Социосфера
2010. № 4. С. 156–160
ISSN: 2078-7081
Архетипический образ птицы-демиурга в мифологических представлениях финно-угров Поволжья: некоторые антропокосмические аспекты
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: archetypes, mythology, Volga region, bird-demiurge
Рубрика издания: Региональные исследования
Для цитаты: Дорошин Б.А. Архетипический образ птицы-демиурга в мифологических представлениях финно-угров Поволжья: некоторые антропокосмические аспекты // Социосфера. 2010. № 4. С. 156–160.
Полный текст
Во многих религиозно-мифологических системах имеется космогонический миф, центральным персонажем которого выступает божественная птица-демиург. Данный миф распространён, в частности, у финно-угорских народов, в т. ч. у тех из них, что проживают в Поволжье.
Сюжет о первотворении в форме несения яиц уткой сохранился, в частности, в мифологии марийцев. Согласно ему, утка прилетела на поверхность мирового океана и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата – Юмо и Йын, которые стали попеременно нырять на дно и доставали оттуда ил, создав, таким образом, землю. [8, с. 260–262].
Сходный сюжет сохранился и в мордовском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь снесла яйцо, из желтка которого возникла земля, а из скорлупы – подземная и небесная твердь. Один из мифов повествует о том, что птица высидела три яйца на Мировом древе – березе или дубе – посреди земли. Из одного яйца вылупился жаворонок – птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого – соловей, символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего – лесная птица кукушка [8, с. 292–293]. Согласно другому мифу, из трёх яиц, высиженных гигантской птицей на Мировом древе – берёзе с тремя ветвями и тремя корнями, вывелись три духа-матери (ава). Первая – Норовава, хозяйка полей, охраняющая посевы (в том числе и от хозяйки ветров Вармаавы). Вторая – Вирьава, хозяйка леса, пастушка медведей, волков и других диких животных, страшный демон. Третья – мать ветров Вармаава: она может принести тучи с плодородным дождем, но может и повалить созревший хлеб и даже раздуть пожар вместе с хозяйкой огня Толавой. У нее четыре сына, которые сидят в бочках по четырем сторонам света; когда Вармаава открывает бочку, оттуда вырывается ветер. Вармаава считалась также разносчицей болезней – поветрий [8, с. 315].
Птичьи черты имеются и у богини плодородия Ангепатяй. Согласно мифу, она возникла из яйца, нечаянно раздавленного Чипазом по завершении его сна на мировом древе после творения Вселенной [8, с. 293]. Иногда эта богиня представала в образе большой птицы с золотым хвостом и клювом, из которого просыпались на землю семена, или в образе голубки, бросавшей цветы пчелам, чтобы те собирали мед, и хлебные крошки курам – ее любимым птицам [8, с. 302].
У эрзи сохранилось почитание утки как чудесной птицы, посланницы высшего бога – Верепаза (или птицы хозяйки леса Вирьавы). Охотник, вопреки мольбам чудесной утки убивший её, с ужасом видит, что от ее голоса загудело небо, лощины наполнились ее кровью, перьями покрылась вся земля. Придя домой, алчный охотник нашёл всех своих домашних мертвыми [8, с. 296].
Священной птицей – любимцем и посланником бога Нишке – у мордвы почитался и лебедь. Возможно, он представлялся в качестве посредника между земным и небесным мирами. Это позволяет предполагать сюжет эрзянской песни, где поётся о том, как лебедь видит жизнь богача, который не молится Нишке, и жизнь бедняка, поднимается к богу и рассказывает о том, что на земле нет правды, потому что праведник живет бедно [8, с. 300–301].
В традиционной культуре удмуртов зафиксирован свидетельствующий о почитании лебедей обряд Юсьвöсь. Двух лебедей откармливали и приручали, а летом при них совершалось торжественное жертвоприношение в культовой роще керемети. Жертвами были кони, овцы, гуси и т. п. По окончании жертвоприношения лебедям привязывали по серебряной монете на шею, кланялись им и на паре лошадей отвозили к реке Вятке. Следили за тем, как поплывут лебеди: если вверх по течению, на юг, – значит, они доставят просьбы молящихся Инмар; если вниз, на север, – их мольбы пропадут в преисподней. Лебеди считались воплощениями божеств, и удмурты специально предупреждали живущих по берегам Вятки соседей, чтобы они не стреляли в священных лебедей [8, с. 231].
Важной чертой птицы-демиурга является её принадлежность к женскому полу, выполнение ею демиургической функции как материнской, в форме несения яйца или яиц. Согласно Н. А. Николаевой и В. А. Сафронову, мифы урало-алтайских народов о птице-демиурге имеют общее исходное ядро с таковыми же индоевропейскими. В нём присутствуют общие для них элементы. Это океан, воздушное пространство и соткавшаяся из воздуха богиня, сочетающая черты птицы и девы (вероятно, её птичий образ первичен, но для объяснения рождения первого человека птица обращалась в деву) [7, с. 82]. Эти особенности свидетельствуют о том, что в своей основе образ птицы-демиурга неразрывно связан с образом богиниматери, и может рассматриваться как мифологическая репрезентация архетипа Великой Матери [9, с. 32].
Зооантропоморфность образа птицы-демиурга выявляется не только в его первооснове, но и в ряде мифологических образов, от него производных или с ним связанных. Немаловажен параллелизм мордовских мифов (или вариаций одного мифа) о порождении птицей-демиургом в одном случае – трёх птиц, символизирующих разные сферы жизни; в другом – трёх духов-матерей различных сфер. Одна из этих духов-матерей – Вирьава – представлялась как имеющая по три когтя на каждой ноге, что напоминает о птичьих лапах. Примечательно и происхождение из яйца на мировом древе богини плодородия Ангепатяй, и её способность представать в образе птицы.
Особое значение имеет почитание мордвой и удмуртами лебедей, считавшихся посланниками и воплощениями божеств. Мотивы такого почитания обнаруживают ряд параллелей в других мифологических традициях. В частности, почитание удмуртами пары божественных лебедей может быть соотнесено с широко распространённым сюжетом о браке человека с девой, претерпевающей метаморфозу из лебедя, а впоследствии – вновь в лебедя. В относящемся к этому сюжету греческом мифе в образе лебедя действует мужское божество – Зевс, результатом чего становится рождение от него Ледой (или Немесидой) ребёнка, вылупившегося из яйца. Этот миф считается трансформацией космогонической мифологемы о мировом яйце [12, с. 40]. Из последнего в индуистском космогоническом мифе рождается верховный бог Брахма, атрибутом и средством передвижения которого был лебедь [11, с. 185–186]. Именно в религиозно-мифологических традициях Индии и Ирана единство представлений о священном лебеде, человеке и боге, а также наличие в образе священного лебедя человеческих и божественных черт проявляется особенно ярко. В санскрите словом «hansa» именовались гусь, лебедь и душа, познавшая высшую истину, высший дух. В «Ригведе» и «Авесте» данная птица ассоциируется с творческим началом Вселенной, со светом, разумом и богом-творцом [3, с. 45]. Это полностью согласуется с удмуртским мифопоэтическим восприятием лебедя как символа божественной верховной сущности, связанного с описанным выше ритуалом Юсьвöсь, фольклорно-мифологическим образом человека-лебедя, и общими для финно-угров представлениями о сотворении мира водоплавающей птицей и Млечном Пути как пути диких лебедей [5, с. 109–110]. Весьма вероятна и генетическая связь образов лебедя в финно-угорской (в частности, мордовской и удмуртской), индийской и иранской мифологий, т. к. между их носителями в древности существовали довольно тесные контакты [1, с. 98–103].
Согласно одной из точек зрения, образ водоплавающей птицы отражает представление об изначальности водной стихии, олицетворяемой в авестийском пантеоне богиней, маркируемой тройным эпитетом Ардви Сура Анахита. Спутником ведийской богини главной реки – Сарасвати – был гусь-лебедь, олицетворявший собой всеохватывающее небо. Имеется свидетельство о том, что в хорезмийской концепции происхождения Вселенной «изначальное божество, заключающее в себе части мироздания, представлялось в образе водоплавающей птицы» [3, с. 45–46].
Мотив божественного первосущества как основы мироздания находит параллели в образах золотого зародыша и вселенной как единого божества. Поскольку в подобных сюжетах и мотивах основой мироздания зачастую выступают антропоморфные или зооантропоморфные (как в случае с птицей-демиургом) божества, их можно рассматривать в контексте антропокосмизма.
Данная концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, об их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния, имеет своей исходной основой присущую еще первобытному мышлению идея «кровного родства» человека и мира, их взаимосвязи и возможности символического представления одного через другое. Представляется, что эта идея нашла весьма яркое отражение в рассматриваемом здесь архетипическом образе птицы-демиурга через:
1) синкретизацию в нём репрезентирующих природную, «материнскую» среду атрибутов птицы с атрибутами человека;
2) сочетание в семантике образа птицы символизма духовной сущности микрокосма (души человека) и духовной сущности макрокосма (бога), через которую микрокосм-человек связан с макрокосмом-универсумом;
3) почитание этого образа в качестве тотема, производное от него именование удмуртами родового духа-покровителя – воршуда, и самого этого рода, словом Юс – «лебедь» [8, с. 241–242].
Последнее особенно важно с точки зрения антропокосмизма как идейного комплекса, представляющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности [10, с. 560]. В духе антропокосмизма – «…как мировоззренчески осмысленное признание человеком его неразрывной связи со всем окружающим Миром» – характеризовал тотемизм М. Ф. Косарев. Он указал, что «идея органического единства всего Сущего» не только привела наших предков к «очеловечиванию» природы, но и легла в основу экологической культуры первобытных обществ, повысив тем самым их адаптивные возможности, и позволив человечеству выжить в условиях неоднократных природных катаклизмов и исторических потрясений [6, с. 33].
Представляется, что некоторые антропологические, социальные и экологические аспекты семантики архетипического образа птицы-демиурга могут быть переосмыслены и актуализированы в социокультурной практике современности в целях противодействия тенденциям атомизации, разобщения индивидов, социальных и этнических общностей, отчуждения общества от природы и его разрушительного воздействия на окружающую среду. Особенно значимыми их переосмысление и актуализация могут быть в Поволжье. Рассмотренные здесь мифологические представления некоторых из проживающих в данном регионе народов (в частности, мордвы и удмуртов) содержат ряд очень ёмких по своему содержанию образов, сюжетов и мотивов, относящихся к птице-демиургу. Последние обнаруживают ряд значимых параллелей в мифологических представлениях народов, внесших большой вклад в развитие человеческой цивилизации ещё в древности – индийцев, иранцев и греков; а также народов, оказавших значительное влияние на всемирно-исторический процесс впоследствии, некоторые из которых являются непосредственными соседями и этнокультурными симбиотами финно-угров в Поволжье, – славян и тюрков [12, с. 41]. Рассмотрение этих параллелей может быть осуществлено в рамках отдельных исследований.
Литература
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. – М.: «Мысль», 1983. – 206 с.
- Ен // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. – С. 434.
- Жарникова С. В. Золотая нить. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. – 221 с.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия, 1992. – Т. 2. – С. 346–349.
- Кириллова Р. М. Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова. – На правах рукописи: Ижевск, 2006. – 182 с.
- Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания: По сибирским археологоэтнографическим материалам – М.: Ладога100, 2003. – 352 с.
- Николаева Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. – М.: Белый волк, 1999. – 312 с.
- Петрухин В. Я. Мифы финноугров. – М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. – 463 с.
- Самохвалов В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. – Симферополь: СОНАТ, 1999. – с. 184.
- Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
- Топоров В. Н. Брахма // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. – С. 185–186.
- Топоров В. Н. Лебедь // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. – С. 40–41.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3817
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 640
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0