Особенности образов людей различных социальных статусов у молодежи

90

Аннотация

Проведен анализ феномена социального статуса через призму образов типичных представителей высокой и низкой страт, которые выделяются в молодежной среде. Предполагается, что данное направление исследования перспективно для преодоления ряда сложностей, которые возникают при его изучении. Сбор данных осуществлялся в виде эссе, которые писали респонденты (n = 70) на тему «Типичный представитель высокого и низкого статусов». Данные обрабатывались с помощью метода тематического моделирования с применением алгоритма латентного размещения Дирихле, а также был применен метода контент-анализа, в рамках которого выделялись и анализировались смысловые единицы образов. Основными компонентами полученных образов выступили поведенческие особенности человека (предпочтения, зависимости и привычки), объективные источники социального статуса (образование, профессия, доход, круг общения и др.), особенности внешности (наличие аксессуаров, аккуратность, ухоженность и др.), невербального поведения (особенности мимики, взгляда, проксемики), качества личности (негативные и позитивные характеристики, которые обусловливают вхождение в статусную группу) и переживания подобных людей (описания различных внутренних размышлений). При этом категории «качества личности» и «переживания представителей разных статусов», приписываемые рассматриваемым образам, являются психологическими компонентами в феномене социального статуса, которые требуют дополнительного изучения и анализа. На данном этапе исследования было установлено, что качества личности, которые приводились респондентами, являются необходимым условием вхождения в статусную группу и нахождения в ней, тогда как переживания — скорее следствием принадлежности человека к определенному статусу. Кроме того, в исследовании была установлена значительная эмоциональная насыщенность образов высокостатусного и низкостатусного человека, которая может быть обусловлена наличием двух пониманий социального статуса: один рассматривается человеком как принятый в обществе и связанный с материальным компонентом (негативный), второй основан на индивидуальных интерпретационных схемах и связан с социально значимой деятельностью (позитивный).

Общая информация

Ключевые слова: социальный статус, социальное познание, неравенство

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Финансирование. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-06-00980.

Для цитаты: Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Особенности образов людей различных социальных статусов у молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 3. С. 312–322.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.

Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.

Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА М-НОРМА, 1997. 304 с.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2009. 318 с.

Радаев В.А., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М.: Наука, 1995. 237 с.

Levine J.M., Moreland R.L. Small Groups. New York: Psycology Press, 2006. 547 p.

Auzoult L., Hardy-Massard S., Gangloff B. Casual attributions of compliance or rebellion according to the Raven’s bases of power // Cognition, Brain, Behavior. An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. 17, № 3. P. 237–248.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.

Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 336 с.

Lynn M., Williams J. Black-White Differences in Tipping: The Moderating Effects of Socioeconomic Status // Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. P. 286–294.

Kraus M.W., Keltner D. Signs of Socioeconomic Status: A Thin-Slicing Approach // Psychological Science. 2009. Vol. 20, № 99. P. 99–106.

Pettit N.C., Sivanathan N. The Eyes and Ears of Status: How Status Colors Perceptual Judgment // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38. P. 570–582.

Johnson L.A. Social Stratification // Biblical Theology Bulletin. 2013. Vol. 43, № 3. P. 155–168.

Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Феномен социального статуса в современном российском обществе // Психологические исследования: электронный журнал. 2016. Т. 9, № 48. С. 7. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2014v7n37/1044-folomeeva37.html (дата обращения: 16.02.2018).

Гомони А.Г., Коршунов А.В. Тематическое моделирование текстов на естественном языке // Труды Института системного программирования РАН. Т. 23. М.: ИСП РАН, 2012. С. 215–244.

Kemper T.D., Collins R. Dimensions of microinteraction // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 96. P. 32–68. 

Информация об авторах

Фоломеева Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: tfolomeeva@gmail.com

Федотова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, инженер, кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: fedotova-s@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 161
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 90
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2