Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2018. Том 8. № 3. С. 312–322
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Особенности образов людей различных социальных статусов у молодежи
Аннотация
Проведен анализ феномена социального статуса через призму образов типичных представителей высокой и низкой страт, которые выделяются в молодежной среде. Предполагается, что данное направление исследования перспективно для преодоления ряда сложностей, которые возникают при его изучении. Сбор данных осуществлялся в виде эссе, которые писали респонденты (n = 70) на тему «Типичный представитель высокого и низкого статусов». Данные обрабатывались с помощью метода тематического моделирования с применением алгоритма латентного размещения Дирихле, а также был применен метода контент-анализа, в рамках которого выделялись и анализировались смысловые единицы образов. Основными компонентами полученных образов выступили поведенческие особенности человека (предпочтения, зависимости и привычки), объективные источники социального статуса (образование, профессия, доход, круг общения и др.), особенности внешности (наличие аксессуаров, аккуратность, ухоженность и др.), невербального поведения (особенности мимики, взгляда, проксемики), качества личности (негативные и позитивные характеристики, которые обусловливают вхождение в статусную группу) и переживания подобных людей (описания различных внутренних размышлений). При этом категории «качества личности» и «переживания представителей разных статусов», приписываемые рассматриваемым образам, являются психологическими компонентами в феномене социального статуса, которые требуют дополнительного изучения и анализа. На данном этапе исследования было установлено, что качества личности, которые приводились респондентами, являются необходимым условием вхождения в статусную группу и нахождения в ней, тогда как переживания — скорее следствием принадлежности человека к определенному статусу. Кроме того, в исследовании была установлена значительная эмоциональная насыщенность образов высокостатусного и низкостатусного человека, которая может быть обусловлена наличием двух пониманий социального статуса: один рассматривается человеком как принятый в обществе и связанный с материальным компонентом (негативный), второй основан на индивидуальных интерпретационных схемах и связан с социально значимой деятельностью (позитивный).
Общая информация
Ключевые слова: социальный статус, социальное познание, неравенство
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Финансирование. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-06-00980.
Для цитаты: Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Особенности образов людей различных социальных статусов у молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 3. С. 312–322.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА М-НОРМА, 1997. 304 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2009. 318 с.
Радаев В.А., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М.: Наука, 1995. 237 с.
Levine J.M., Moreland R.L. Small Groups. New York: Psycology Press, 2006. 547 p.
Auzoult L., Hardy-Massard S., Gangloff B. Casual attributions of compliance or rebellion according to the Raven’s bases of power // Cognition, Brain, Behavior. An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. 17, № 3. P. 237–248.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 336 с.
Lynn M., Williams J. Black-White Differences in Tipping: The Moderating Effects of Socioeconomic Status // Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. P. 286–294.
Kraus M.W., Keltner D. Signs of Socioeconomic Status: A Thin-Slicing Approach // Psychological Science. 2009. Vol. 20, № 99. P. 99–106.
Pettit N.C., Sivanathan N. The Eyes and Ears of Status: How Status Colors Perceptual Judgment // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38. P. 570–582.
Johnson L.A. Social Stratification // Biblical Theology Bulletin. 2013. Vol. 43, № 3. P. 155–168.
Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Феномен социального статуса в современном российском обществе // Психологические исследования: электронный журнал. 2016. Т. 9, № 48. С. 7. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2014v7n37/1044-folomeeva37.html (дата обращения: 16.02.2018).
Гомони А.Г., Коршунов А.В. Тематическое моделирование текстов на естественном языке // Труды Института системного программирования РАН. Т. 23. М.: ИСП РАН, 2012. С. 215–244.
Kemper T.D., Collins R. Dimensions of microinteraction // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 96. P. 32–68.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 161
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 90
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2