Психология и право
2021. Том 11. № 1. С. 77–89
doi:10.17759/psylaw.2021110107
ISSN: 2222-5196 (online)
Развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие, интеллектуально-личностный потенциал, психологический тренинг, тип личности, служебная деятельность
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110107
Для цитаты: Ковальчук И.А., Костина Л.Н., Карпова Г.С., Чудакова С.Н., Душкин А.С. Развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 77–89. DOI: 10.17759/psylaw.2021110107
Полный текст
Введение
Авторами статьи, с целью оптимизации интеллектуально-личностного потенциала обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации, была спроектирована психокоррекционная программа, которая включала тренинговые занятия, направленные на повышение эффективности интеллектуального и личностного компонентов данного потенциала. Программа включала две части. Первая часть была представлена логическими и нейрогимнастическими упражнениями, направленными на активацию интеллектуального компонента потенциала, для синхронизации работы правого и левого полушарий головного мозга, развития межполушарной согласованности. Вторая часть состояла из социально-психологических тренингов с элементами арт и гештальт-терапии и в совокупности была направлена на развитие личностно-мотивационного компонента потенциала [4].
Квазиэкспериментальное воздействие было осуществлено на материале неоднородных выборок по следующей схеме [6]:
О1ХО2
О3О4.
В апробировании Программы развития интеллектуально-личностного потенциала приняли участие сотрудники Академии Федеральной службы исполнения наказаний, обучающиеся по специальностям «Тыловое обеспечение в УИС», «Организация режима в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность», «Пенитенциарная психология, отличающиеся низким и средним уровнем развития потенциала и причисленные к выявленным разбалансированному, посредственному и конструктивному типам личности [2].
Формирующий эксперимент был представлен тремя экспериментальными группами. В первую экспериментальную группу вошли 7 девушек и 7 юношей отличающихся низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала и принадлежащие к конструктивному типу личности. Из них 4 человека обучались по специальности «Тыловое обеспечение», 3 человека по специальности «Пенитенциарная психология», 7 человек по специальностям «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС». Вторую экспериментальную группу составили 6 девушек и 8 юношей с низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала. Из них 3 человека проходили обучение по специальности «Пенитенциарная психология», 3 человека — «Тыловое обеспечение», 8 человек — «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС» и принадлежащие к посредственному типа личности. Третью экспериментальную группу составили 7 девушек и 7 юношей. Из них 4 обучающихся по специальности — «Пенитенциарная психология», 3 — «Тыловое обеспечение», 7 — «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС», принадлежащие к разбалансированному типу личности с низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала [3].
Для проверки эффективности результатов формирующего эксперимента в аналогичных экспериментальной группе пропорциях были представлены три контрольные группы обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний, которые имели низкий и средний уровень развития интеллектуально-личностного потенциала и относящиеся ко всем четырем специальностям — «Пенитенциарная психология», «Оперативно-розыскная деятельность», «Тыловое обеспечение» и «Организация режима в УИС».
Уровень выраженности интеллектуально-личностного потенциала обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний оценивался нами в соответствии с табл.1 и определялся как сумма качественных показателей по личностно-мотивационному и интеллектуальному компонентам. Одним из главных критериев сформированности интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала являются эффективность выполнения служебной деятельности и решения служебных задач.
Таблица 1
Критерии уровня сформированности
личностно-мотивационного и интеллектуального компонентов потенциала
Название теста |
Параметр |
Средний уровень выраженности признака, в сырых баллах |
Нормы |
|
Отклонение |
Среднее |
|||
Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна |
Служение |
28,14—29,92 |
0,89 |
29,03 |
Автономия |
2,34—17,38 |
7,52 |
9,86 |
|
Специализация |
18,41—28,17 |
4,88 |
23,29 |
|
Мотивация к службе |
34,48—44,52 |
5,02 |
39,5 |
|
Мотивационная зрелость |
95,21—128,13 |
16,46 |
111,67 |
|
Вызов |
16,67—26,83 |
5,08 |
21,75 |
|
«Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена
|
Скорость |
1,96—2,04 |
0,04 |
2 |
Точность |
0,77—0,97 |
0,1 |
0,87 |
|
Продуктивность |
10—12 |
1,06 |
10,62 |
|
«Числовые ряды» |
Точность |
0,7—0,94 |
0,12 |
0,82 |
«Исключение слова» |
Продуктивность |
19,7—24,92 |
2,61 |
22,31 |
Точность |
0,66—0,86 |
0,1 |
0,76 |
|
«Личностный профиль» Г. Айзенка |
Общительность |
19,66—26,64 |
3,49 |
23,15 |
Активность |
19—26 |
3,73 |
22,4 |
|
Ассертивность |
17—26 |
4,21 |
21,56 |
|
Самоуничижение |
0—11 |
6,85 |
3,86 |
|
Подавленность |
0—2 |
1,96 |
0,46 |
|
Склонность к риску |
9—19 |
4,52 |
14 |
|
Импульсивность |
0—9 |
4,81 |
4,73 |
|
Агрессивность |
0—7 |
3,88 |
3,18 |
|
Безответственность |
0—8 |
5,08 |
3,2 |
Для причисления обучающегося в Академии Федеральной службы исполнения наказаний к типу личности мы использовали формулы факторных оценок. По результатам психодиагностического исследования необходимо установить степень выраженности факторов. Посредством метода наименьшего расстояния, используя полученные факторные оценки, необходимо установить принадлежность испытуемого к разбалансированному, конструктивному, либо посредственному типу личности [5].
Расстояние до 1-го типа личности = [F11 кластер-F1х]+[F21 кластер-F2х]+[F31 кластер-F3х]+[F41 кластер-F4х]+[F51 кластер-F5х]+[F61 кластер-F6х]+[F71 кластер-F7х], где F1 1 кластер …F7 1 кластер - средняя выраженность 1-го … 7-го фактора 1-го кластера (конструктивный тип личности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося.
Расстояние до 2-го типа личности = [F12 кластер-F1х]+[F22 кластер-F2х]+[F32 кластер-F3х]+[F42 кластер-F4х]+[F52 кластер-F5х]+[F62 кластер-F6х]+[F72 кластер-F7х], где F1 2 кластер …F7 2 кластер - средняя выраженность 1-го … 7-го фактора 2-го кластера (посредственный тип личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося;
Расстояние до 3-го типа личности = [F13 кластер-F1х]+[F2 3 кластер-F2х]+[F33 кластер-F3х]+[F43 кластер-F4х]+[F53 кластер-F5х]+[F63 кластер-F6х]+[F73 кластер-F7х], где F1 1 кластер …F7 1 кластер - средняя выраженность 1-го… 7-го фактора 3-го кластера (разбалансированный тип личности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося.
Определение типа личности обучающегося в Академии Федеральной службы исполнения наказаний происходит путем применения метода наименьшего расстояния. Обучающийся будет причислен к типу личности, расстояние к которому будет наименьшим.
Результаты эмпирического исследования показали, что в тренинговой работе с обучающимися Академии Федеральной службы исполнения наказаний на различных специальностях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности интеллектуально-личностного потенциала, которые были выявлены в результате уровневого и структурного анализа, тип личности, а также общее направление психокоррекционной работы.
В тренинговой и психокоррекционной работе с обучающимися, которые были причислены к конструктивному типу личности, акцент необходимо делать на работе с такими базовыми качествами, как мотивация к служебной деятельности и ответственность. Посредственный тип личности предполагает работу с ответственностью, вербальным интеллектом и развитием служебной мотивации. Разбалансированный тип личности предполагает акцент на усилении работы по активизации интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала (вербального и невербального интеллекта, скоростные интеллектуальные операции), акцентировании внимания на работе с мотивационной зрелостью и осознанностью, снижении негативных индивидуально-психологических особенностей (агрессивность, импульсивность, тревожность), внутриличностными конфликтами (тревожность—агрессивность), появляющимися из-за наличия разнонаправленных индивидуально-психологических тенденций [5].
В тренинговой программе приняли участие 42 обучающихся по четырем специальностям («Пенитенциарная психология», «Оперативно-розыскная деятельность», «Тыловое обеспечение», «Организация режима в УИС») в Академии Федеральной службы исполнения наказаний и находящихся на начальном этапе служебной деятельности. Длительность программы тренинга составила три месяца. Участие обучающихся в программе по развитию интеллектуально-личностного потенциала осуществлялось в период самоподготовки. Тренинговая программа длилась 35 занятий: по 10 занятий для обучающихся посредственного и конструктивного типов личности, 15 занятий для разбалансированного типа личности. Частота и длительность занятий составляла три занятия в неделю по три часа. Тренинг структурно состоял из вводной, основной, заключительной частей и был направлен на оптимизацию интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала. Личностно-мотивационный компонент был представлен элементами арт и гештальт-терапии. Интеллектуальный компонент - логическими и нейрогимнастическими упражнениями. Заключительная часть включала в себя обратную связь и рефлексивное обсуждение полученных результатов.
Эффективность проведения психокоррекционной Программы оценивалась нами с помощью критериев психодиагностического исследования и объективных внешних критериев (средняя оценка по итогам сдачи экзаменационной сессии, суммы взысканий и поощрений за второе полугодие).
По данным психодиагностического исследования нами были выделены следующие маркеры эффективности Программы развития интеллектуально-личностного потенциала:
1. По тенденции преодолевать препятствия в профессиональной деятельности; усилению мотивов быть профессионалом; снижению значимости ценности независимости от правил и норм общества нарастанию, тенденции воплощать в работе свои идеалы и ценности; увеличению мотивационной зрелости и мотивации к службе определялись критерии развития профессиональной мотивации. Определялись на основе шкал теста «Якоря карьеры» Э. Шейна (ЯК) в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер:
‒ увеличение показателей по шкале «специализация»;
‒ увеличение показателей по шкале «служение»;
‒ увеличение показателей по шкале «вызов»;
‒ увеличение показателей по шкале «мотивация к службе»;
‒ увеличение показателей по шкале «мотивационная зрелость»;
‒ уменьшение показателей по шкале «автономия».
2. По таким показателям как активность, общительность, умеренно выраженной способности к ассертивности определялись критерии развития коммуникативных навыков, на основе шкал теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):
‒ увеличение показателей по шкале «общительность». Слишком высокие показатели, которые выходят за верхние границы нормы приводят к навязчивости, неразборчивости в контактах, излишней общительности и нивелирует эффективность служебной и профессиональной деятельности. Границы нормы (δ = 3,49; Mx= 23,15).
‒ увеличение показателей по шкале «активность»;
‒ увеличение показателей по шкале «ассертивность». Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о навязывании собственного мнения, давлении на окружающих и зачастую не благоприятствует эффективности служебной и профессиональной деятельности. Границы нормы (δ = 4,21; Mx= 21,56).
3. По тенденции к снижению агрессивности, безответственности, импульсивности и склонности к риску нами определялись критерии снижения показателей психотических проявлений. Обусловлены шкалами теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):
‒ уменьшение показателей по шкале «импульсивность»;
‒ уменьшение показателей по шкале «агрессивность»;
‒ уменьшение показателей по шкале «безответственность»;
‒ уменьшение показателей по шкале «склонность к риску».
4. По тенденции к снижению подавленности и самоуничижения нами определялись критерии снижения показателей невротических проявлений. Обусловлены шкалами теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):
‒ уменьшение показателей по шкале «самоуничижение»;
‒ уменьшение показателей по шкале «подавленность».
5. По тенденции к увеличению показателей точности и продуктивности решений, увеличение показателей скорости решения интеллектуальных задач без снижения точности и продуктивности определялись нами маркеры оптимизации интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала по показателям интеллектуальных методик:
‒ увеличение показателей по шкале «продуктивность» теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;
‒ увеличение показателей по шкале «скорость» теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;
‒ увеличение показателей по шкале «точность» в теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;
‒ увеличение показателей по шкале «продуктивность» теста «Исключение слова»;
‒ увеличение показателей по шкале «точность» теста «Исключение слова»;
‒ увеличение показателей по шкале «точность» теста «Числовые ряды».
Объективные критерии учебно-профессиональной и служебной деятельности обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний выступали показателями эффективности проведенной нами психокоррекционной работы. Объективными маркерами послужили: средняя оценка за экзаменационную сессию, доля поощрений и замечаний за второй семестр. Полученные данные сравнивались с результатами за первый семестр.
По окончании квазиэксперимента и реализации психокоррекционной Программы анализ данных психодиагностического исследования показал, что в трех экспериментальных группах произошли положительные статистически значимые изменения в стремлении воплощать в работу свои идеалы и ценности, мотивации решения заведомо сложных задач, мотивации к мотивационной зрелости и службе, в сфере профессиональной мотивации (табл. 2). Также отмечается снижение в экспериментальных группах тенденции к освобождению от предписаний, ограничений и правил, что благоприятно сказывается на эффективности служебной и профессиональной деятельности в Академии Федеральной службы исполнения наказаний, где свойственны выполнение распорядка дня во время несения службы, выполнения служебных обязанностей, жесткая иерархия и субординация.
Отсутствие статистически значимых изменений в мотивации профессиональной и служебной деятельности показала интерпретация данных психодиагностического исследования респондентов контрольных групп. Однако существует статистически значимое уменьшение показателей шкалы «автономия» у испытуемых конструктивного типа личности: Mдо трен = 18,9; Mпосле трен = 17,9 при ρ ≤ 0,05. Тем не менее, данная тенденция выражена значительно слабее, чем у обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний этого же типа личности, принимавших участие в квазиэксперименте: Mдотрен = 19,1; Mпослетрен = 12,1 при ρ ≤ 0,01.
Таблица 2
Результаты тренинговой работы с обучающимися Академии ФСИН России
(разбалансированный, посредственный, конструктивный типы личности)
(при *ρ≤0,05; ** ρ≤0,01; ***ρ≤0,001 для U-критерия Манна Уитни)
Критерии развития интеллектуально-личностного потенциала |
Параметр |
Разбалансированный тип |
Посредственный Тип |
Конструктивный Тип |
|||
Эксп. группа до/после тренинга |
Контр. группа до/после тренинга |
Эксп. группа до/после тренинга |
Контр. группа до/после тренинга |
Эксп. группа до/после тренинга |
Контр. группа до/после тренинга |
||
Профессиональная мотивация |
Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна |
||||||
Служение |
24,3*/25,6* |
23,2/23,6 |
24,1*/25,9* |
24,0/24,2 |
25,6*/28,9* |
26,0/26,2 |
|
Автономия |
22,3**/16,5** |
22,1/21,6 |
18,7*/12,3* |
19,0/18,6 |
19,1**/12,1** |
18,9*/17,9* |
|
Специализация |
18,5*/19,2* |
18,3/18,6 |
18,3*/21,8* |
18,4/18,6 |
19,5*/22,9* |
19,6/19,4 |
|
Вызов |
15,7*/18,1* |
15,5/15,2 |
12,7*/15,6* |
12,8/21,7 |
18,1*/21,5* |
17,9/17,9 |
|
Мотивационная зрелость |
89,7*/95,3* |
89,1/88,8 |
89,5**/ 97,2** |
89,9/91,1 |
95,3*/100,1* |
95,1/95,3 |
|
Мотивация к службе |
30,2**/34,5** |
29,8/28,2 |
31,4*/37,2* |
31,8/31,6 |
33,4**/38,2** |
32,9/33,0 |
|
Коммуникативные навыки |
«Личностный профиль» Г. Айзенка |
||||||
Активность |
17,2/17,6 |
17,0/16,9 |
16,9*/18,2* |
16,7/16,9 |
12,5*/19,6* |
12,8/13,0 |
|
Ассертивность |
18,1*/19,2* |
18,3/18,2 |
17,2**/ 19,2** |
17,0/17,3 |
13,8*/18,1* |
13,5/13,6 |
|
Общительность |
18,4/19,3 |
18,3/18,7 |
17,3*/20,1* |
17,6/17,7 |
16,9*/20,3* |
16,7/16,8 |
|
Невротические проявления |
Подавленность |
7,8**/4,3** |
8,1/8,4 |
4,3*/3,0* |
4,6/4,8 |
8,6*/3,4* |
7,9/7,8 |
Само- уничижение |
15,1**/9,6** |
14,9 |
11,0*/7,8* |
11,4/11,2 |
13,5*/8,2* |
13,7/13,6 |
|
Психотические проявления |
Импульсив- ность |
14,1*/11,0* |
13,8/13,9 |
11,9*/8,6* |
11,0/11,2 |
12,2*/9,7* |
12,6/12,3 |
Безответствен- ность
|
10,2**/6,3** |
10,4/9,9 |
12,8**/8,1** |
11,7*/11,2* |
13,4**/8,7** |
12,9*/ 11,7* |
|
Агрессивность |
14,1*/11,2* |
13,7/14,0 |
12,1*/7,8* |
12,0/11,9 |
12,5*/6,8* |
12,8/12,7 |
|
Склонность к риску |
19,8**/16,2** |
18,7/18,9 |
20,1*/17,2* |
19,8/20,00 |
18,1*/15,6* |
19,0/18,7 |
|
Интеллектуальный потенциал |
«Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена |
||||||
Скорость |
1,5/1,6 |
1,4/1,5 |
1,5*/1,7* |
1,6/1,5 |
1,3*/1,8* |
1,4/1,5 |
|
Точность |
0,6/0,7 |
0,6/0,6 |
0,6*/0,9* |
0,7/0,6 |
0,5*/0,7* |
0,6/0,6 |
|
Продуктив- ность |
8,2*/9,5* |
8,0/8,2 |
8,5*/10,2* |
8,7/8,8 |
8,3*/9,8* |
8,5/8,7 |
|
Тест «Исключение слова» |
|||||||
Точность |
0,3/0,4 |
0,3/0,2 |
0,3*/0,7* |
0,3/0,3 |
0,4*/0,8* |
0,5/0,5 |
|
Продуктив- ность |
13,5*/14,6* |
13,2/13,6 |
12,3*/14,1* |
12,1/12,0 |
13,7*/15,1* |
13,9/13,7 |
|
Субтест «Числовые ряды» |
|||||||
Точность |
0,5/0,6 |
0,5/0,4 |
0,5*/0,8* |
0,6/0.5 |
0,5*/0,8* |
0,4/0,5 |
Обучающиеся, причисленные к конструктивному типу личности, по причине оптимального соотношения интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала являются наиболее адаптивными к Федеральной службе исполнения наказаний и поэтому наблюдаемые позитивные изменения у испытуемых контрольной группы происходят даже без дополнительного психологического сопровождения.
В сфере оптимизации коммуникативных навыков у испытуемых экспериментальных групп, причисленных к посредственному и конструктивному типам личности, были зафиксированы статистически значимые положительные изменения в активности, ассертивности и общительности. А также наблюдаются положительные изменения показателей ассертивности у испытуемых, причисленных к разбалансированному типу личности.
По показателям активности и общительности у обучающихся, причисленных к разбалансированному типу личности, статистически значимых изменений не выявлено, так как данные показатели изначально располагались в районе идеальной статистической нормы Поэтому в результате реализации тренинговой программы значимых изменений не произошло (табл. 2).
Статистически значимое уменьшение показателей по шкалам самоуничижения и подавленности (маркеры невротических проявлений) наблюдаются у испытуемых экспериментальных групп, причисленных ко всем трем типам личности. Статистически значимых изменений в контрольных группах не зарегистрировано (табл. 2).
Интерпретация маркеров психотических проявлений у респондентов экспериментальных групп, причисленных к трем типам личности, подтверждает статистически значимое уменьшение показателей импульсивности, агрессивности, безответственности и склонности к риску. Вероятно, что в данном конкретном случае возрастающие показатели профессиональной мотивации нивелируют негативные индивидуально-психологические особенности, создавая компенсаторный эффект (табл. 2).
У испытуемых, причисленных к посредственному и конструктивному типам, регистрируется небольшое по уровню статистически значимое уменьшение показателя безответственности. В остальном же у испытуемых контрольных групп статистически значимых изменений маркеров психотических проявлений не наблюдается. Представленный факт, по нашему мнению, интерпретируется условиями служебной деятельности, например, служебной дисциплиной в Академии Федеральной службы исполнения наказаний. У испытуемых, причисленных к разбалансированному типу личности, статистически значимого уменьшения показателя безответственности не наблюдается. По мнению авторов, это связано с проявляющимися внутриличностными конфликтами в структуре их личности, которые препятствуют формированию ответственного и нормативного поведения (табл. 2).
В результате интерпретации критериев развития интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала у испытуемых экспериментальной группы выявлен низкий по уровню, но статистически значимый сдвиг показателей по шкалам вербального и невербального интеллекта. Интеллектуальные показатели, по мнению А. Анастази характеризуется минимальной пластичностью в сравнении с личностными особенностями [1].
Интерпретация объективных маркеров развития интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала у обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе профессиональной и служебной деятельности (средний балл оценок за семестр, количество поощрений и замечаний за семестр) показала положительные статистически значимые изменения в учебно-профессиональной и служебной деятельности в результате реализации психокоррекционной Программы в сравнении с исходными данными. Статистически значимых сдвигов у испытуемых контрольных групп не выявлено (табл. 3).
Таблица 3
Показатели объективных маркеров развития компонентов интеллектуально-личностного потенциала после формирующего эксперимента
в соответствии с типом личности
(изменения при уровне ρ≤0,05)
Тип личности |
Категория |
Доля замечаний |
Доля поощрений |
Средний бал оценки за полугодие |
Посредственный |
Экспериментальная группа до тренинга |
1,5 |
0,1 |
3,3 |
Контрольная группа до тренинга |
1,4 |
0,1 |
3,4 |
|
Экспериментальная группа после тренинга |
0,7 |
0,7 |
3,5 |
|
Контрольная группа после тренинга |
1,4 |
0,1 |
3,3 |
|
Разбалансированный |
Экспериментальная группа до тренинга |
2,3 |
0,1 |
3,5 |
Контрольная группа до тренинга |
2,3 |
0,1 |
3,6 |
|
Экспериментальная группа после тренинга |
1,4 |
0,6 |
3,9 |
|
Контрольная группа после тренинга |
2,4 |
0 |
3,4 |
|
Конструктивный |
Экспериментальная группа до тренинга |
0,5 |
0,9 |
3,8 |
Контрольная группа до тренинга |
0,4 |
0,7 |
3,7 |
|
Экспериментальная группа после тренинга |
0,1 |
1,9 |
4,2 |
|
Контрольная группа после тренинга |
0,4 |
0,8 |
3,8 |
Следовательно, реализация авторской психокоррекционной Программы, количественная и качественная интерпретация результатов квазиэксперимента, систематическое психологическое сопровождение обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний с учетом выявленных типов личности (посредственный, разбалансированный, конструктивный), различающихся интеллектуально-личностным потенциалом позволяют полагать, что оптимизации интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов в структуре интеллектуально-личностного потенциала на начальном этапе профессиональной и служебной деятельности способствует социально-психологический тренинг с элементами арт и гештальт-терапии, рефлексивных приемов, а также логических и нейрогимнастических упражнений.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / Под ред. и с предисл. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
- Ковальчук И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] / И.А. Ковальчук, Д.В. Сочивко // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 204—218. DOI:10.17759/psylaw.2018080418
- Ковальчук И.А. Системно-функциональное исследование интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первоначальной профессиональной подготовки / И.А. Ковальчук, Л.Н. Костина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 4(70). 2018. № 3. С. 69—78.
- Ковальчук И.А. К вопросу о развитии интеллектуально-личностного потенциала сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности / И.А. Ковальчук, В.В. Пименов // Преступление, наказание, исправление. IV Международный пенитенциарный форум (К140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20—22 нояб. 2019 г.): в 10 т. Т. 7.Рязань: Академия ФСИН России, 2019.: Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов. 2019.С. 289—293.
- Ковальчук И.А. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / Ковальчук Илья Александрович. Москва, 2020. 213 с.
- Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. М.: Пер Сэ, 2006. 304 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 681
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 113
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2