Психология теряет статус науки, считают участники Рождественских чтений
Заседание секции "Христианская психология" в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 31 января на психологическом факультете МГУ.
В своем приветственном слове ведущий секции, профессор, зав. кафедрой общей психологии психфака МГУ Борис Братусь отметил, что в последнее время психология стала очень популярной наукой. Если раньше вузов, выпускавших психологов, были единицы, то сейчас только в Москве насчитывается более пятидесяти учреждений с такой специализацией, не считая курсов, частных учебных заведений и различных психологических обществ. Столь высокий интерес к психологии с одной стороны радует, с другой - внушает тревогу. Распространение науки отражается на уровне профессионализма тех, кто ею занимается. "Психология теряет статус науки и приобретает статус кулинарии", некоего набора рецептов, добавил профессор. "Задача секции - поставить вопрос о том, что такое психология, в частности психология христианская. Возможно, к концу заседания мы придем к тому, что в такой науке нет необходимости, что она растворяется в богословии, - сказал Б. Братусь. - Вопрос о предмете психологии регулярно ставится в течение всего времени существования
этой науки, и это нормально".
В выступлениях на секции были затронуты вопросы соотношения богословских и психологических понятий, шла речь об основах христианской психологии, заложенных в святоотеческой литературе, отмечает "Благовест".
Доцент Череповецкого государственного университета С. А. Герасимов затронул тему совести как психологического и духовного понятия. "Рациональному знанию совесть не поддается, она действует на уровне чувств. Совесть можно описать только религиозно-феноменологически, она постигается только религиозным опытом", - отметил докладчик. По словам С.А. Герасимова, совесть - генетически запрограммированное свойство личности. Муки совести - причина многих соматических заболеваний.
Клирик Новосибирской епархии протоиерей Евгений Левченко сделал попытку сравнительного анализа принципов классической и христианской психологии. "Все психологические категории можно увязать с христианскими понятиями. Например, аффект на языке богословия - страсть, деятельность - послушание. Православная психология может вобрать в себя все наработанные методы и использовать их, руководствуясь принципом "не навреди". Православная психология использует научные методы, следовательно, это наука", - констатировал отец Евгений.
По словам профессора, члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова, есть два вненаучных фундаментальных вопроса, без которых научное знание не может быть полным. Это вопросы о происхождении и о предназначении человека. В. Слободчиков уверен, что психология и богословие могут взаимно обогатить друг друга. Он призвал отказаться от переименования психологических категорий в богословские и наоборот.
С мнением Слободчикова согласился декан факультета психологии Российского православного института священник Андрей Лоргус. "Понятия совести, души имеют собственное богословское содержание, и их не надо подменять психологическими терминами. Стоит просто подумать о том, как в психологии будут выглядеть богословские понятия", - заявил он. Одна из серьезнейших проблем заключается в том, что люди часто рассматривают Церковь как больницу, продолжил отец Андрей. "Христианство стало восприниматься как лечебница того, с чем не могут справиться медицина или психология. Не желая признавать свою болезнь, люди переименовывают ее в духовный недуг и идут в Церковь, ожидая от нее чуда. Пастыри должны предостеречь от этого, - сказал священник. - За излечением надо идти в больницу, а не к старцу".
Тему о соотношении и возможном объединении христианской и классической психологии продолжил клирик Нижегородской епархии протоиерей Владимир Цветков. "Я думаю, не надо ничего объединять. Надо просто жить в одном мире, человеческом, божественном, - заявил отец Владимир. - Надо влиять друг на друга личностями, а не терминами. У нас и так много общего, достаточно это осознать. Нас объединяет интерес к человеческой реальности, которая у нас общая". Он также напомнил слова В.И. Слободчикова: "Гармония - это единство разногласного".
В заседании секции также приняли участие: профессора С.С. Хоружий, Л.Ф. Шеховцова, а также А.В. Шувалов, А.В. Котенева.