Семинар «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»
Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования города Москвы, Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование», ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», Институт проблем инклюзивного образования МГППУ 23-25 июня 2014г. провели Всероссийский семинар «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».
Целью семинара являлось обсуждение особенностей определения специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогической комиссией и их организации в общеобразовательных школах.
Участниками семинара стали более 400 человек: специалисты органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, руководители и специалисты психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов, руководители образовательных организаций, научные сотрудники и преподаватели ВУЗов, педагоги, психологи, методисты, представители общественных организаций из 60 регионов Российской Федерации.
Пленарное заседание, которое проходило в МГППУ 23 июня 2014г., открыл Рубцов Виталий Владимирович, ректор МГППУ, директор Психологического института РАО, доктор психол. наук, профессор, действительный член РАО и Терехина Ирина Олеговна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Участников Конференции приветствовали представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы,
Доклады по основной тематике семинара сделали: Алехина Светлана Владимировна, проректор МГППУ. Она представила цели семинара, рассказала о порядке работы трехдневного семинара, показала рабочие материалы, которые участники семинара смогут обсудить за время семинара и предложить свои варианты доработки методических рекомендаций по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ.
С докладом «Основные направления государственной политики в сфере права на образование детей с ОВЗ и инвалидностью: компетенции по созданию специальных условий» выступила Фальковская Лариса Павловна, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, канд. психол.н. Она рассказала о основных нормативных актах, разработанных МО, о проектах, запланированных МО по развитию инклюзивного образования в РФ.
Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГУ «Институт психолого-педагогических проблем детства», к.пед.н., профессор рассказала о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, о возможностях и барьерах на пути создания специальных образовательных условий ребенка с ОВЗ.
Макарова Екатерина Евгеньевна, начальник отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного Управления образования Псковской области рассказала о опыте сетевого взаимодействия по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в Псковской области. Под руководством Института повышения квалификации на базе СКОу в Псковской области организованы сетевые центры, повышающие квалификацию специалистов и педагогов образовательных организаций, входящих в образовательный окуруг.
Леханова Ольга Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры дефектологического образования ФБГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет" рассказала о роли высшего образования в создании условий для инклюзивного образования в Вологодской области, об особенности организации инклюзивного образования в вузе. Череповецкий университет включил курсы по инклюзивному образованию во все программы подготовки педагогов общеобразовательных школ и ДОУ.
Болховитин Николай Иванович, директор ППМС-центра Калуга рассказал о неустойчивой позиции ППМС-центров в ситуации, когда у центра нет статуса образовательной организации.
После обеда на пленарном заседании продолжилось обсуждение вопросов по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
С докладом о специфики работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области выступила Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования».
Белова Светлана Николаевна, старший преподаватель Тверского университета рассказала о проблемах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: отсутствие нормативной базы, подготовленных педагогов, материально-техническая необеспеченность образовательных организаций, отсутствие служб ранней помощи.
Также с докладом выступила Борисова Наталия Владимировна, заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 "Ковчег", об ответственности руководителя образовательной организации по созданию специальных условий обучения детей с ОВЗ и органов местного управления, а также родителей детей с ОВЗ.
Кутепова Елена Николаевна, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к.пед.н. рассказала о роли психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ОВЗ.
В заключении пленарного заседания Михаил Михайлович Семаго выступил с докладом об особенностях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в реализации инклюзивного образования.
Второй день - 24 июня 2014 года был посвящен разработке предложений к методическим рекомендациям по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ в образовательных организациях. Участники семинара разделились на 3 группы:
- специалисты психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
Ведущие: Семаго Наталья
Яковлевна, ст.научн.сотр. ИПИО МГППУ, Кутепова Елена
Николаевна, заместитель директора ИПИО, Цветкова
Елена Евгеньевна, директор Центра диагностики и консультирования
«Надежда» МГППУ;
- специалисты психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк).
Ведущие: Семаго Михаил Михайлович, ведущий научный сотрудник
ИПИО МГППУ, Шаргородская Людмила Вячеславовна, заместитель
директора СОШ № 169;
- руководители образовательных организаций. Ведущие: Борисова Наталия Владимировна, заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег», Самсонова Елена Валентиновна, руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, Кремнева Светлана Николаевна, руководитель структурного подразделения, работающего по адаптированным программам для детей с интеллектуальными нарушениями (ГБОУ СКОШ №532).
Участники групп обсуждали функции, содержание, обязанности по созданию специальных условий для детей с ОВЗ и формулировали запросы на сетевое взаимодействие.
На пленарном заседание были выслушаны руководители групп и обсуждались вопросы связанные с проблемами взаимодействия ПМПК и руководителей образовательных учреждений. А также выдвигались предложения к Министерству образования по уточнению нормативной базы, разработки инструктивных писем и положений по уточнению «адаптированной образовательной программы», проведению промежуточной и итоговой аттестации, проведению процедуры обследования и составления рекомендаций по специальным условиям образования на ПМПК. Все участники семинара пришли к выводу о необходимости сетевого взаимодействия ПМПК и руководителей образовательных учреждений.
В заключительный день семинара, 25 июня 2014г., работа проходила на площадках образовательных учреждений г. Москвы, имеющих многолетний опыт реализации инклюзивного образования: ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»- территориальная ПМПК САО; ГБОУ Окружной центр психолого-медико-социального сопровождения –центральная ПМПК г. Москвы; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 99; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 169; Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 830; ГБОУ гимназия № 1540 (Московская технологическая школа ОРТ); ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 518.
Участники семинара на практике ознакомились с определением и созданием специальных образовательных условий, познакомились с опытом работы консилиума, комиссии и деятельностью руководителей образовательных организации, увидели инклюзивную среду и познакомились с практикой учителей и специалистов.
Информационные материалы, видеодоклады и фотоматериалы Конференции размещены в специально-организованных разделах на сайтах: http://www.inclusive-edu.ru.