Учебно-методическая разработка «Cекреты успеха. Профессиональная успешность»

642

Аннотация

The lesson is devoted to problem of career and professional success in modern society. The purposes, tasks and examples of the group work are presented. The given material can be used on the lessons of technology and social psychology.

Общая информация

Ключевые слова: success, purposes, negative life experience, strategies of solving life tasks

Рубрика издания: В помощь учителю

Для цитаты: Сурикова Я.А. Учебно-методическая разработка «Cекреты успеха. Профессиональная успешность» // Социосфера. 2010. № 4. С. 178–188.

Полный текст

Цели занятия:

•                     обучающая – познакомить с понятием успеха и успешности, основ­ными критериями успешности;

•                     развивающая – развитие коммуникативных способностей, стимули­рование жизненного самоопределения;

•                     воспитательная – формирование позитивной картины будущего, от­ветственности за реализацию своих планов. Оборудование: карточки с утверждениями, ручки, паззлы (фотогра­фии людей, добившихся успехов в той или иной профессиональной облас­ти), распечатанные на цветной бумаге (жёлтой, голубой, розовой, зелёной, фиолетовой), проектор, презентация, воздушные шарики, маркеры.

Ход занятия:

1                    Организационный момент.

2                    Актуализация знаний учащихся, беседа на тему успешности.

Как вы думаете, что такое успешность? Что такое профессиональная успешность? Закончите, пожалуйста, предложение «Успешный работник – это…» (по цепочке). Подведение промежуточных итогов обсуждения. Ус­пешный работник – кто он? Какой он?

3. Успешность – это признание твоих личных достижений окру­жающими. Соответственно, профессиональная успешность складывается из нескольких составляющих: первая – внутренняя удовлетворенность от сознания, что сделал все правильно и все, что от тебя зависело. Вторая – уверенность в команде, с которой ты работаешь. Третья – удовлетворен­ность работодателя твоими действиями.

3. Анкетирование «Секреты профессионального успеха». Выразите степень согласия со следующими утверждениями (в 10­-балльной шкале).

1.       Можно идти к успеху любой ценой, «по головам».

2.      Помочь другу достичь успеха – двойной успех.

3.      Неудачи на пути к цели – стимул для удвоения усилий.

4.      Люди с красивой внешностью более успешны в жизни.

5.      Осознанная ошибка – шаг на пути к успеху. Обсуждение полученных результатов. Ответ на первый вопрос связан с ценностями и личностными смыс­лами человека, его отношением к проблеме выбора целей и средств их достижения.

Второй вопрос – по мнению большинства исследователей, следова­ние этому принципу действительно помогает добиться человеку успеха. Но только в том случае, если при этом не игнорируются собственные интере­сы, человек не берется выполнять за другого человека всю его работу. Сле­дует также помнить о том, что, помогая другому, мы, как правило, рассчи­тываем на ответную помощь, однако не все люди склонны проявлять чув­ство благодарности. Для конструктивного сотрудничества помощь должна носить характер со­действия, тогда выше вероятность, что в ситуации за­труднения вам также предложат сотрудничество и поддержку.

Третье утверждение – по мнению людей, добившихся успеха в своей профессии, карьерный рост не обходится без неудач. Здесь логично будет употребить следующее изречение: то, что нас не убивает, делает нас силь­нее. Четвертое утверждение – по данным социально-­психологических ис­следований, данный пункт является верным при определённых обстоя­тельствах. Например, для девушки, желающей стать моделью, внешность, несомненно, будет одним из основополагающих критериев успешности. Внешний вид имеет большое влияние на формирование первого впечат­ления о работнике. Однако в последующем работодатель склонен судить человека по его профессиональным успехам. Важным качеством является умение представить собственные достижения.

Пятое утверждение заключается в том, что на ошибках учатся. Психо­логи говорят о том, что если человек несколько раз попадает в одну и туже проблемную ситуацию, следовательно, она была не завершена в предыдущем случае и не был осознан и принят опыт разрешения данной проблемы.

4. Список востребованных и популярных профессий на рынке труда (анализ домашних работ учащихся, проверка работ по группам).

На данный момент очень многих интересует, какие профессии яв­ляются самыми перспективными для успешного карьерного роста. Если учесть, что речь идет о специальностях, требующих владения определён­ными знаниями, то нужно знать, что современный бизнес предъявляет очень высокие требования, поэтому важно иметь профильное образова­ние, а также владеть иностранным языком (предпочтительно английским) и компьютером на уровне продвинутого пользователя.

Какие сферы деятельности наиболее популярны на современном рынке? (выступление проблемной группы учащихся).

Какие сферы деятельности наиболее востребованы на современном рынке?

(выступление проблемной группы учащихся).

Примеры презентации домашней работы учащихся приведены на рис. 1, 2.

Рис. 1. Список наиболее популярных профессий на рынке
труда

Рис. 2. Список наиболее востребованных профессий

5. Многие думают, что успешным людям везет жизни больше, чем другим, что у них часто богатые родители, и поэтому старт карьеры идет со значительным опережением. Однако исследования показывают, что опре­деляющим фактором в достижении профессионального успеха является уникальность мышления успешного человека. Каковы же секреты миро­воззрения успешных людей? (беседа с учащимися на основе презентации (рис.3–7).

Рис. 3. Секреты жизненного успеха

Рис. 4. Секреты жизненного успеха

Рис. 5. Секреты жизненного успеха

 

Рис. 6. Секреты жизненного успеха

Рис. 7. Секреты жизненного успеха

6. Мужчины и женщины: равные возможности для карьерного ус­пеха? (дискуссия)

Материал для дискуссии.

Половая принадлежность работника как фактор его успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управле­ния. В последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:

1) мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в испол­нительской деятельности;

2) женщина эффективнее мужчины;

3) мужчина и женщина равным образом эффективны в профессио­нальной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффек­тивность зависит от многих других условий;

4) половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда.

Мнение о том, что мужчина в деле более эффективен, нежели жен­щина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Приводятся следующие аргументы в поддержку данной позиции:

•                     мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;

•                     мужчина строит деловые отношения на основе объективных крите­риев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина — на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);

•                     мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели жен­щина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;

•                     мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносли­вость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;

•                     мужчина имеет значительно больше времени, которое он может по­святить работе и карьере. Обратимся к рассмотрению второй точки зрения, сторонники которой утверждают, что в работе женщина может быть эффективнее мужчины. При этом называются два необходимых и взаимоисключающих друг друга условия для того, чтобы женщина вышла вперед. Во­-первых, женщина может стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить и использовать сугубо женские качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны с межличностным обще­нием: интуицию; способность к изощренной политике в деловых отноше­ниях; женское обаяние; умение тонко подстраиваться в коммуникативных взаимодействиях. Во­-вторых, утверждается, что женщина может стать ус­пешнее мужчины, если она, наоборот, откажется от женского стиля в де­ловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские ка­чества: решительность, стрессоустойчивость, объективность, дисциплини­рованность, преданность делу, трудоголизм. Следует заметить, что, фор­мируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет муж­ской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально ус­тойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, не­жели ее коллега-­мужчина.

Третья точка зрения, проявляющаяся в сравнительной оценке эффективности мужчины и женщины в деловой сфере, содержит утвер­ждение, что мужчина и женщина имеют одинаковую эффективность, но разный деловой стиль. 1. Мужчина в своей работе больше направлен на предметно-­содержательные аспекты труда, конкуренцию на рынке, а так­же на получение прибыли. 2. Женщина предпочитает межличностное об­щение и социально-­психологические стороны работы (организацию пози­тивной атмосферы в коллективе, построение корпоративной культуры в организации, разработку средств поддержки и развития персонала).

Согласно четвертой точке зрения, не имеет значения, кто кон­кретно работает, мужчина или женщина, главное, чтобы работник обладал профессиональными знаниями, опытом, дисциплинированностью и пре­данностью компании. В своей работе одаренные мужчины, не утрачивая мужского стиля, начинают проявлять такие традиционно женские качест­ва, как умение общаться, интуицию, политическое «чутье» и внимание к человеческому фактору. Женщины, соответственно, не отказываясь от женского стиля деятельности, становятся решительными, амбициозными и стремятся к лидерству и успеху.

7. Опыт преодоления (работа по группам). А. Разбивка на группы. Возьмете по кусочку пазла с фрагментом фотографии человека.

Объединитесь в группы по цвету фона фотографии, соберите портрет и оп­ределите, кто этот человек (на доске выводится список персонажей).

Например, Бодо Шефер – финансовый консультант номер один в Европе, писатель и бизнесмен; Елена Бережная – Олимпийская чемпион­ка; Билл Гейтс – Председатель правления и Главный архитектор про­граммного обеспечения корпорации Microsoft; Стив Джобс – директор анимационной студии Pixar; Брюс Уиллис – один из самых успешных ак­тёров Голливуда (рис. 8).

Рис. 8. Материалы к заданию для групповой работы

При выборе персонажей для обсуждения необходимо учитывать ин­тересы школьников, их общую осведомленность, увлечения. Оптималь­ным вариантом является формирование списков персонажей для обсуж­дения на основе предварительного анкетирования.

Б. Даже у успешных людей в жизни бывают неудачи. Каждой группе будет предложена ситуация из жизни того человека, портрет которого изображён на листе вашего цвета. Вам нужно будет найти как можно больше способов выхода из данной ситуации (рис. 9–14).

Бодо Шефер не хотел походить на своего отца, экономившего на всем, и жил по принципу: "Победитель едет по жизни первым классом". Бодо пил не шипучку, а шампанское и ел бифштексы только из вырезки. В итоге он стал полным банкротом, задолжав кредиторам 75 тысяч марок.

Рис. 9. Материалы к заданию для групповой работы

Рис. 10. Материалы к заданию для групповой работы 

Рис. 11. Материалы к заданию для групповой работы 

Рис. 12. Материалы к заданию для групповой работы 

 
В. Презентация работ групп. Обсуждение данных ситуаций.

Какие качества человека являются важными для достижения им ус­пеха?

Каждый ли человек может рассчитывать на успешную профессио­нальную карьеру? Отчего это зависит?

8. Упражнение «Воздушный шар».

Выберите понравившийся вам цвет воздушного шарика, надуйте его и напишите на нём маркером фразу, которая начинается со слов «Я умею…». Укажите качество, присущее вам и необходимое, по вашему мне­нию, для достижения профессиональной успешности.

9. Подведение итогов занятия.

Литература

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Акаде­мия, 2004. – 304.
  2. Прутченков А. С. Социально­психологический тренинг межличностного общения.
  3. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд­во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.
  5. Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
  6. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8 – 11 классов / под ред. С. Н. Чис­тяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
  7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ори­ентации. – М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2001. – 96 с.

Информация об авторах

Сурикова Я.А., Средняя общеобразовательная школа № 45, Петропавловск-Камчатский, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5702
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 642
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1