Социосфера
2010. № 4. С. 170–177
ISSN: 2078-7081
2010 – год учителя (мгновения благодарности)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: conferences, teachers, project «Thanksgiving»
Рубрика издания: В помощь учителю
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Недбаев Д.Н. 2010 – год учителя (мгновения благодарности) // Социосфера. 2010. № 4. С. 170–177.
Полный текст
Как дань уважения профессии учителя, как признание той огромной роли, которую он играет в воспроизводстве интеллектуального и творческого потенциала России, как подтверждение того, что его вклад не забыт и что добрые чувства, а также проявленные отношения и профессионализм бумерангом возвращаются к нему эхом любви и заботы, в объявленный правительством РФ Год Учителя в г. Армавире проведена II Международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании» и подведены итоги акции «Благодарение», ставшие воплощением стремления организаторов активизировать всех тех, для кого имя Учитель является опорой, к которой в трудной ситуации обращаются уже выросшие ученики.
Конференция «Психологические практики в российском образовании» проведена в преддверии профессионального праздника учителей, 1 октября 2010 года, в городе Армавире. Её организаторами выступили департамент образования и науки Краснодарского края (руководитель Т. П. Хлопова), администрация г. Армавира (глава города С. С. Геращенко), Армавирский социальнопсихологический институт (ректор Д. Н. Недбаев), Армавирский государственный педагогический университет (и. о. ректора Н. Г. Дендеберя) при социальном партнерстве с Межрегиональной ассоциацией негосударственных образовательных вузов Юга России, Южного российский университета, СевероКавказским социальным институтом, Армавирским лингвистическим социальным институтом, Ассоциацией совета директоров г. Армавира, ООО «СЭД», Центров з-анятости населения гг. Армавира и Новокубанска, Управления по вопросам семьи и детства г. Армавира, информационном партнерстве со СМИ г. Армавира (газетой «Армавирский собеседник», Армавирской медиагруппой).
Армавирский Драматический театр им. А. С. Луначарского собрал участников из гг. Азов, Армавир, Белгород, Краснодар, Кропоткин, Кривой рог, Лабинск, Новокубанск, Пятигорск, Минеральные воды, Москва, Нальчик, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Таганрог, Томск, Черкесск, Шахты, Баку (Азербайджан), Донецк (Украина), Махачкала, Минск (Белоруссия), Элиста (Калмыкия), Берлин (Германия), Ганновер (Германия), Вашингтон (США), среди которых присутствовали представители Администрации, общественных организаций, детских образовательных, спортивных и творческих учреждений, преподаватели вузов и ссузов, учителя школ, практические психологи, аспиранты, студенты.
Работа Конференции началась с поздравления руководителя департамента образования и науки Краснодарского края Т. П. Хлоповой, которая поздравила участников II Международной научно-практической конференции «Психологические практики в Российском образовании: технологии развития личности» и отметила, что в наших школах много талантливых учителей, готовых к самопожертвованию во имя высокой педагогической идеи, умеющих передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, желала педагогам, их воспитанникам здоровья, успехов во всех начинаниях и нескончаемого оптимизма! Также со сцены прозвучали приветственные слова исполняющей обязанности президента МАНПО, доктора педагогических наук, профессора Е. И. Аратамоновой, которая передала последний доклад Виталия Александровича Сластёнина и журналы «Педагогическая наука и образование» с материалами, посвященными вкладу выдающегося педагога в развитие отечественной науки и практику подготовки педагогов.
Пленарное заседание началось докладом д. псх. н, профессора, академика РАО И. В. Дубровиной на тему: «В жизни каждого человека есть свой учитель», в котором внимание заострялось на том, что в связи с 2010 год – год Учителя, предполагается: внимание общества и отдельных граждан страны будет направлено на решение проблем учителя как человека, профессионала, члена общества. Известно, что по тому, какое место занимает учитель в общественной жизни, можно судить о сущности общественного строя и государственной власти. Однако сейчас самое время задать себе резонный вопрос: как мы относимся к учителю?
Свое мнение по этому вопросу высказали также д. социол. н., профессор В. В. Попов (г. Москва), д. псх. н., профессор, член кор. РАО, зам. председателя Южного отделения РАО И. Б. Котова (г. Сочи), д. пед. н., профессор, Е. Н. Шиянов (г. Ставрополь), д. псх. н., профессор С. В. Хребина (г. Пятигорск), д. псх. н., профессор С. В. Недбаева (г. Армавир), д. псх. н., профессор Л. В. Темнова (г. Москва) и др.
Пленарное заседание завершилось подведением итогов акции «Благодарение», целью которой стало привлечение внимания к Учителю, консолидации общественности, психолого-педагогической науки и практики для создания сообщества учителей, способных примерами своего успешного личностнопрофессионального развития оказывать влияние на улучшение подготовки учителя и решение задач по развитию личности подрастающего поколения.
Среди задач проекта были обозначены выявление лучших представителей учительской профессии с целью сохранения и передачи их опыта, создание социально-психологического портрета современного учителя и выделение ключевых профессиональных компетенций; определение социально-психологических и педагогических условий профессионального и личностного развития в системе «учитель-ученик» (преподаватель-студент).
«Благодарение» – это внимание к людям, посвятившим свою жизнь педагогической деятельности, это любовь и забота о них, это благодарность за терпение, помощь и те советы, которые помогли в личной жизни и карьере ученикам, это социальная поддержка и защита учителей. Это повышение статуса учительской профессии.
Проект стартовал в сентябре 2009 года и продолжает успешно функционировать по своим направлениям. В частности, была разработана методическая основа проекта, проведено анкетирование среди населения г. Армавира и близлежащих районов. Все опрошенные проявили желание рассказать о своих любимых учителях, их деятельности и личности, подарить им тепло и заботу, отметили прежде всего их личностные и нравственные качества, высокий профессионализм, социальный оптимизм, творческое отношение к своему делу, неординарный стиль работы и общения, любовь к детям. В акции задействованы ведущие вузы и предприятия города. С подробными результатами предварительного исследования можно познакомиться на сайте Армавирского социальнопсихологического института www.aspiarm.org.
По результатам опроса создан Интернет-форум, отображающий мониторинг мнений и определяющий учителей, которые попали в зону особого внимания своих воспитанников; организованы и проведены студенческая олимпиада по психологии «Мир входящему: эффективный учитель», олимпиада «Талантливая молодёжь Кубани», круглый стол «Успешный учитель – успешной школе», подготовлены творческие проекты «Учитель и ученик: точки взаимного роста», «Здоровье и безопасность». Проведён цикл обучающих семинаров (мастерклассов) для учителей и работников образовательных учреждений г. Армавира по актуальной теме «Психологическое сопровождение безопасности жизнедеятельности личности в образовании».
По итогам акции «Благодарение» были награждены памятными подарками и благодарственными письмами учителя г. Армавира: Казачкова Анна Семёновна, Колбасникова Елена Анатольевна, Кун Лидия Григорьевна, Харагезова Алла Савельевна, Шокурова Светлана Владимировна, Абелян Анна Мартыновна, Ёлкина Виктория Николаевна, Ваулина Алла Анатольевна, Пискорж Виктор Викторович, Демидова Раиса Николаевна, Жук Наталья Павловна, Грушевская Надежда Львовна, Малашкин Всеволод Дмитриевич, Ларина Ольга Михайловна, Шушкова Любовь Александровна, Гуреева Вера Викторовна, Данцев Валерий Евгеньевич, Шамсадова Зоя Алексеевна, Кожевникова Валентина Николаевна, Нескороменко Валентина Михайловна, Павлов Юрий Михайлович, Пелих Валентина Михайловна, Погосов Георгий Аванесович, Рахмаил Раиса Тимофеевна, Сморкачева Галина Михайловна, Стецура Юрий Анатольевич, Селина Наталья Петровна, Сосновский Владимир Тимофеевич, Галустов Владимир Степанович, Римкус Светлана Яковлевна, Пономарёва Виктория Дмитриевна, Тутикова Валентина Григорьевна, Чарахчан Константин Каренович, а также учителя близлежащих районов: Ирлина Марина Владимировна, Беленко Татьяна Петровна, Пискунова Лариса Васильевна, Ханджян Марина Климентьевна, Автаева Алина Арамаисовна, Говорова Елена Александровна, Акопян Елена Николаевна, Торбина Жанна Владимировна, Шумеева Татьяна Викторовна, Головина Наталья Анатольевна, Ерошенко Тамара Александровна, Балаян Римма Амбарцумовна, Куцурова Елена Николаевна, Никитенко Галина Викторовна, Эндерс Людмила Владимировна, Семенова Татьяна Николаевна, Александрова Надежда Николаевна, Прибытко Валентина Павловна,
Гавриков Юрий Николаевич, Григорик Ольга Сергеевна, Патова Майя Назамбиевна, Скобелева Татьяна Михайловна. Особо были отмечены Заслуженные деятели науки Кубани и РФ, Заслуженные учителя Кубани и РФ, Почетные работники высшего профессионального образования России, Ветераны труда.
Акция «Благодарение» имеет свою атрибутику, состоящую из:
- логотипа акции «Благодарение»;
- благодарственного письма;
- плаката и символа Акции «Благодарение».
Организаторы удивили разнообразием форм и насыщенной программой Конференции, которая включала круглый стол, работу творческой мастерский, симпозиумы, мастер-классы, симпозиумы. Это было удивительное сочетание праздника и напряженной работы, торжества науки, признания, благодарности и поиска, теплых слов и тревожного биения сердец.
Самых многочисленных участников собрал Круглый стол «Технологии психологического сопровождения безопасности жизнедеятельности личности», ориентированный на руководителей образовательных учреждений, педагогов, социальных работников, педагогов-психологов, специалистов и руководителей управлений образования, психологических центров, преподавателей, студентов и аспирантов педагогических и психологических специальностей, представителей общественных организаций национальных диаспор и всех, кто неравнодушен к проблемам развития антитеррористического сознания личности, включил в свою работу фиксированные выступления, обсуждение, демонстрация учебно-методических разработок и программ, новых технологий работы, презентации опыта работы межкультурного воспитания.
Выступающие подняли вопросы экологической безопасности (М. Баканов, г. Армавир), психотехнологий работы с аддиктами в условиях психологического центра (М. Бродский, г. Берлин, Германия), развития правового сознания студентов на различных этапах вузовского обучения (А. А. Булавкин, г. Армавир), технологий экологического развития профессионального самосознания педагогов (Е. А. Викторова, г. Белгород), креативных технологий развития мышления (А. И. Воронин, г. Кривой рог), личностных конфликтов: диагностики, профилактики и коррекции (Волкова Алиса Коллиер, г. Вашингтон, США), развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (С. В. Ершова, г. Лабинск) и многие другие.
Творческая мастерская «Психология педагогических способностей», посвященная выдающемуся российскому психологу В. А. Крутецкому, включала в себя выступления по вопросам формирования профессиональной компетенции в условиях многоуровневой подготовки (Н. Ю. Величко, г. Азов), инновационных технологий развития математических способностей (И. И. Сердюк, г. Кропоткин), технологий развития компетентности будущих учителей информатики в условиях информационно-образовательной среды педагогического вуза и технологии формирования отношения к профессии учителя на этапе вузовского обучения (А. П. Дендеберя, г. Армавир), активных методов в обучении как условие развития математических способностей студентов (Н. М. Недбаев, г. Армавир), детерминант развития инновационных компетентностей у будущих учителей (В. П. Озеров, г. Ставрополь), психологии развития профессиональные компетентности будущих специалистов на этапе вузовского обучения (С. В. Хребина, г. Пятигорск), нетрадиционных форм работы педвуза по развитию математических способностей школьников (И. П. Шкрябко, г. Армавир, Е. Ю. Лещенко, г. Ставрополь).
Симпозиумы «Традиционные и инновационные технологии развития личности: реализация и интеграция», «Технологии развития личности. Эмпирика: теория, практика, эффективность», «Научноисследовательская деятельность и проектирование как ресурс развития личности» подняли достаточно актуальные на сегодняшний день темы влияния позитивной этнической идентичности на структуру интегральной индивидуальности студентов (Ф. Н. Аванесова, г. Армавир, О. В. Булавкина, г. Армавир, В. В. Жидкова, г. Армавир, А. В.Качалова, г. Армавир, В. В. Попов, г. Москва,), инновационных технологий электронного обучения студентов в условиях многоуровневой подготовки (В. С. Глухов, г. Армавир, Е. А. Голодов, г. Армавир), развития субъектности личности студента путем преподавания элективных курсов акмеологической направленности (С. В. Бобрышов, г. Ставрополь, Т. Н. Щербакова, г. РостовнаДону), инновационных идей и технологий подготовки менеджера образования (И. В. Короткий, г. Армавир, Д. Н. Недбаев, г. Армавир, В. В. Неверова, г. Ставрополь, И. В. Ткаченко, г. Армавир), технологий трудоустройства выпускников вуза, проблем адаптации выпускников вуза к трудовой деятельности (И. Н. Лаптева, г. Армавир, Г. Г. Лаврикова, г. Армавир, Ю. А. Саенко, г. Армавир, И. А. Твелова, г. Армавир, Л. В. Файвишенко, Украина).
А также обсудили вопросы технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения личности по результатам деятельности инновационных структур Армавирского социально-психологического института – учебно-исследовательской лаборатории «Психология развития личности» (д. псх. н., проф. И. Б. Котова, к. псх. н., доц. Н. Г. Щербанева), инновационных технологий развития личности в межнациональном образовательном пространстве по результатам деятельности научно-исследовательской лаборатории «Этнопсихологическая детерминация современного общества» (к. псх. н., доц. О. В. Булавкина), реализации профилактической работы среди молодежи средствами волонтерского движения (результаты деятельности студенческой инновационной площадки «Молодежь против наркотиков».
Конференция завершилась презентацией альманаха «Эхо учительской любви и заботы», задуманного и изданного по инициативе и под редакций С. В. Недбаевой, адресованного работникам образовательных учреждений различного уровня и типа, менеджерам образования, аспирантам, студентам, а также всем тем, кому не безразлична проблема будущего России, и .в котором содержится педагогический опыт лучших учителей Кубани, выявленных в ходе проведения акции «Благодарение», а также тех работников образования, чей профессионализм подтверждается такими показателями, как наличие званий «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный учитель Кубани», «Заслуженный работник высшей школы РФ», различных грамот, наград, медалей, высокими результатами профессионализма.
Особый интерес этот мультимедийный материал представляет для образовательных учреждений в целях организации востребованных учебных курсов «Инновационные образовательные технологии в учебном процессе». Внедряя данные материалы в процесс подготовки учителя, можно значительно повысить эффективность основных форм учебной работы. На занятиях по методике преподавания предмета они могут служить для иллюстрации теоретического материала. В ходе практических занятий их применяют для детального изучения реального педагогического процесса.
Студенты получают возможность знакомиться с образом и опытом работы учителя, анализировать и оценивать эффективность применяемых им средств и методов, отдельных методических приемов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе самостоятельной работы будущие учителя могут индивидуально работать с материалами, выполнять задания, сформулированные преподавателем т. д. Студентам, готовящимся к педагогической практике, предоставляется возможность не только увидеть и оценить мастерство лучших учителей Кубани, но и существенно развить профессиональную компетенцию.
Представленный педагогический опыт лучших учителей и школ Кубани приобретает особое значение для преподавателей и кафедр, активно внедряющих инновационные формы работы в процесс подготовки учителя. Материалы этого пособия включаются в состав учебно-методических комплексов по предметным методикам и другим дисциплинам, придавая им новое качество. Более того, можно утверждать, что наличие таких средств в составе УМК говорит о соответствии последних современным требованиям.
Данный медиаресурс может использоваться в курсах предметных методик, а также при изучении различных разделов педагогики и психологии полезен студентам, готовящимся к педагогической практике.
По итогам конференции подготовлен сборник научных трудов «Психологические практики в Российском образовании: технологии развития личности» (отв. редактор С. В. Недбаева).
В ходе Конференции была принята Резолюция (право огласить проект резолюции было предоставлено начальнику управления образования администрации г. Армавира Н. В. Степовой), адресованная министерству образования и науки РФ, департаменту образования и науки Краснодарского края, администрации г. Армавира, управлению образования г. Армавира, высшим учебным заведениям, в постановляющей части которой отмечается, что целью конференции стала работа по созданию позитивного социально-психологического портрета современного учителя, повышению его социального статуса и роли в воспитании молодого поколения страны, а также говорится, что в накопленный за последние два десятилетия ресурс психологической практики образования в регионе востребован не в полной мере: необходимо совершенствование сложившейся практики работы педагога-психолога в школе и его подготовки на разных этапах вузовского и послевузовского обучения. Остро назрел вопрос о разработке процедуры оценки эффективности и качества деятельности психолога с учетом мониторинга и экспертизы со стороны психологического сообщества по повышению психологической культуры общества и формированию рынка психологических услуг.
Стало очевидным, что для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития подрастающего поколения необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на качественно новой основе, разработка инновационных технологий развития личности, а также взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний учителя и психолога в подходе к ребенку, их тесное взаимодействие – сотрудничество «на равных» на всех этапах работы.
Особое внимание на конференции уделяется проблемам развивающего потенциала психологической практики, а также вопросам подготовки и переподготовки педагогов и психологов, так и менеджеров образования.
Конференция отмечает, что анализ деятельности психологических служб образования на настоящий момент высветил конкретные проблемы, снижающие эффективность психологической практики образования: ставки педагогов-психологов в регионе сохранены, но они практически не обеспечены оборудованными кабинетами, а также разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием, не налажено систематическое повышение квалификации специалистов, нет научнообоснованной статистически достоверной информации о социально-психологическом портрете учащихся.
Резолюция содержит конкретные предложения по психологическому обеспечению системы образования и формированию психологической культуры населения. В частности, предлагается:
1 Поддержать инициативу «Наша новая школа» с основными идеями, выделенными президентом РФ Д. А. Медведевым.
2 Одобрить концептуальное обоснование практикоориентированной психологической подготовки педагогов и психологов, разработанные УМО по базовой психологической подготовке по направлениям педагогического образования при РГПУ им. А. И. Герцена (председатель УМО, д. псх. н., проф. Л. А. Регуш, члены: д. псх. н., проф. С. В. Недбаева и др.).
3 Сформировать систему образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающую содержательный анализ и оценку современных инновационных технологий развития личности.
4 Обновить нормативно-правовую базу развертывания психологической практики образования, а также сохранения прав интеллектуальной собственности преподавателей вузов и других категорий работников различного типа и вида.
5 Поддержать Программу, направленную на реализацию государственной молодежной политики, прав личности на свободное творческое развитие в рамках развития Федеральной программы развития образования, программы «Молодежь России» (подпрограмма «Поддержка талантливой молодежи и подпрограмма «Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений»).
6 Разработать комплекс координационного, организационно-экономического, научно-методического, финансового и материально-технического обеспечения системы обучения навыкам творчества и привлечения к научно-техническому творчеству учащейся молодежи.
7 В целях социальной поддержки молодежи и выпускников учебных заведений города, повышения качества подготовки специалистов города и их конкурентоспособности на рынке труда, оказания помощи молодым людям в процессе вхождения в сферу профессиональной деятельности, а также в их дальнейшем карьерном росте, рассмотреть вопрос о включении в программу развития г. Армавира следующие инновационные проекты: «Интеграция образовательного учреждения и работодателей для совершенствования подготовки и переподготовки, обеспечения рабочих мест, а также карьеры молодых специалистов», «Творческая деятельность субъектов образования в социокультурной среде города».
8 Создать консультационный орган по организационно-управленческому и научно-методическому, психологическому сопровождению всех субъектов образовательного пространства при Центре социально-психологической помощи населению.
9 В целях профилактики эмоциональной неустойчивости, профзаболеваний и утомляемости педагогов и психологов, а также внедрения здоровьесберегающих технологий организовать проведение психологической работы с различными социальными слоями путем психологического просвещения в виде вечерних лекций, психологического семейного университета для молодоженов и т. д.
Участники конференции рекомендовали:
1 Одобрить практику проведения конференции «Психологические практики в Российском образовании» 1 раз в 3 года для осмысления происходящих перемен и выработки стратегии действий.
2 Довести решения конференции до соответствующих учреждений и ведомств.
Оргкомитет конференции выражает благодарность всем ее участникам.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2543
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 617
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0