С 1 сентября начинает действовать новый образовательный стандарт дошкольного образования

19

В России Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

В июне этого года проект стандарта был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании совета Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля. Затем проект был доработан и внесен на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы совет Минобрнауки 28 августа утвердил стандарт для дошколят.

Теперь детсады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы на основе федерального стандарта. В качестве ориентира они смогут использовать образовательные программы, подготовленные опытными разработчиками и размещенные в федеральном реестре.

| Тематический Дайджест избранных статей по дошкольному образованию, воспитанию и развитию детей (скачать)

В отличие от других стандартов стандарт для дошколят не предусматривает никаких промежуточных и итоговых аттестаций для оценки того, насколько ребята освоили образовательную программу. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова

"В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг", — рассказал Асмолов.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.
| Федеральный государственный образовательный стандарт дошколького образования (документ)

Комментарии А.Асмолова:

" - Этот стандарт будет вводиться поэтапно, по мере готовности учреждений. Мы рассчитываем, что переходный период займет три года. Этого времени должно быть достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей. По новому закону, напомню, повышение квалификации педагогов должно осуществляться не реже чем один раз в три года. Министерство уже запустило соответствующие проекты.

Стандарт состоит из трех компонентов: требования к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Последний компонент определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования. Среди них, например, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность."

 

Ссылки по теме: