Тьюторство: приживется ли оно в России?
О новых должностях, появившихся в системе российского образования, в ходе сегодняшней пресс-конференции в Министерстве образования и науки рассказали директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко и президент Тьюторской Ассоциации России, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Татьяна Ковалева.
Было отмечено, что с мая 2008 г. в трудовых книжках сотрудников школ и вузов могут появиться следующие записи: тьютор, диспетчер факультета или диспетчер образовательного учреждения, специалист по учебно-методической работе, помощник проректора, помощник ректора, ученый секретарь совета факультета (института), советник при ректорате, ученый секретарь совета учреждения, старший мастер образовательного учреждения (подразделения) начального и (или) среднего профессионального образования, учебный мастер.
Ожидается, что введение новых должностей будет способствовать реализации политики Минобрнауки по инновационному развитию сферы образования и создаст необходимые условия для формирования необходимого для этих целей кадрового состава. Министерству образования и науки еще предстоит разработать квалификационные характеристики новых должностей.
Основной разговор в ходе пресс-конференции был посвящен введению тьюторства, профессии, призванной помочь движению юных талантов по индивидуальным учебным траекториям, способствовать их осознанному выбору профессии, приобретению соответствующих знаний и навыков. Как отметил И. Реморенко, во многих учебных учреждениях должность тьютора уже давно существует де факто, но только с 22 мая, благодаря приказу Минздравсоцразвития России и его регистрации в Минюсте, получила формальное оформление.
Татьяна Ковалева пояснила, почему в списке новых профессий решили использовать иностранное слово «тьютор», а не, допустим, «наставник». По её словам, «наставник» – термин, слишком нагруженный воспоминаниями о трудовой практике советских школьников, поэтому было решено, что проще объяснить людям, что такое тьютор, чем пояснять им, что современный наставник – это не мастер-производственник времен социализма.
Она считает, что полноценную профессиональную подготовку в школах и вузах уже невозможно осуществлять без тьюторского сопровождения. Только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин (если, допустим, юноша захотел заняться математической лингвистикой).
Согласно озвученной концепции, тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. В этой связи, Т. Ковалевой при объяснении основной роли тьютора очень нравится слово «сопровождение». «Нельзя сопровождать стоящего, а только идущего», – отметила она.
И. Реморенко и Т. Ковалева также подчеркнули, что не стоит ожидать, что с 1 сентября 2008 г. тьюторы появятся сразу во всех школах, вузах и других учебных заведениях России. Кроме того, они могут появиться, но не должны, никакой «обязаловки» здесь не будет. При этом все должности из старого штатного расписания остаются.
На вопрос корреспондента «Полит.ру» о том, не будет ли зарплата тьютора прямо пропорционально зависеть от количества учеников, что вынудит педагогов заботиться, прежде всего, о числе сопровождаемых, а не о качестве сопровождения, И. Реморенко заметил, что основной оклад тьютора не будет подушевым. Однако эффективная работа тьютора, хорошо подготовившего учеников к, допустим, научной конференции, будет вознаграждаться премиальными.
В ходе брифинга Антон Зверев, журналист, пишущий о проблемах средней школы, выразил свое резкое несогласие с данной новацией Министерства, отметив, что слово «тьютор» – не наше, чужое. Напомнив трагическую историю девушки, повесившейся из-за ошибки при сдаче ЕГЭ, он сказал, что в школах нужны не репетиторы, а классные воспитатели, которые бы интересовались не знаниями учеников, а, прежде всего, их человеческими проблемами. По его информации, в 20 регионах России появились классные руководители, и эта новация оказалась очень удачной, и именно этот опыт Минобрнауки стоило бы учитывать, а не перенимать что-то чуждое российскому менталитету. А. Зверев считает, что в образовательных концепциях Министерства забыто слово «ребенок» и отсутствует гуманистический подход к образованию. И. Реморенко отказался комментировать выступление журналиста, а общий смысл ответа Т. Ковалевой сводился к тому, что концепция тьютор как раз и предполагает не репетиторство, а сопровождение человека, не помощь в подготовке домашнего задания, а стимулирование и развитие способностей.
Пресс-конференция длилась 45 минут, длительность обычного школьного урока. Из выступлений и ответов на вопросы И. Реморенко и Т. Ковалевой, стало понятно, что существует пока лишь общая концепция, чем должен заниматься тьютор, и многое в ней еще предстоит уточнять и детализировать, и возможно не все светлые планы обретут тот облик, который бы хотелось реформаторам. Непонятно, откуда возьмутся так хорошо подготовленные и интересующиеся личностью ребенка педагоги-новаторы, как будет строиться реальная повседневная работа тьютора в российских учебных заведениях и приживется ли вообще концепция тьюторства в российской системе образования.