, а также стратегиям преодоления кризисных ситуаций, связанных с нарушениями здоровья, посвящены статьи Ю.В. Быховец и М.А. Падун «Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса»; И.А. Горьковой и А.В. Микляевой «Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; М.А. Иосифян, Г.А. Ариной и В.В. Николаевой «Ценности и страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями здоровья».
В эмпирической статье А.Н. Алехина и А.А. Грековой «Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды» представлены любопытные данные о псевдопатопсихологических особенностях мышления «цифрового поколения». В статье Л.Б. Шнейдер и Н.В. Сургучевой «Эго-восприятие и танатос-центрация как источники суицида в подростковом возрасте» подробно приведены результаты исследования причинных аспектов самоубийства в юном возрасте, а также различий в восприятии факторов суицидального риска у подростков и их родителей. Статья Т.Н. Резниковой и Н.А. Селиверстовой «О коррекции психического состояния немедикаментозным способом при рассеянном склерозе» описывает позитивные эффекты и потенциал фотостимуляции как метода формирования устойчивых функциональных связей мозга у пациентов с рассеянным склерозом.
Завершает номер методологическая статья А.А. Бердичевского, М.А. Падун и М.А. Гагариной «Апробация модифицированной версии методики “Шкала созависимости Спенн–Фишер”» https://psyjournals.ru/files/98492/Berdichevsky_et_al.pdf. Помимо тщательного анализа психометрических свойств модифицированного варианта методики, авторы приводят полный перечень входящих в нее утверждений (пунктов).
Приятного чтения!