Вышло в свет учебное пособие «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов»
В Издательстве «Оперант» вышло третье переводное учебно-методическое пособие по применению прикладного анализа поведения (applied behavior analysis, ABA) для обучения и социальной адаптации детей с различными нарушениями развития авторов П. Альберто и Э.Траутман «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов».
Пол Альберто – доктор в области выраженных трудностей развития, профессор Университета штата Джорджии, США; Энн Траутман – научный сотрудник Университета штата Джорджии, США.
Этот учебник – одна из популярнейших книг на рынке литературы по прикладному анализу поведения дает читателю всё, что нужно для понимания и использования принципов и подходов прикладного анализа поведения в учебном процессе.
Основной целевой аудиторией пособия являются педагоги, психологи и учителя-дефектологи, для которых изложение в книге приводится с позиции учителя, которому необходимо изменить нежелательное поведение того, или иного ребёнка. Текст охватывает темы выявления поведения-мишени, сбора и представления данных, оценки функций поведения, определения антецедентов и последствий и генерализации поведенческих изменений.
Началу каждой главы предшествует краткое содержание, иногда вопросы, направленные на формирование у читателя желания узнать позицию авторов и сравнить со своей, а завершают каждую главу вопросы по содержанию нового материала или задания практического характера. Пособие изобилует практическими примерами, которые читатель книги наверняка встречал в своей практике.
Так, например, авторы приводят конкретный пример ошибки коррекционного педагога, работой которого недовольны родители:
Мистер Хендерсон, учитель, работающий с группой дошкольников с задержками развития, поспешил в кабинет директора в состоянии полной паники. Родители Элвина, одного из его учеников, только что угрожали забрать мальчика из школы. Они настаивали на том, что мистер Хендерсон не учит Элвина ничему; как следствие, Элвин не может проводить больше времени в обычном подготовительном классе. В августе мистер Хендерсон согласился поработать с Элвином над навыками пользования туалетом и полагал, что мальчик добился потрясающих успехов. Родители Элвина, однако, остались недовольны: у Элвина до сих пор по несколько раз в неделю случались «неприятности». Вместе с преподавателем подготовительной группы они утверждали, что мистер Хендерсон не достиг поставленной цели.
- Я научил Элвина пользоваться туалетом, - стонал мистер Хендерсон. – Два или три инцидента в неделю! Разве это не нормально?!
Мистеру Хендерсону не пришлось бы паниковать, если бы на августовском собрании была записана ясно сформулированная отдельная поведенческая цель. – объясняют авторы пособия – Если бы в начале года овладению навыками пользования туалетом было дано четкое определение, то теперь не возникло бы никаких сомнений относительно того, достигнута поставленная цель или нет. Поведенческие цели предусматривают точную оценку результатов обучения. Выявляя недостаток или чрезмерность в поведенческом репертуаре ученика, учитель определяет несоответствие между текущим и ожидаемым уровнем функционирования.
Книга помогает не только выявить ошибки при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, но и указывает, как их исправить. При этом, в виду разнообразия детских групп, работа с которыми описывается авторами, охватывает почти весь спектр проблематики, с которыми сталкиваются учителя и коррекционные педагоги в условиях инклюзивного образования.
Данное пособие получило гриф Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по направлению психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование.
Маргарита Оларь, ответственный секретарь редакционного совета издательства «Оперант», заместитель руководителя центра диагностики и консультирования «Надежда» Московского городского психолого-педагогического университета о П.Альберто и Э.Траутман «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов и учителей-дефектологов».