Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 1. С. 46–54
doi:10.21638/spbu16.2022.104
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой
Аннотация
Работа посвящена истокам и основам Ленинградской/Петербургской школы психологии старения. Представлена историческая перспектива развития идей психологии старения от общемировых тенденций, существовавших в начале XX в., показаны общие предпосылки возникновения ленинградско-петербургского подхода к пониманию процессов старения в целом, а также возникшие на их основе основные принципы Ленинградско-Петербургской школы психологии старения. Мировая психология старения начиналась с дефицитарной парадигмы старения, принимающей инволюционные процессы как норму онтогенеза. Одновременно возрастная психология не воспринимала период старения как период развития человека. Б.Г.Ананьев, проанализировав и систематизировав существовавшие данные и взгляды на онтогенез человека, выдвинул идею о целостности развития человека и преемственности психических процессов. Отталкиваясь от этих идей, М.Д.Александрова сначала эмпирически подтвердила эти идеи на примере сенсорно-перцептивных функций, а затем расширила область своих научных интересов на трудоспособность человека. Эти исследования привели ее к убеждению, что период старения — это период со своими ресурсами и потенциалами, активация которых будет зависеть не только от насущной ситуации, но и от предыдущего периода развития. Также она продемонстрировала неоднозначность и вариативность периодов развития. В работе показано, что заложенные идеи были не только передовыми для своего времени, но и во многом опередили свое время. Показано, что основную идею Ленинградско-Петербургской школы психологии старения можно охарактеризовать как конструктивно-позитивный подход к пониманию процессов старения, ориентированный на потенциалы и ресурсы человека. Продемонстрировано, что идеи, заложенные Б. Г.Ананьевым и М. Д.Александровой, продолжаются в работах их учеников и последователей, разделяющих и развивающих эти идеи.
Общая информация
Ключевые слова: научная школа, психология старения, ресурсный подход
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.104
Получена: 30.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Стрижицкая О.Ю. Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 46–54. DOI: 10.21638/spbu16.2022.104
Литература
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1965.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1974.
Александрова М.Д. Пожилой человек и проблемы профессиональной занятости. К истории вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014a. No 2. С. 87–96.
Александрова М.Д. Старение человека и его индивидуальные проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014б. No 2. С. 81–86.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1969.
Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю. М.Д.Александрова — выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014. No 2. С. 72–80.
Кулешова Л.Н., Стрижицкая О.Ю. Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. No 4. С. 111–118.
Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н. Психологические проблемы трудоспособности // Вестник Ленингр. ун-та. 1983. No 5. С. 53–59.
Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. No 4. С. 118–127.
Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1966.
Aldwin C.M. Successful aging // N.Anderson (ed.) Encyclopedia for Health and Behavior. Thousand Oaks: Sage, 2004. P. 784–786.
Baltes P.B., Baltes M.M. Psychological perspectives on successful aging: The model of selective optimization with compensation // P.B.Baltes, M.M.Baltes (eds). Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1990. P. 1–34.
Carstensen L.L. Evidence for a life-span theory of socioemotional selectivity // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 5, no. 4. P. 151–156. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep11512261
Olshansky S.J., Perry D., Miller R.A., Butler R.N. Pursuing the longevity dividend // Annals of The New York Academy of Sciences. 2007. Vol. 1114, iss. 1. P. 11–13. https://doi.org/10.1196/annals.1396.050
Prados M., Fried E.C. Personality structure of the older age groups // Journal of Clinical Psychology. 1947. Vol. 3, no. 2. P. 113–120.
Stern Ya. Cognitive reserve in ageing and Alzheimer’s disease // Lancet Neurology. 2012. Vol. 11 (11). P. 1006–1012. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(12)70191-6
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 157
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 135
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3