Социосфера
2010. № 4. С. 41–44
ISSN: 2078-7081
К вопросу о необходимости духовно-нравственного развития детей и включения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: spiritual and moral development, religion, culture, traditions, secular ethics, development, moral values
Рубрика издания: Философия
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Казанцева Д.Б., Брызгунова О.В. К вопросу о необходимости духовно-нравственного развития детей и включения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Социосфера. 2010. № 4. С. 41–44.
Полный текст
В настоящее время духовно-нравственное развитие становятся объектом пристального изучения юристов, психологов, педагогов. Для Российской Федерации данная проблема долгое время была обострена тем, что наша страна в прямом смысле слова находилась на грани вымирания в духовно-нравственной сфере. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»1.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. – № 90. – 2007. – 27 апреля.
На сегодняшний день в России провозглашены приоритетные национальные проекты, формируется законодательство в направлении развития духовнонравственного потенциала, сформированы управленческие структуры, основная задача которых состоит в возрождении и дальнейшем развитии духовнонравственного воспитания молодежи. Работа по духовно-нравственному развитию постоянно совершенствуется и имеет дальнейшее продолжение. Так, в ряд образовательных учреждений введен новый духовно-нравственный курс, являющийся своего рода системообразующим фактором. Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко отметил: «Мы можем помочь стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны»2.
«Основы религиозных культур и светской этики» представляют собой учебный курс, одобренный и включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ данного комплексного учебного курса является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. «Основы религиозных культур и светской этики» – это культурологический курс, направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в «формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». Данный курс введен в учебную программу экспериментально. С 1 апреля 2010 года он преподается в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса в 19 регионах России. Таковыми являются: Центральный федеральный округ (Тамбовская область, Тверская область, Костромская область), Северо-Западный федеральный округ (Вологодская область, Калининградская область), Сибирский федеральный округ (Красноярский край, Новосибирская область, Томская область), Дальневосточный федеральный округ (Еврейская автономная область, Камчатский край), Уральский федеральный округ (Курганская область, Свердловская область), Приволжский федеральный округ (Пензенская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика), Южный федеральный округ (Чечня, Карачаево-Черкесия, Республика Калмыкия, Ставропольский край). Успешная реализация этого эксперимента позволит включить данный учебный курс в школьную программу во всех субъектах Российской Федерации, начиная с 2012 года.
2 Новинки выставочного зала «Просвещение» для курса «Основы религиозных культур и светской этики» июнь 2010 // http://uchitel.edu54.ru/node/76915
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Представляется необходимым отметить, что каждое образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения. Каждый модуль включает в себя четыре блока: 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов); 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов); 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Анализ структурных элементов учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» свидетельствует о том, что освоению патриотических ценностей и нравственного смысла посвящены блоки 1 и 4.
В рамках региональной модели апробации комплексного учебного курса важное значение приобретает управленческий аспект. Следует отметить, что управление имеет две стороны: 1) управленческое содействие (создание условий для преобразований) и 2) управленческое взаимодействие (организация внутри- и межведомственного взаимодействия). Так, кадровую подготовку прошли представители 7 регионов РФ (Еврейская автономная область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика), которые будут осуществлять переподготовку учителей, участвующих в апробации проекта в регионах-участниках эксперимента3.
Особый научный, теоретический и практический интерес вызывает практика внедрения учебного курса в отдельных субъектах Российской Федерации. Так, в Курганской области осуществлены следующие мероприятия:
1. Активизировался рост числа образовательных учреждений, в которых преподаются предметы или ведутся кружки, содержание которых связано с изучением основ религиозной культуры и светской этики. Согласно статистическим данным, в 2007–2008 учебном году такие предметы и кружки велись примерно в 11,1 % общеобразовательных учреждений, то в 2009–2010 учебном году они введены уже в 123 общеобразовательных учреждениях, что составляет 28 % основных и средних школ области4;
2. Расширилась типология учреждений образования, в которых реализуется духовно-нравственный компонент. Многие профессиональные училища ввели в качестве факультативного курса «Основы нравственного воспитания», в Курганском педагогическом колледже апробирован спецкурс «Методика преподавания основ православной культуры», а в Шадринском государственном педагогическом институте открылся Центр духовно-нравственного воспитания и др.;
3. Произошла активизация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочное время. Результатом стало принятие кодексов чести участников образовательного процесса, организация социально значимых дел духовно-нравственного содержания по месту жительства, создание семейных клубов «Тепло домашнего очага»;
4. Образовалась сеть инновационных образовательных учреждений, внедряющих образовательные программы духовно-нравственной направленности;
5. Предприняты меры организационно-методического сопровождения духовнонравственного воспитания. Сложилась система эффективного взаимодействия с Курганской и Шадринской епархией РПЦ, создан координационный совет по духовно-нравственному воспитанию, в штаты Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области (ИПКиПРО) введена должность методиста по духовно-нравственному воспитанию5.
3 Основы религиозных культур и светской этики. // http://www.apkpro.ru/content/view/2384/626/
4 Региональная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» // http://www.hde.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=274:dokladkugana
Итоги регионального мониторинга образовательных запросов показывают степень реализации экспериментального проекта в субъектах РФ: в Курганской области 5159 детей (60 % от общего количества) будут изучать основы светской этики, 1764 ребёнка (20 %) – основы православной культуры, 1566 учащихся (18 %) – основы мировых религиозных культур, 62 человека (1 %) – основы исламской культуры, по 1–2 человека выбрали основы иудейской и буддийской культуры6; в Пензенской области выбор учащихся и их родителей осуществился следующим образом: модуль «Основы мировых религиозных культур» выбрали 3782 ребенка; модуль «Основы светской этики» – 6273 ребенка (участие в апробации примут 630 школ Пензенской области (100 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона), из них 68 – начальные7; в Тверской области 62,3 % четвероклассников начали изучать «Основы православной культуры», вторым по популярности стал модуль «Основы светской этики» – 31,6 %. Оставшиеся позиции поделили «Основы мировых религиозных культур» – 5,9 % и 0,2 % «Основы исламской культуры»8 и др.
Все вышеобозначенное характеризует положительность экспериментального проекта «Основы религиозных культур и светской этики». При этом важность приобретают вопросы организации управления процессом апробации. Обеспечение управленческого содействия апробации комплексного учебного курса требует соблюдение следующие групп условий: нормативно-правовых, информационных, организационных, кадровых, методических, финансовых и материально-технических. Симбиоз данных положений позволит обеспечить полноценное духовно-нравственное воспитание молодежи в образовательных учреждениях.
Литература
- Новинки выставочного зала «Просвещение» для курса «Основы религиозных культур и светской этики» июнь 2010 // http://uchitel.edu54.ru/node/76915
- Основы религиозных культур и светской этики // http://www.apkpro.ru/content/view/2384/626
- Официальный сайт Министерства образования Пензенской области // http://www.minobrpenza.ru/razdel/ministry/22
- Подведены первые итоги введения в Тверской области курса «Основы религиозных культур и светской этики» // http://www.newsru.com/religy/07may2010/uchkurs.html
- Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. – № 90. – 2007. – 27 апреля.
- Региональная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» // http://www.hde.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=274
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2005
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 448
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0