Книга «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра»

44

В России впервые увидело свет издание для специалистов сферы образования, занимающихся учащихся с аутизмом  «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра».

Книга представляет собой практическое руководство по инклюзииучащихся с РАС в общеобразовательную систему. Тристрам Смит вместе со своими коллегами представляет научно-обоснованный пошаговый процесс индивидуального оценивания учащихся по уровню их навыков, планирования и осуществления действенных инклюзивных программ и вовлечения родителей в работу в единой команде со специалистами. Книга содержит описания особых подходов, направленных на помощь учащимся с РАС в привыкании к школьному распорядку, в преодолении поведенческих проблем, во взаимодействии со сверстниками и в освоении курса академического обучения.

Автор пособия, профессор Тристрам Смит, работает на кафедре педиатрии Медицинского центра Рочестерского университета, где возглавляет государственные программы, целью которых является изучение сравнительной эффективности различных видов вмешательств, разработанных для помощи детям с расстройством аутистического спектра. Кроме того, он является врачом-консультантом возглавляемой университетом общественной программы, направленной на помощь учащимся с РАС и другими расстройствами в государственных школах. Доктор Смит решил посвятить себя изучению и лечению РАС в 1982 г., после того как, работая волонтером, помогал людям с РАС, которые жили вблизи колледжа, где он учился.

Этот опыт способствовал его решению поступить в Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе, где он изучал клиническую психологию и работал в качестве врача и исследователя вместе с профессором Иваром Ловаасом в знаменитом проекте Young Autism Project. До переезда в Рочестер в 2000 г. Доктор Смит курировал клиники для детей с РАС и их семей в штатах Калифорния, Айова и Вашингтон. Он является автором и соавтором нескольких наиболее широко цитируемых исследований о результатах помощи детям с РАС.

Руководство «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра» является уже четвертым пособием по прикладному анализу поведения для педагогов, психологов и учителей-дефектологов, переведенным и изданным в издательстве «Оперант», специализирующемся на издании литературы для специалистов системы образования.

Научным редактором русскоязычной версии пособия выступила кандидат педагогических наук, декан факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Юлия Александровна Костенкова.

«Успех инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательный процесс в существенной степени зависит от школьных коллективов и специалистов по РАС. Такие учащиеся попадают в среду, предназначенную  для их типично развивающихся сверстников. Это предполагает, что педагогические коллективы школ должны взять на себя труд понять иной взгляд на мир, свойственный учащимся с РАС, и расширить свой педагогический репертуар, включив в него особые подходы к таким учащимся, – говорит Маргарита Оларь, ответственный секретарь редакционного совета издательства «Оперант», заместитель руководителя центра диагностики и консультирования «Надежда» Московского городского психолого-педагогического университета. – Ведь возможная польза от сопровождаемой инклюзии учащихся с РАС в общеобразовательный процесс огромна. Учащиесяс РАС получают возможность посещать школу, знакомиться там с различными группами своих сверстников, прилагать усилия к освоению общеобразовательной программы, учиться не пасовать в шумной окружающей обстановке. Их сверстники, со своейстороны, больше узнают об учащихся с особыми потребностями и научатсяих принимать, а школы станут успешнее обучать детей с различными способностями и стилями научения».