Социальная психология и общество
2014. Том 5. № 3. С. 151–156
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
«Социальная психология развития»: новый учебник по новому направлению психологической науки. Рецензия на книгу: Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2014. — 603 с.
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кочетков Н.В. «Социальная психология развития»: новый учебник по новому направлению психологической науки. Рецензия на книгу: Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2014. — 603 с. // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 151–156.
Полный текст
Пожалуй, никогда проблема обеспечения высшей школы учебниками не стояла так остро. Переход на двухуровневую систему образования, новые стандарты для бакалавриата и магистратуры заставили как преподавателей, так и студентов искать учебные издания, соответствующие новым требованиям. Подготавливаемая в спешке учебная и учебнометодическая литература не всегда может похвастаться систематичностью изложения, адекватностью охватываемого круга вопросов, глубиной проработки проблем, а то и вовсе грешит фактическими ошибками и логическими «ляпами». Несмотря на часто значительный объем той или иной книги, содержательного текста в ней может быть минимум и рекомендовать ее студентам означает обрекать их на поиск иголки в стоге сена, а при недостаточной системности материала — еще и закладывать формирование у них искаженного виденья соответствующего предметного поля. Если рассматривать учебную литературу не только ту, которая соответствует озвученным критериям, но и рекомендована УМО, подобный список оказывается достаточно коротким. Однако даже эти издания не всегда можно полноценно использовать в учебном процессе из-за их, как правило, недостаточного наличия в библиотеке, на что наслаивается чисто психологический фактор, присущий нашему времени, — современные студенты в своем большинстве не любят посещать библиотеки, да и вообще читать книги в «бумажном» виде, а следовательно, некий «идеальный» учебник должен быть представлен еще и в электронной форме. Всем озвученным требованиям полностью соответствует выпущенный весной 2014 года в издательстве «Юрайт» учебник для бакалавриата и магистратуры «Социальная психология развития» под редакцией Н.Н. Толстых. Даже беглое ознакомление с ним выдает профессиональную добротность издания, логичное структурирование текста, не в угоду «западным веяниям» выверенно академическую подачу материала и не раздутый до нескольких томов объем, что в совокупности предвещает потенциальный успех и, хочется надеяться, не одно переиздание.
Прежде чем перейти к анализу содержания учебника, необходимо хотя бы кратко высказаться по поводу правомерности выделения в качестве самоценной предметной области — социальной психологии развития. В профессиональной среде, конечно, шутки ради порой говорят, что социальная психология — самая «настоящая» из всех «психологий», так как человек, в первую очередь, существо социальное и вне общества немыслим, а соответственно, все явления и процессы следует рассматривать через призму именно социальной психологии. В подобной логике социальная психология развития — органичное продолжение этой самой «настоящей» науки, а не очередное конъюнктурное образовательное направление. Не вызывающий сомнения интерес к социальной психологии развития заключается в том, что она находится на стыке социальной психологии и психологии развития. По мнению авторов учебника, социальная психология развития — самостоятельная отрасль психологии, куда более широкая, чем уже существующая возрастная социальная психология или педагогическая социальная психология. Предметом социальной психологии развития являются социально-психологические аспекты развития человека и разного рода общностей как в условиях целенаправленной работы психолога, так и вне ее контекста. Специфика социальной психологии развития, по мнению авторов рецензируемого учебника, «состоит не просто в том, что она оказывается «пограничной зоной» между двумя «ваковскими» специальностями («социальная психология» и «психология развития, акмеология»), а в том, что в данном случае социальная психология граничит, если так можно выразиться, с самим общепсихологическим принципом развития, точнее, заставляет взглянуть на социальнопсихологические явления, феномены в аспекте развития, акцентируя принцип развития, с одной стороны, и социальнопсихологическую природу развития человека, группы, общности, — с другой. То и другое вносит новые, постмодернистские краски даже в устоявшиеся междисциплинарные области исследований, в некотором смысле повышая постнеклассический градус этих исследований» [2, с. 15—16].
Учебник состоит из четырех крупных разделов. В первом — «Социальная психология развития как новая отрасль психологии» — освещаются методология и методы социальной психологии развития. Кроме традиционных и известных всем методов поперечных срезов и лонгитюда, описывается план с временным лагом, или кросс-историческое исследование. Также в этой же главе обосновывается необходимость выделения новой предметной области и отдельно рассматривается проблема развития в психологии. Еще одна глава отведена под описание базовых феноменов социально-психологического развития контактного сообщества, к которым авторы отнесли уровень группового развития, авторитет, групповую идентификацию, мотивацию межличностных выборов, ответственность, референтность, самоопределение личности, групповую совместимость, ценностные ориентации, эффективность групповой деятельности.
Второй раздел — «Социальные институты и их роль в развитии человеческих общностей разного типа и личностном становлении их членов» — включает в себя пять глав, среди которых можно выделить главу «Социальная психология развития социальных институтов как организаций», которая вполне может быть интересна не только студентам, выбравшим одноименный профиль обучения, но и обучающимся психологии управления. Здесь разбираются такие популярные и актуальные в наше время вопросы, как мотивация трудовой деятельности, преданность организации и трудовое поведение, удовлетворенность работой, социализация сотрудников, процесс командообразования, модели развития организаций. В остальных главах раскрывается роль различных социальных институтов в становлении развивающейся личности — семьи, детского сада, школы. Следует отметить, что написаны они не в лапидарной форме, а содержательно развернуто и детально подробно. Так, читатель может, например, узнать не просто общие особенности социализации в семье, а оценить роль семьи в жизни человека на разных этапах онтогенеза — от младенчества до старости, а также получить научно выверенную информацию о ключевых характеристиках, типологии и функциях семьи. Если же речь идет о школе, то разбираются социально-психологические аспекты развития личности и группы в начальной, средней и старшей школе.
Третий раздел является психологически традиционным и, соответственно, наиболее крупным — «Социальная возрастная психология». Заглавный материал дает характеристику наиболее принятым подходам к возрастной периодизации, особо подробно из которых рассматриваются периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину и социально-психологическая периодизация личностного развития по А.В. Петровскому. Остальные главы последовательно раскрывают вопросы развития личности в раннем возрасте, в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, отрочестве и ранней юности, а также в молодости. Стоит отметить наличие такой социально значимой информации, как влияние кинематографа, телевидения, интернета на развивающуюся личность, как вопросы ее самоопределения, психологические особенности молодежных субкультур и т. п.
На последнем, четвертом разделе стоит остановиться особо. Одна из основных и первых проблем, с которыми сталкивается начинающий педагог-психолог, — неопределенность стоящих перед ним задач. Даже имея хорошую теоретическую базу и необходимые представления о психодиагностических средствах, он далеко не всегда может выстроить адекватную программу работы и сформулировать по ее результатам конкретные рекомендации. Незаменимым помощником в этом плане является раздел «Активные методы в работе специалиста по социальной психологии развития». Описанная здесь более или менее «стандартная» батарея методик, принятая в научной психологической школе А.В. Петровского [1] (социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра выборов, методический прием определения неформальной структуры власти, методика определения ценностно-ориентационного единства группы), дополнена мощным диагностическим инструментом — социально-психологической модификацией техники «репертуарных решеток» Дж. Келли. Важно отметить, что помимо подробного описания процедурной части методик здесь приведены примеры локальных обследований, позволяющие разобраться с алгоритмом интерпретационной работы с эмпирическим материалом.
Кроме диагностического инструментария, в учебнике представлены и математические методы, которые применимы при анализе процессов развития. Это, несомненно, более чем полезно, учитывая, что у студентов-гуманитариев эта область часто является «узким местом» при проведении эмпирического исследования, а грамотность или, вернее, неграмотность использования математических методов может свести ценность всей проделанной работы к нулю. Понятно, что существуют специальные издания, посвященные использованию статистических методов, однако не всегда удается успешно адаптировать тот или иной из них под конкретную исследовательскую проблему, да и ознакомление с большим количеством «непрофильной» литературы для студента не всегда легко выполнимая задача.
Можно сказать, незаменимым подспорьем для практического психолога является глава, в которой приводятся принципы работы с разностатусными учащимися. Хорошо известно, что малая группа является фокусом внимания в социальной психологии, тем не менее, говоря о практической деятельности, было бы неверным, если бы диагностика статуса становилась самоцелью — необходимо применять это знание для увеличения эффективности образовательного процесса, оптимизации отношений всех его субъектов, для чего необходим четкий алгоритм интерпретационно-коррекционного воздействия, который не известен многим выпускникам психологических факультетов.
Завершая рецензию на учебник «Социальная психология развития», как и любую другую рецензию, нельзя обойти вниманием замечания, которые можно отнести к представленному тексту. Бросается в глаза некоторая, если так можно выразиться, несбалансированность материала. Ряд глав и параграфов достаточно объемны, материал в них разбирается подробно, с развернутыми примерами, а ряд глав написан подчеркнуто сжато, почти конспективно, ориентируя студента самостоятельно искать материал в рекомендованной литературе. Так, например, целая глава отводится на описание способов использования математических методов, тогда как на материал по построению исследовательской программы, которая является более фундаментальной проблемой, нежели методы обсчета эмпирики, отведена буквально страница. Или же говоря о проблеме развития в психологии, много внимания уделяется содержанию термина «развитие» и истории его возникновения, что несколько вторично по отношению к описанию и подходам к решению самой проблемы. Во многом именно это привело к тому, что, например, упоминается позиция Л.С. Выготского, но отсутствует указание на позицию Ж. Пиаже. Мало-мальски знакомому с основами психологии читателю будет понятно, о чем идет речь, но у неподготовленного человека (например, студента бакалавриата) могут остаться заметные лакуны в общей картине представлений об обсуждаемой проблеме. Крайне актуальная на сегодняшний день тема, касающаяся влияния компьютерных игр и интернета на развитие, почему-то находится в параграфе «Реклама». Также в книге описываются детский сад, школа и семья как институты социализации, но в этом плане не рассматривается высшая школа (правда, эта проблема отчасти затрагивается, но в разделе, посвященном социальной возрастной психологии).
Если же говорить о «плюсах» учебника, то первое, что стоит отметить, — это структурированность текста, позволяющая не только получить системные знания, но и упростить поиск необходимой информации. Каждая глава заканчивается кратким резюме, списком использованных терминов, контрольными вопросами и заданиями, рекомендованной литературой. Что касается последней, то она представлена, в основном, отечественными психологическими школами, где наравне с уже ставшими классическими публикациями упоминаются и совершенно новые исследования. Успешно осуществленная скрупулезная и целенаправленная работа по созданию и оформлению ссылочного материала сближает учебник с полноценной научной публикацией, что является безусловным «плюсом» издания. Нельзя обойти вниманием авторский коллектив, который состоит не только из доцентов и профессоров Московского городского психолого-педагогического университета и ряда других московских вузов, но и из опытных психологов-практиков. Все это дало возможность выпустить в свет качественный и добротный как по форме, так и по содержанию учебник, которым, хочется верить, будет пользоваться не одно поколение студентов и преподавателей.
Литература
- Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. № 3.
- Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психологической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2918
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1188
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0