Краткий обзор учебно-методических пособий для повышения эффективности обучения и инклюзии учащихся с РАС
Краткий обзор впервые издаваемых в России учебно-методических пособий по применению прикладного анализа поведения в общеобразовательной школе для повышения эффективности обучения и инклюзии учащихся с РАС сделала сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Михайловна Эрц (Нафтульева):
Роль прикладного анализа поведения (АВА) часто неверно интерпретируется - многие видят в нем лишь технический метод коррекции поведенческих проблем или узконаправленные индивидуальные занятия для детей с особенностями развития. Но наука прикладного анализа поведения имеет гораздо больше сфер применения, а принципы этой науки, лежащие в основе образовательного процесса, позволяют выстроить систему эффективного обучения для любого человека, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия диагноза, или способностей к обучению. Впервые в России выйдут в свет книги, в которых читатель сможет ознакомиться с основополагающими принципами прикладного анализа поведения и их применением в общей системе образования - как для детей с нормативным развитием, так и для детей с особенностями развития, включающихся в общеобразовательную среду.
В книге Джулии Варгас
«Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной
успеваемости» читатель ознакомится с поведенческими методиками, с
помощью которых можно воссоздать успешную и поддерживающую среду, а также со
стратегиями обучения, основывающимися на четком определении учебных целей,
анализе вербального поведения и использовании компьютерных технологий. Джулия
Варгас, дочь Б.Ф. Скиннера и президент Фонда Скиннера (TheB. F.
SkinnerFoundation) является одной из наиболее выдающихся фигур среди
основоположников научной дисциплины прикладного анализа поведения (АВА).
Воспитанная в семье, в которой главным принципом образования был научный
подход, Джулия исключительно ясным образом описывает в своей книге
поведенческие принципы и приводит множество ярких примеров и обучающих
ситуаций, происходящих в реальности. С помощью этой книги читатель научится
анализировать поведение учеников в условиях обучения в классе и воссоздавать
условия для улучшения успеваемости учащихся.
В книге
Пола Альберто и Эн Траутман
«Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов,
психологов, учителей-дефектологов» также представлены научные принципы
прикладного анализа поведения и их практическое применение в образовательной
среде. В книге описаны стратегии, которые помогают выбрать поведение, на
изменение которого будет направлен обучающий процесс. Книга включает методы
сбора данных, методы анализа воздействия факторов в окружающей среде на
поведение учащихся, таких как обстановка класса, структура обучающего процесса,
взаимодействие учеников с учителем и включение родителей. С помощью этой книги
читатель научится применять эти стратегии, а специалист в области прикладного
анализа поведения сможет спланировать программу тренинга, направленную на
обучение педагогического коллектива в дошкольной и школьной образовательной
среде.
Книга Дебры Лич
«Прикладной
анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС»описывает стратегии
и методы прикладного анализа поведения, лежащие в основе инклюзии. При
включении детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную
среду, как педагогам, так и тьюторам, сопровождающим ребенка, важно овладеть
знаниями о принципах поведенческого анализа для того, чтобы помочь особому
ребенку включиться в коллектив сверстников и обучаться вместе с ними. В книге
описаны характерные черты учащихся с аутизмом и те сложности, которые обычно
возникают в процессе включения, а также их сильные стороны, которые могут
способствовать успешному обучению. Учитывая эти черты, а также сильные стороны,
учитель общеобразовательного класса сможет спланировать процесс инклюзии таким
образом, чтобы включение ребенка с РАС максимально соответствовало его нуждам и
потребностям. Также в книге, на простом языке, изложены основные научные
принципы АВА и описаны стратегии обучения, основывающиеся на этих принципах.
Понимание этих принципов поможет учителю общеобразовательного класса и тьютору
наладить контакт с ребенком и выбрать обучающие стратегии, которые будут
наиболее эффективны в процессе обучения. Книга также содержит описание процесса
оценки начальных навыков включаемого ребенка, с помощью которого учитель сможет
выбрать конкретные цели для обучения, и согласовать их с родителями ребенка.
Помимо этого, в книгу включены образцы обучающих программ, которые могут помочь
учителю в составлении ИПО учащегося.
Прикладной анализ поведения как научный подход к обучению является основой эффективного образовательного процесса, и благодаря выходу в свет этих книг русскоязычный читатель сможет начать свой путь в изучении и применении этих принципов в педагогической работе.
Юлия Михайловна Эрц (Нафтульева), МА,
ВСВА.
Руководитель сертификационной программы обучения поведенческих аналитиков, центр «Наш Солнечный Мир», Москва, Россия
Преподаватель сертификационной программы обучения поведенческих аналитиков, колледж «Семинар-ха-Киббуцим», Тель-Авив, Израиль
Член Израильской Ассоциации Сертифицированных Аналитиков Поведения (IACBA) и Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (ABAI)
Президент Украинской Ассоциации поведенческих Аналитиков (УАБА) и Почетный Член Ассоциации специалистов Прикладного Анализа Поведения (АсПАП)