Социосфера
2010. № 2. С. 96–99
ISSN: 2078-7081
Материалы к рабочей тетради. Раздел «Психология профессиональной деятельности»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: professional work, self-determination, development, person
Рубрика издания: В помощь преподавателю
Для цитаты: Лёвина Т.О. Материалы к рабочей тетради. Раздел «Психология профессиональной деятельности» // Социосфера. 2010. № 2. С. 96–99.
Полный текст
Дисциплина «Психология профессионального образования», специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)», 2 курс
Тема 1. Особенности профессиональной деятельности
1. Профессиональная деятельность – это ______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности.
2. Что включает в себя профессиональная деятельность? _________________________
__________________________________________________________________________
Ответ: заданные цели, предмет, систему прав, обязанностей и т. д.
3. Вставьте пропущенные слова.
Предмет труда – это система ____________ признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и ___________ порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту.
Ответ: взаимосвязанных, нематериального.
4. Что представляет собой профессиональная модель специалиста? ________________
______________________________________________________________________________
Ответ: совокупность качеств, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности.
5. Кто включает в профессиональную модель специалиста 3 компонента: 1) профессиональную направленность, 2) морально-психологическую подготовленность, 3) профессионально-деловую подготовленность.
а) Э. Ф. Зеер,
б) А. К. Маркова,
в) Н. А. Менчинская,
г) С. Г. Морозов.
Ответ: б.
6. Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:
а) «образ должности»,
б) моральные знания и убеждения.
Ответ: б.
7. Вставьте пропущенные слова.
По Э. Ф. Зееру, профессия – _________ область приложения физических и __________ сил человека.
Ответ: социально-ценная, духовных.
8. Кто выделяет 6 профессионально центрированных типов личности?
а) Дж. Холланд,
б) Э. Ф. Зеер,
в) С. М. Морозов.
Ответ: а.
9. Сколько схем профессиональной деятельности выделяет Е. А. Климов?
а) 5,
б) 6,
в) 10.
Ответ: а.
Тема 2. Психологические аспекты профессионального самоопределения личности
1. Профессиональное самоопределение – это ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполненной деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.
2. Установите соответствие
1. Реалистический тип |
а) осмотрительный, осторожный, критический, точный |
2. Исследовательский тип |
б) четкий, открытый, мужественный, настойчивый, бережливый |
3. Социальный тип |
в) лидер, общительный, дружелюбный, ответственный |
Ответ: 1–б, 2–а, 3–в.
3. Какие стадии Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора?
1) ___________________
2) ___________________
3) ___________________
Ответ: 1) стадия фантазии, 2) гипотетическая стадия, 3) реалистическая стадия.
4. Реалистическая стадия характеризуется возрастом:
а) до 11 летнего возраста,
б) с 11 до 17 лет,
в) с 5 до 11 лет,
г) от 17 лет и старше.
Ответ: г.
5. Подростковый возраст – это _______________________________________________
Ответ: период первичной амбивалентной оптации.
6. Кто и что влияет на выбор профессии? ______________________________________
______________________________________________________________________________
Ответ: родители, друзья, учителя, интересы человека, умственные способности и т.д.
7. Какие 8 основных факторов, определяющих профессиональный выбор, выделяет Е. А. Климов?
1) ________________
2) ________________
3) ________________
4) ________________
5) ________________
6) ________________
7) ________________
8) ________________
Ответ: 1) позиция старших, 2) позиция сверстников, 3) позиция школьного педагогического коллектива, 4) личные планы, 5) способности и их проявления, 6) притязания на общественное признание, 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности, 8) склонности.
8. Индивидуально-психологические свойства личности:
1) ______________
2) ______________
3) ______________
4) ______________
Ответ: 1) темперамент, 2) характер, 3) направленность личности, 4) способности.
Тема 3. Психологические аспекты профессионального становления личности.
1. Профессионал – это ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответ: работник, обладающий помимо знаний, умений и качеств и опыта, также определенной компетенцией, способностью к самореализации, профессиональной идентичностью.
2. Сколько стадий отношений личности к профессии и уровень выполнения деятельности выделил Т. В. Кудрявцев:
а) 3 стадии,
б) 4 стадии,
в) 5 стадий,
г) 10 стадий.
Ответ: б.
3. Что является основным компонентом профессиональной компетенции? ___
__________________________________________________________________
Ответ: 1) специальная компетентность, 2) персональная компетентность, 3) аутокомпенетность.
4. Назовите основные этапы профессиональной зрелости:
1) ______________
2) ______________
3) ______________
4) ______________
5) ______________
Ответ: 1) исследование, 2) рост, 3) упрочении карьеры, 4) сохранение достигнутого, 5) спад.
5. Какие виды адаптации различают:
1) ______________
2) ______________
Ответ: 1) первичную, 2) вторичную.
6. Вставьте пропущенные слова.
Социально-психологическая адаптация – приспособление к новой __________ среде, включение в систему профессиональных ___________ и ___________ отношений, освоение новых _________ ролей.
Ответ: 1) социальной, 2) связей, 3) социальных.
7. У представителей таких профессий, как врач, педагог, работник сферы обслуживания, госслужащий, профессиональные деформации проявляются на 4-х стадиях:
1) ______________
2) ______________
3) ______________
4) ______________
Ответ: 1) общепрофессиональные деформации, 2) специальные профессиональные деформации, 3) профессионально-типологические деформации, 4) индивидуализированные деформации.
8. Следствием всех вдов деформаций являются:
1) ______________
2) ______________
3) ______________
Ответ: 1) кризисы, 2) психическая напряженность, 3) конфликты.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2080
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 492
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1