Психология и право
2019. Том 9. № 4. С. 33–48
doi:10.17759/psylaw.2019090403
ISSN: 2222-5196 (online)
Зависимость правосознания от индивидуально-психологических особенностей государственных служащих
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: правосознание, речемыслительные особенности, характерология, мотивационно-ценностная сфера, психологическое тестирование
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090403
Для цитаты: Носс И.Н., Булыгина В.Г., Кабанова Т.Н. Зависимость правосознания от индивидуально-психологических особенностей государственных служащих [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 33–48. DOI: 10.17759/psylaw.2019090403
Полный текст
Введение
Рост правосознания у сотрудников государственной службы является важнейшим требованием оптимизации выполнения ими своих обязанностей и реализации государственной политики в целом. Президент РФ постоянно указывает на безусловное следование российским законам и международно-правовым установлениям.
«Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, – как указывал премьер-министр РФ, Д.А. Медведев – направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства» [8]. Причем целями государственной политики являются: «...совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов [8]. В подобном ракурсе должны рассматриваться и обсуждаться все действия и поступки госслужащих.
Следует подчеркнуть, что правосознание рассматривается в литературе как «... одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, т. е. это субъективное восприятие правовых явлений людьми» [3]. В психологии под правосознанием понимается «... система психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека» [10].
То есть правосознание – это сложное психическое образование, включающее практически все составляющие психики человека, влияющие на его правовое поведение и регулирующие его относительно общественных норм и установлений.
В данном исследовании правосознание, представленное в виде описательно-объяснительного метода Л.А. Ясюковой, было соотнесено с параметрами психики сотрудников государственных (правоохранительных) органов, дифференцированных по критерию успешности служебной деятельности и профессиональной принадлежности (видам деятельности).
Цель исследования заключалась в подтверждении предположения о связи личностных особенностей персонала госорганов с системой их представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регуляции отношений личности и государства, результативности профессиональной деятельности государственных служащих. То есть речь идет о наличии некой специфической личностной предрасположенности к правовому поведению, ключевую роль в котором отведено правосознанию (правосознательному поведению).
Задачами исследования являлись: 1) выявление связи уровня правосознания сотрудников с успешностью их служебно-профессиональной деятельности; 2) определение психологической структуры правового поведения и правосознания сотрудников (правосознательного поведения); 3) определение профессиональной спецификации правосознания как важного компонента в изучении правового поведения специалистов.
В психологических исследованиях предрасположенности существует масса фактов личностной предиспозиции, детерминирующей преступные [9], противоправные [7], делинквентные [8], аномальные [2; 8] поступки. Есть предположение, что и правовая, нормативная [6; 7] активность, тоже должна базироваться на специфической предиспозиции [1; 5; 11] человека, так как внутренняя предрасположенность (как установка или аттитюд) имеет абсолютное влияние на деятельность и поведение людей. Связь их безусловная и реальная. То, что касается правосознания – это некий слой социальных, нормативных представлений, который сопутствует правовому поведению. Однако его диагностика может и не вскрывать сущность поступков личности, ибо существует известный разрыв между нормативно-желательным и реальным поведением человека.
В начале ХХ в. в психологическом сообществе широко обсуждался «парадокс Лапьера» (R. LaPiere), суть которого – несоответствие социальных представлений (в нашем случае – правосознания) реальному поведению человека [14]. Авторы, придерживающиеся когнитивного подхода, также отмечают рассогласование представлений и реальных действий некоторых типов индивидов, хотя закономерно проявляется «...стремление человека к внутренней согласованности, к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций». Более того, некоторые авторы утверждают, что эта противоречивая поведенческая ситуация «...в значительной степени обусловлена врожденной человеческой предрасположенностью иметь одновременно два противоречивых верования: одно «интеллектуальное», которого вы легко и время от времени придерживаетесь, а другое – «эмоциональное», которое вы энергично и последовательно отстаиваете и в соответствии с которым вы обычно и склонны действовать. Эта наклонность одновременно иметь противоречивые верования, судя по всему, является частью человеческой природы» [12; 13].
Таким образом, в психологических исследованиях представлены факты, показывающие наличие двух слоев поведения субъекта: а) личностный, индивидуальный и б) социально приобретенный в виде отношения к объекту, предиспозиции, установки или аттитюда. Эти слои могут находиться в согласии или в конфронтации. Влияя друг на друга, они отражают особые типы их носителей – типы личности, которые предполагают совпадение установки и поведения или оппозицию одного плана другому. В этом смысле статистические попытки поиска прямой связи правосознания и правосознательного поведения людей могут быть осложнены, что подтвердилось и в настоящем исследовании.
Личностные особенности, лежащие в основе предрасположенности госслужащих к правосознательному поведению (ПСП), оценивались по трем основным предикторам: ментальные способности, характерология и мотивационные переменные.
Материал и методы исследования
Экспериментальная выборка включала 2011 государственных служащих, в обязанностях которых напрямую прописаны требования правосознательного поведения при выполнении правоохранительных действий. В исследовании был реализован экспериментальный дизайн «рекуррентный институциональный цикл» [4]. Изучался уровень правосознания и личностные особенности персонала подразделений, выполняющих инспекторско-коммуникативную деятельность (ИКД) – 1062 человек, аналитико-юридическую деятельность (АЮД) – 248 человек и коммуникативно-информационную деятельность (КИД) – 701 человек. Общая характеристика выборки: 98% испытуемых – люди с высшим образованием, средний возраст сотрудников, принимавших участие в исследовании, составил 28,5 лет; 69% мужчины, 31% женщины.
В исследовании приняли участие представители всех федеральных округов России (табл. 1).
Таблица 1
Перечень регионов России, в которых проводились исследования
Наименование федеральных округов |
Наименование административно-территориальных образований |
Центральный федеральный округ |
Москва, Тульская, Орловская, Ивановская области |
Приволжский федеральный округ |
Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области |
Северо-Западный Федеральный округ |
Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Архангельская и Псковская области |
Сибирский федеральный округ |
Красноярский край, Республика Алтай, Новосибирская область |
Южный федеральный округ |
Республика Крым, Ростовская и Астраханская области |
Дальневосточный федеральный округ |
Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) |
Северокавказский федеральный округ |
Чеченская Республика, Республика Дагестан |
Уральский федеральный округ |
Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ |
методика правосознания Л.А. Ясюковой (2000); методы оценки когнитивных функций и мышления (Матрицы Равена, 1977); субтест Векслера «Словарь» (1981); субтест «Аналогии» Амтхауэра (1970); краткий Диагностический комплекс: ориентировочный тест Бузин-Вандерлик; тест характерологических особенностей (модификация MMPI Хатуэя-МакКинли, 1940); методика определения волевого самоконтроля (ВСК) Зверков-Эйдман, (1990); тест локус контроля Роттера (1994); методика особенностей мотивации (М-профиль Ричи-Мартин, 1988). Оценка успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудников осуществлялась путем проведения экспертизы (метод полярных профилей, метод парного сравнения) и анализа документов.
Результаты и обсуждение
В рамках решения первой и второй задач: 1) была выявлена внутренняя структура правосознания, 2) соотнесены показатели эффективности служебно-профессиональной деятельности сотрудников и результатов оценки их правосознательного поведения, 3) оценена эмпирическая валидность теста Л.А. Ясюковой.
Структура теста Л.А. Ясюковой отражена в корреляционной матрице (табл 2).
Таблица 2
Обобщенные данные теста Л.А. Ясюковой всей выборке
Бытовая сфера |
Деловая сфера |
Гражданская сфера |
Правовые знания |
|
0,58 |
0,75 |
0,52 |
0,61 |
Правосознание |
0,21 |
0,07* |
0,36 |
Бытовая сфера |
|
0,11* |
0,51 |
Деловая сфера |
||
0,17 |
Гражданская сфера |
Примечание: без обозначения – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,001; «*» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,05; «**» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,1.
Представленные в таблице данные показывают, что практически все шкалы теста имеют значимую интеркорреляционную связь. Системообразующей является шкала «Правосознание» (ПС), включающая все компоненты правосознания в деловой, бытовой и гражданской сферах жизнедеятельности испытуемых. Корреляционные связи всех шкал со шкалой ПС достигали высокого уровня (Rxy > 0,5; р < 0,0001), т. е. выявлена выраженная положительная связь.
Исследование эмпирической валидности методики осуществлялось путем выявления значимых взаимозависимостей между ее показателями и оценками успешности служебно-профессиональной деятельности испытуемых (критериальная валидность) (табл.3) и определения дискриминативности показателей методики, различающих высоко и низко успешных сотрудников (критериальная валидность) (табл. 4).
Таблица 3
Значения коэффициентов корреляции между тестом Л.А. Ясюковой и внешним критерием (успешностью профессиональной деятельности)
Вид деятельности |
Показатели методики «Правосознание «Л.А. Ясюковой |
||||
Правосознание |
Бытовая сфера |
Деловая сфера |
Гражданская сфера |
Правовые знания |
|
ИКД |
0,12** |
0,08* |
0,10** |
0,02 |
0,09* |
АЮД |
0,00 |
-0,03 |
0,02 |
-0,02 |
0,02 |
КИД |
0,12** |
0,11** |
0,13** |
0,02 |
0,09* |
Примечание: «*» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,05; «**» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,01.
В ходе проверки дифференцирующей силы теста были получены удовлетворительные результаты. Уровень правосознания эффективных сотрудников (показатель ПС) статистически значимо отличается от показателей правосознания неэффективных практически по всем видам деятельности (табл.4).
Таблица 4
Уровень значимости различий средних по t-критерию Стъюдента между успешными и неуспешными сотрудниками по критериальным показателям служебно-профессиональной деятельности
Вид деятельности |
Показатели методики «Правосознание» Л.А. Ясюковой |
||||
Правосознание |
Бытовая сфера |
Деловая сфера |
Гражданская сфера |
Правовые знания |
|
ИКД |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,54 |
0,00 |
АЮД |
0,18 |
0,65 |
0,23 |
0,55 |
0,09 |
КИД |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,68 |
0,02 |
Особое внимание следует обратить на низкие показатели эмпирической валидности теста при исследовании сотрудников АЮД. В сфере аналитико-юридической деятельности наблюдается низкая дифференциация испытуемых по уровню их правосознательного поведения относительно эффективности деятельности (табл.4) и, соответственно, низкой связи показателей правосознания с результативностью труда (табл.3). Возможно, это объясняется тем, что независимо от квалификации сотрудников и успешности труда все они, постоянно находясь в рабочем юридическом пространстве, вынуждены формировать достаточно высокий уровень представлений о правовом поведении, что отражается в результатах теста, но не всегда их реализуют в профессиональной деятельности (рис.1).
Рис.1. Соотношение показателей теста «Правосознание» в зависимости от видов деятельности
На рис.1 показано, что представители АЮД, имея высокие показатели правосознания, напрямую не связывают его с результативностью юридической деятельности.
Также в процессе исследования валидности была выявлена личностно-профессиональная спецификация структуры теста (см.рис.1). То есть показатели различных видов госслужбы имеют разный уровень правосознания. Причем эти различия наблюдаются как у эффективных, так и у неэффективных сотрудников (рис.2).
Рис.2. Соотношение уровня правосознания эффективных и неэффективных сотрудников (по результатам теста правосознания Ясюковой Л.А)
В целях решения третьей задачи соотнесение показателей теста Л.А.Ясюковой с личностными данными сотрудников было осуществлено по показателю ПС, так как он статистически значимо (р<0,05) связан практически со всеми основными показателями тестов оценки речемыслительных функций (табл.5).
Таблица 5
Показатели коэффициентов корреляции на уровне (р<0,05) между данными интеллектуальных тестов и показателями правосознания (ПС)
Показатели интеллектуальных тестов
Вид деятельности |
Матрицы Равена (производительность) |
Матрицы Равена (скорость) |
Субтест Амтхауэра (Аналогии — производительность) |
Субтест Амтхауэра (Аналогии — скорость) |
Субтест Векслера (Словарь — производительность) |
КОТ Вандерлика (производительность) |
Инспекторско-коммуникативная деятельность (ИКД) |
0,1 |
- |
0,11 |
- |
0,14 |
0,17 |
Аналитико-юридическая деятельность (АЮД) |
- |
-0,07 |
- |
-0,08 |
- |
- |
Коммуникативно-информационная деятельность (КИД) |
0,14 |
- |
0,09 |
- |
0,1 |
0,14 |
Статистически значимые различия были получены и при изучении характерологических особенностей. В частности, наблюдалась корреляционная связь показателей ММИЛ с показателем ПС (табл.6).
Таблица 6
Корреляционные связи между показателем правосознания и шкалами ММИЛ по видам служебно-профессиональной деятельности
Шкалы ММИЛ
Виды деятель-ности |
L |
F |
K |
Hs |
D |
Hy |
Pd |
Mf |
Pa |
Pt |
Sc |
Ma |
Si |
ИКД |
0,05 |
-0,08* |
0,03 |
-0,12** |
-0,06 |
-0,04 |
-0,09* |
-0,04 |
0,00 |
-0,10* |
-0,08* |
-0,08* |
-0,09* |
АЮД |
0,00 |
-0,19** |
0,03 |
-0,14** |
-0,11** |
-0,03 |
-0,13** |
0,01 |
-0,08* |
-0,14** |
-0,17** |
-0,13** |
-0,10* |
КИД |
0,11** |
-0,14** |
0,11** |
-0,13** |
-0,04 |
-0,04 |
-0,15** |
-0,04 |
-0,08* |
-0,12** |
-0,10* |
-0,14** |
-0,05 |
Примечание: «*» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,05;
«**» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,01.
Значения коэффициентов корреляции довольно низкие, что подтверждает наше предположение о непрямой связи поведения и аттитюда.
Статистически значимые коэффициенты корреляции (на уровне р<0,01) были получены между показателями тестов оценки эмоционально-волевых качеств (волевой самоконтроль, локус контроля) с основным показателем правосознания (табл.7).
Таблица 7
Статистически значимые корреляционные связи между показателем правосознания (ПС) и шкалами методик Волевого самоконтроля и Локус контроля по видам служебно-профессиональной деятельности
Шкалы
Виды деятельнос-ти |
Волевой Самоконтроль (ВСК) |
Локус контроля (УСК) |
|||||||||
Bолевой контроль |
Hастойчивость |
Cамообладание |
Интернальность общая |
Интернальность профессиональная |
Интернальность в отношениях |
Интернальность готовности действий |
Интернальность семейных отношений |
Интернальность здоровья |
Интернальность достижений |
Интенальность неудач |
|
ИКД |
0,24 |
0,20 |
0,22 |
0,23 |
0,21 |
0,19 |
0,22 |
0,15 |
0,10 |
0,13 |
0,18 |
АЮД |
0,15 |
0,14 |
0,17 |
0,27 |
0,25 |
0,21 |
0,27 |
0,15 |
0,17 |
0,21 |
0,21 |
КИД |
0,19 |
0,18 |
0,17 |
0,27 |
0,23 |
0,24 |
0,29 |
0,15 |
0,16 |
0,19 |
0,21 |
Мотивационный компонент изучался при помощи методики «М-профиль» Ричи-Мартин. Связь между правосознательным поведением и мотивационным профилем у сотрудников наблюдалась на статистически значимом уровне практически по всем аспектам (табл.8).
Таблица 8
Корреляционная связь показателей М-профиль с показателем ПС
Профессиональ-ная мотивация
Вид деятельности |
Материальное вознаграждение |
Физические условия |
Структурирование |
Социальные контакты |
Взаимоотношения |
Признание |
Стремление к достижениям |
Власть и влияние |
Разнообразие и перемены |
Креативность |
Самосовершенствование |
Интерес и полезность |
ИКД |
-0,13** |
-0,15** |
0,11** |
-0,00 |
-0,09* |
0,02 |
0,26** |
-0,12** |
-0,16** |
0,04 |
0,17** |
0,14** |
АЮД |
-0,10* |
-0,03 |
0,04 |
0,00 |
-0,03 |
-0,09* |
0,18** |
-0,02 |
-0,02 |
0,01 |
0,14** |
0,01 |
КИД |
-0,08* |
-0,09* |
0,15** |
-0,06 |
-0,08* |
-0,00 |
0,22** |
-0,07* |
-0,12** |
-0,03 |
0,15** |
0,10* |
Примечание: «*» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,05; «**» – статистически значимые коэффициенты на уровне р<0,01.
В результате анализа выявлено, что в структуре профессиональной мотивации сотрудников такие позиции, как «социальные контакты», «креативность» и «признание» не соотносятся с их правосознанием. То есть эти ценностные позиции не имеют для них критического значения. Позиции «материальное вознаграждение», «физические условия» труда, «взаимоотношения» в коллективах, стремление к «власти и влиянию», а также поиск «разнообразия и перемен» отрицательно связаны с правосознательным поведением. Следует отметить, что такие ценности, как «структурирование» деятельности, стремление к «самосовершенствованию» и «интерес и полезность» труда позитивно связаны с правосознанием.
Заключение
В ходе исследования соотношения правосознания государственных служащих, выполняющих правоохранительную деятельность, с результативностью их труда выявлена прочная статистически значимая связь. Относительно невысокие показатели коэффициентов корреляции подтверждают, что эта связь вскрывает факт неполного соответствия требуемого представления о правовой работе и реальных юридических действий (разрыв между действием и аттитюдом). Особенно наглядно это проявляется в рамках аналитико-юридической деятельности (АЮД). Причем, как эффективные, так и неэффективные сотрудники АЮД, показывая по тесту Л.А. Ясюковой относительно высокий уровень правосознания, различаются по качеству и результатам служебно-профессионального функционирования.
В исследовании подтверждено, что показатели правосознания профессионально специфичны (относительно видов деятельности). Причем эффективные сотрудники, превышая уровень правосознания неэффективных, имеют меньшую специфичность.
Эмпирически подтверждено, что правосознание связано с личностными характеристиками персонала в речемыслительной, характерологической и мотивационно-ценностной сферах. Вполне правомерно заключить, что усвоение правовых представлений и реализация правосознательного поведения имеют индивидуально-психологическую основу и во многом исходят из личностной предрасположенности сотрудников.
В процессе исследований в целях чистоты эксперимента в настоящем исследовании в основном использовалось сопоставление мужских выборок в обобщенном региональном контексте. Тем не менее, анализ диагностических данных дает основание говорить о возможности продолжить исследования, обращая особое внимание на изучение возрастной, региональной специфики и гендерных особенностей правосознательного поведения госслужащих.
Литература
- Бородина Т.И. Диагностика личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 2(77). С. 186—194.
- Дергилева О.С. Психологическая профилактика наркопотребления развивающейся личности: на примере центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции: автореф. дисс. ... канд. психол. наук — М.: РосНОУ, 2016. 23 с.
- Евстафеева Е.А. Правосознание сотрудников уголовно-исправительной системы с различными личностными характеристиками: дисс. канд. психол. наук. Челябинск: ЧГУ, 2015. 170 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 390 с.
- Носс И.Н., Бородина Т.И., Кабанова Т.Н К вопросу о личностно-профессиональной спецификации сотрудников следственных подразделений // Прикладная юридическая психология 2018. № 1. С. 84—93.
- Павлов А.С. Динамика учебно-важных качеств в профессиональном становлении курсантов военных вузов: дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯГУ имени П.Г. Демидова, 2014. 170 с.
- Селезнев Я.Ю. Субъективная картина жизненного пути лиц, совершивших особо тяжкие преступления: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2017. 25 с.
- Синицына Л.В. Концепция психолого-акмеологической профилактики делинквентного поведения у сотрудников органов внутренних дел: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. СПб.: С-ЗАГС при Президенте РФ, 2012. 52 с.
- Стешич Е.С. Акцентуации характера и преступное поведение (по данным исследования личности виновных в умышленном и неосторожном лишении жизни) // Психопедагогика. 2018. № 1(72). С. 29—35.
- Стуканов В.Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1(33). С. 30—34.
- Фролов А.А. Самооценка и правовое самосознание личности: особенности взаимосвязи: на примере сотрудников ОВД: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2018. 25 с.
- Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб.: СПбГУ, 2008. 166 с.
- Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 1—13.
-
Lee Raymond M. Commentary: LaPiere and
methodological opportunism// International Journal of Epidemiology. 2010.
Vol.39. № 1. P.16—17.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2014
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 477
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1