Психология и право
2016. Том 6. № 3. С. 104–121
doi:10.17759/psylaw.2016060309
ISSN: 2222-5196 (online)
Структура психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей и подростков
Аннотация
В статье изложены результаты комплексного психолого-психиатрического обследования 175 несовершеннолетних потерпевших от сексуального насилия и злоупотребления. Использовался комплекс методов, включающий полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей, методику исследования качества жизни, карты оценки дезадаптации, совокупность методик, используемых при производстве КСППЭ, методы математической статистики и анализа данных. В зависимости от психического состояния потерпевшего были выявлены психологические последствия сексуального насилия и злоупотребления клинического и психологического уровней. Описаны 4 группы последствий, различающихся по степени выраженности: психогенное состояние в форме расстройства (1) и психогенное состояние в форме реакции (2) (клинический уровень); неблагоприятное психологическое состояние (3) и минимально неблагоприятное психологическое состояние (4) (психологический уровень). Установлено, что с утяжелением психического состояния потерпевших, от минимально неблагоприятного до психогенного состояния в виде расстройства, расширяется охваченность сфер личности, количество и выраженность признаков посттравматических реакций. Психологические последствия, демонстрируемые психически здоровыми потерпевшими, свидетельствуют о снижении качества их жизни.
Общая информация
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, сексуальное насилие над детьми, сексуальное насилие
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060309
Для цитаты: Борисенко Е.В. Структура психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей и подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 104–121. DOI: 10.17759/psylaw.2016060309
Полный текст
С того момента, как проблема сексуального насилия и злоупотребления стала предметом внимания исследователей, она не теряет своей актуальности. Многочисленные работы указывают на то, что одну из самых незащищенных и подверженных криминальному, в том числе сексуальному, насилию групп населения представляют дети и подростки. Недостаток социального опыта в несовершеннолетнем возрасте обусловливает их неспособность правильно оценить действия преступника и оказать эффективное сопротивление. По данным Следственного комитета России, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. было признано потерпевшими от преступных посягательств на 12% больше детей, более чем на 2% выросло количество изнасилований, почти на 13% – фактов сексуального злоупотребления. При этом последствия для здоровья ребенка, вызванные этим видом преступления, являются одними из самых тяжелых и зачастую необратимыми.
Научный интерес к проблеме сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей и подростков в среде психологов и психиатров возник в США и Западной Европе в 60-е гг. XX в. и продолжает расти до сих пор (Finkelhor D.S., 1985, 1990; Burgess A.W., Holmstrom L.L., 1974; Mullen P.E., 1996; Fergusson D.M., Mullen P.E., 1999; Simpson T.L., Miller W.R., 2002; Malhatra S., 2006; Amstadter A., Vernon L., 2008 и др.). В нашей стране изучение данного вопроса стало особенно активным в последние 15–20 лет (Тарабрина Н.В., 2001; Бадмаева В.Д., 2003, 2009, 2013, 2014; Трубицина Л.В., 2005; Фурманов И.А., Фурманова Н.В., 2004; Шигашов Д.Ю., 2010 и др.).
Сексуальное насилие и злоупотребление, пережитое в детском возрасте, может стать причиной развития посттравматических психологических реакций, тяжелых психических расстройств и аномального развития личности. Одним из наиболее изученных клинических проявлений сексуального насилия и злоупотребления является посттравматическое стрессовое расстройство, основу которого составляет состояние повышенной тревожности, на фоне которого возникают приступы необычайно ярких воспоминаний травмирующего события [17; 18; 19]. Психическое состояние потерпевших на каждом этапе криминальной ситуации характеризуется отдельной нозологической формой. В криминальной ситуации у большинства потерпевших возникает острая реакция на стресс (F43.0); в посткриминальной и следственной ситуациях часто проявляются депрессивные реакции (F43.2), фобические тревожные расстройства (F40), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1), смешанное расстройство эмоций и поведения (F43.25) [2; 5; 15]. А.А. Ткаченко и М.Ю. Каменсковым (2014) были выделены четыре основные группы заболеваний, возникающих у потерпевших – жертв сексуального насилия и злоупотребления: органические психические расстройства, дизонтогенетические состояния и искажения половой идентичности, аддиктивные и невротические расстройства [22]. В предложенном З.И. Кекелидзе и А.А. Портновой (2009) подходе к трактовке стрессовых расстройств сексуальное насилие рассматривается как один из видов экстремальных, чрезвычайных ситуаций, приводящих к особым состояниям – кризисным реакциям. Кризисные реакции проявляются как «синдром травмы изнасилования» [12].
Не у всех потерпевших можно наблюдать очерченные психогенные состояния. В качестве основы возникновения патологических реакций рассматривается ослабленная активность системы психической адаптации [1]. Б.Д. Цыганков, А.И Белкин и др. (1991) подчеркивают влияние патологической «почвы» в виде органического поражения головного мозга и придают особое значение дополнительным психогенным факторам, которые способствуют углублению и заострению болезненных проявлений в посттравматическом периоде [26].
В рамках психологической науки выделены и описаны общие посттравматические реакции несовершеннолетних на факт сексуального злоупотребления, которые разделяют на непосредственные (такие как чувство беспомощности, гнева) и отсроченные (депрессия, низкая самооценка и т. п.) [4; 24; 25; 28; 37; 39].
D. Finkelhor и A. Browne (1985) была предложена модель травмы сексуального насилия. Травматическая динамика, включающая в себя последствия сексуального насилия, оказывает влияние на дальнейшие способности жертвы взаимодействовать с миром. Травматичный опыт, по их мнению, разрушает Я-концепцию ребенка, его представления о мире и собственных возможностях. Модель содержит 4 компонента: травматическую сексуализацию, чувство предательства, чувство бессилия и стигматизацию [30; 34; 35].
Характерными последствиями сексуального злоупотребления можно назвать разнообразные нарушения психосексуального развития. Наиболее часто у жертв изнасилования отмечается торможение психосексуального развития с фиксацией на ранних этапах формирования сексуальности и резкой задержкой становления зрелой сексуальности. Значительно реже наблюдается ускорение психосексуального развития [3; 6; 8; 20; 21].
Кроме того, на феноменологию проявления психологической травмы оказывает влияние возрастной фактор [24; 27; 29; 32] и гендерная принадлежность потерпевшего [29; 31; 38; 36; 41].
Данные лонгитюдных исследований показывают, что в последующем для жертв насилия характерны проблемы с обучением, низкий социоэкономический статус и отсутствие работы, ревиктимизация, проблемы с воспитанием собственных детей [9; 10; 11; 33; 40].
Диагностика и оценка последствий пережитого сексуального насилия имеют значение не только для реабилитации пострадавших, но и для решения вопросов, возникающих в рамках судебно-следственных действий. В настоящее время особый интерес представляет проблема экспертной оценки тяжести вреда здоровью, нанесенного потерпевшему криминальными действиями. Экспертами-психологами выявляются различные по степени выраженности психологические последствия пережитого сексуального насилия. Они могут наблюдаться как у потерпевших с диагностированными психогенными расстройствами, так и у потерпевших, которые были признаны экспертами-психиатрами психически здоровыми. Выявленные психологические последствия пережитого психотравмирующего воздействия могут быть описаны в рамках психологического или патопсихологического симптомокомплекса посттравматических реакций. Выделение и описание особенностей патопсихологического симптомокомплекса посттравматических реакций у несовершеннолетних потерпевших может в дальнейшем использоваться как дополнительный критерий оценки степени тяжести вреда здоровью [13; 14; 15; 16; 23].
Несмотря на активный интерес со стороны специалистов к проблеме сексуального насилия и злоупотребления по отношению к детям и подросткам, до сих пор остаются недостаточно разработанными критерии диагностики и оценки реакций на травму у несовершеннолетних. До настоящего времени не была выработана и описана структурно-феноменологическая модель психологических последствий сексуального злоупотребления в отношении несовершеннолетних применительно к различным возрастным категориям.
Таким образом, предпринятое нами исследование позволит выявить и описать психологические последствия сексуального злоупотребления по отношению к несовершеннолетним в зависимости от действия различных факторов для дальнейшей разработки критериев их диагностической и экспертной оценки.
Согласно нашей гипотезе, последствия сексуального злоупотребления проявляются на всех уровнях психического функционирования несовершеннолетнего. Глубина и выраженность психологических последствий сексуального злоупотребления будет различаться в группах несовершеннолетних с констатированным расстройством, имеющим причинно-следственную связь с пережитым злоупотреблением, и у несовершеннолетних признанных психически здоровыми.
Материалом исследования стала сплошная выборка из 175 несовершеннолетних потерпевших мужского и женского пола, экспериментально-психологическое исследование которых было выполнено в Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» МЗ РФ в рамках судебных экспертиз в 2010–2016 гг. Все подэкспертные находились в возрастном интервале от 3 до 17 лет.
Организация сбора и анализа данных
Исследование проводилось в рамках психологического обследования при выполнении КСППЭ несовершеннолетних потерпевших.
Для выявления особенностей актуального состояния и возникших психологических последствий пережитого детьми и подростками сексуального злоупотребления использовалась совокупность методов, включающая анализ материалов уголовного дела (характеристики потерпевших из учебных заведений, опросы потерпевших, опросы родственников и/или воспитателей), клиническую беседу, анализ рассказа потерпевшего о ситуации злоупотребления, полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей Н.В. Тарабриной, методику исследования качества жизни (опросник «PedsQL» для оценки качества жизни ребенка), карты оценки дезадаптации, соответствующие возрасту потерпевшего. Индивидуально-психологические особенности и особенности интеллектуальной сферы несовершеннолетних потерпевших исследовались с помощью комплекса методик, используемых при производстве КСППЭ.
Для определения специфики психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группах потерпевших с различным психическим состоянием среднее количество признаков фиксируемых последствий сравнивалось в соответствующих группах подэкспертных, определялся уровень статистической значимости различий по U-критерию Манна–Уитни.
Результаты и обсуждение
На первом этапе исследования ставилась задача изучить распределение потерпевших по психическому состоянию. Из 175 потерпевших у 35 человек комиссией экспертов были диагностированы различные психогенные состояния, находящиеся в причинно-следственной связи с пережитым насилием и злоупотреблением. Из них у 25 человек психогенное состояние наблюдалось в форме расстройства, у 10 человек – в форме реакции. 140 человек были признаны психически здоровыми. Актуальное психическое состояние 74 здоровых потерпевших позволяло им участвовать в судебно-следственных действиях. Вследствие повторных психотравмирующих переживаний, наблюдавшихся у оставшихся 66 психически здоровых потерпевших, с целью исключения неблагоприятного влияния дополнительных психотравмирующих факторов и возможности ухудшения состояния, их дальнейшее участие в судебно-следственных действиях не рекомендовалось. Таким образом, с учетом психического состояния все потерпевшие были разделены на две категории: проявляющие последствия сексуального насилия и злоупотребления на клиническом и на психологическом уровнях. Это позволило выделить 4 группы последствий, различающихся по степени выраженности: психогенное состояние в форме расстройства (1) и психогенное состояние в форме реакции (2) (клинический уровень); неблагоприятное психологическое состояние (3) и минимально неблагоприятное психологическое состояние (4) (психологический уровень).
Второй этап включал в себя психологическое обследование всей выборки несовершеннолетних потерпевших, по результатам которого были выделены 30 психологических признаков сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей и подростков, которые были объединены нами в соответствии с их содержательными характеристиками в шесть сфер.
1. Сфера отношений и смыслов (проекция переживаний, негативное отношение к мужскому полу, чувство вины, чувство стыда, чувство безысходности, гипермаскулинная компенсация, амбивалентное отношение к насилию и обвиняемому).
2. Сфера самосознания (неуверенность в себе, посттравматические личностные изменения, включая изменение Я-концепции, суицидальные мысли).
3. Эмоционально-волевая сфера (повышенные раздражительность, возбудимость, чувствительность, уровень тревожности, психическое напряжение; эмоциональная неустойчивость, пониженный фон настроения эмоциональная охваченность ситуацией насилия).
4. Поведенческая сфера (негативизм/оппозиционность, агрессивность, демонстративность, ограничение социальных контактов).
5. Психосексуальная сфера (сексуализированное поведение, неприятие близких отношений, слабая дифференциация мужских и женских полоролевых образцов, нарушение полоролевой идентичности).
6. Психосоматическая сфера (повышенная утомляемость, чувство неблагополучия в соматической сфере, снижение продуктивности).
На третьем этапе для определения специфики психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в зависимости от выявленного психического состояния частота встречаемости фиксируемых сфер и представленность признаков в каждой сфере сравнивались в соответствующих группах, определялся уровень статистической значимости по U-критерию Манна–Уитни.
При сравнении психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группах потерпевших с диагностированным психогенным состоянием и психически здоровыми потерпевшими были обнаружены статистически значимые различия (p<0,01, по критерию Манна–Уитни) в выраженности негативных признаков во всех сферах (табл. 1). Проведенный анализ полученных данных показывает, что у потерпевших, демонстрирующих последствия на клиническом уровне, признаки сексуального насилия и злоупотребления наблюдаются во всех сферах. Можно предположить, что, объединяясь, эти признаки образуют комплексы последствий, приводящих к выраженной дезадаптации и посттравматическим личностным изменениям, в то время как потерпевшие, обнаруживающие последствия, не превышающие психологического уровня, демонстрируют отдельные немногочисленные признаки в нескольких сферах (как правило, эмоционально-волевой и сфере отношений и смыслов), которые в отдельных случаях приводят к понижению качества их жизни.
Таблица 1.
Среднее количество признаков психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группе потерпевших с психологическими последствиями клинического и психологического (неклинического) уровней
|
Потерпевшие с клинически диагностированным психогенным состоянием (N=44) |
Психически здоровые потерпевшие (N=156) |
Уровень значимости различий (U-критерий Манна–Уитни) |
Эмоционально-волевая сфера |
4,61 |
1,28 |
p<0,01 |
Поведенческая сфера |
0,82 |
0,24 |
p<0,01 |
Сфера отношений и смыслов |
1,82 |
0,34 |
p<0,01 |
Сфера самосознания |
0,89 |
0,15 |
p<0,01 |
Психосоматическая сфера |
0,77 |
0,10 |
p<0,01 |
Психосексуальная сфера |
0,70 |
0,12 |
p<0,01 |
Четкое разделение выраженности признаков психологических последствий на клиническом и неклиническом уровнях демонстрирует их существенное различие не только на количественном, но на качественном уровне. Однако этот результат должен быть дополнен впоследствии описанием качественных и структурных характеристик последствий на каждом из уровней.
Сравнительный анализ выраженности психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группах потерпевших с психогенным состоянием в виде расстройства и реакции показал, что нарушения, возникающие при психогенном состоянии в виде расстройства, охватывают все шесть сфер (табл. 2). Можно наблюдать до восьми признаков в эмоционально-волевой сфере и сфере отношений и смыслов, до четырех признаков в поведенческой и психосексуальной сферах, до трех признаков в сфере самосознания и психосоматической сфере. В группе потерпевших с психогенным состоянием в форме реакции пораженными оказываются до четырех сфер. Выделяются до шести признаков в эмоционально-волевой сфере, до шести признаков в сфере отношений и смыслов и по два признака в поведенческой сфере и сфере самосознания.
Таблица 2
Среднее количество признаков психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группе несовершеннолетних потерпевших с различными видами психогенных состояний
|
Психическое расстройство (N=29) |
Психическая реакция (N=15)
|
Уровень значимости различий (U-критерий Манна–Уитни) |
Эмоционально-волевая сфера |
4,55 |
4,73 |
- |
Поведенческая сфера |
0,97 |
0,53 |
- |
Сфера отношений и смыслов |
2,17 |
1,13 |
p<0,05 |
Сфера самосознания |
0,97 |
0,07 |
- |
Психосоматическая сфера |
1,07 |
0,2 |
p<0,05 |
Психосексуальная сфера |
1,03 |
0,07 |
p<0,01 |
По сравнению с потерпевшими с психогенным состоянием в виде реакции, потерпевшие с психогенным состоянием в виде расстройства значимо чаще проявляют нарушения в психосексуальной сфере (p<0,01, по критерию Манна–Уитни), в сфере отношений и смыслов (p<0,05), в сфере самосознания (p<0,05) и психосоматической сфере (p<0,05). Можно предположить, что комплекс последствий сексуального насилия и злоупотребления в группе потерпевших с психогенным состоянием в форме расстройства не только понижает качество жизни, приводит к дезадаптации, но и, в особо неблагополучных случаях, может привести к аномальному развитию личности.
При сравнении выраженности психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группе потерпевших с минимально неблагоприятным и неблагоприятным состоянием были обнаружены статистически значимые различия (p<0,01, по критерию Манна–Уитни) во всех сферах (табл. 3).
Таблица 3
Среднее количество признаков психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления при различных состояниях в группе психически здоровых несовершеннолетних потерпевших
|
Неблагоприятное психическое состояние (N=54) |
Минимально неблагоприятное психическое состояние (N=102) |
Уровень значимости различий (U-критерий Манна–Уитни) |
Эмоционально-волевая сфера |
3,19 |
0,26 |
p<0,01 |
Поведенческая сфера |
0,61 |
0,05 |
p<0,01 |
Сфера отношений и смыслов |
0,78 |
0,11 |
p<0,01 |
Сфера самосознания |
0,39 |
0,03 |
p<0,01 |
Психосоматическая сфера |
0,20 |
0 |
p<0,05 |
Психосексуальная сфера |
0,35 |
0 |
p<0,01
|
В группе психически здоровых потерпевших с неблагоприятным психическим состоянием психологические последствия сексуального насилия охватывают до четырех сфер. Наблюдаются до четырех признаков в эмоционально-волевой сфере, до четырех признаков в сфере отношений и смыслов и по одному признаку в поведенческой сфере и сфере самосознания. Данные признаки формируют комплексы психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления, свидетельствуют о понижении качества жизни потерпевших, но не нарушают существенно адаптацию и не доходят до клинической выраженности. Минимально неблагоприятное состояние затрагивает две сферы: эмоционально-волевую и сферу отношений и смыслов, в каждой из которых наблюдается не более одного признака. Актуальное состояние потерпевшего можно описать переживанием одной сильной эмоции (гнев, страх и т. д.) или/и чувством (например, чувством стыда). Высоко статистически значимые различия показателей двух состояний психологического уровня указывают на необходимость учета этих различий при экспертной оценке и дифференциации данных состояний как самостоятельных. В дальнейшем требуется их более детальное описание и дополнительное обоснование качественной специфики каждого из них.
Результаты проведенного исследования показывают, что психологические последствия сексуального насилия и злоупотребления у детей и подростков затрагивают все сферы жизни и деятельности потерпевшего, оказывая влияние на качество их жизни в целом. Охват психических сфер и их наполненность психологическими признаками перенесенного сексуального насилия и злоупотребления увеличивается с нарастанием тяжести состояния, от группы потерпевших с минимально неблагоприятным состоянием к группе потерпевших с психогенным состоянием в форме расстройства. У потерпевших с психогенным состоянием в виде расстройства, в отличие от остальных групп потерпевших, затронутыми оказываются все сферы личности, в том числе психосексуальная и психосоматическая сферы. Выявленный у них комплекс последствий затрагивает сферу отношений и смыслов, сферу самосознания, психосексуальную и психосоматическую сферы, что обусловливает посттравматические изменения личности, которые нельзя наблюдать у оставшихся групп потерпевших. Данный комплекс, имея стойкий характер, может стать основой аномального личностного развития. Потерпевшие с диагностированным психогенным состоянием в виде реакции, в отличие от психически здоровых потерпевших, демонстрируют статистически значимо большее количество негативных признаков во всех сферах, кроме психосоматической и психосексуальной. Можно предположить, что данные комплексы признаков, охватывая нарушения сферы отношений и смыслов и сферы самосознания, проявляются в эмоционально-волевой сфере и поведении потерпевших, что и приводят к выраженной дезадаптации. Выраженность нарушений, характерная для группы психически здоровых потерпевших с минимально неблагоприятным состоянием, показывает, что, как правило, данные нарушения имеют преходящий характер, не приводят к дезадаптации, но сказываются на качестве жизни.
На основании полученных данных можно предположить, что различия выделенных состояний по свойственным им признакам имеют не только количественный, но и качественный характер. В дальнейшем исследовании планируется проверить эту гипотезу с помощью кластерного и дискриминантного анализа психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления для выявления их структурно-динамических характеристик в группах психически здоровых потерпевших и потерпевших с диагностированными психогенными состояниями, что позволит описать психологический и патопсихологический симптомокоплексы посттравматических реакций, состояний и расстройств. Кроме того, планируется сравнить феноменологию психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления в группах потерпевших в зависимости от их возраста, пола, типа и длительности ситуации насилия. Полученные результаты позволят уточнить критерии психологической диагностики и экспертной оценки последствий сексуального насилия и злоупотребления по отношению к несовершеннолетним, а также использовать данные результаты как при экспертной диагностике посттравматических стрессовых реакций, так и для оценки тяжести нанесенного вреда здоровью, а в дальнейшем – и для квалификации причиненного потерпевшим морального вреда.
Литература
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации их компенсация. М.: Наука, 1976. 272с.
- Бадмаева В.Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2009. № 12. С. 34–37.
- Бадмаева В.Д., Каменсков М.Ю., Дозорцева Е.Г. Психические расстройства у несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты // Российский психиатрический журнал. 2014. № 5. С. 60–67.
- Воронова Е.Л., Шипшин С.С. Дети – жертвы сексуального насилия. Правовые и психологические аспекты: метод. рекомендации. Ростов/н-Д, 2000. 58с.
- Гурьева В.А., Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности (клиника, диагностика, судебно-психиатрическая оценка): метод. рекомендации. М., 1990. 16с.
- Дворянчиков Н.В. Особенности полового самосознания у несовершеннолетних, потерпевших насильственные сексуальные действия. Помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и коммерческой сексуальной деятельности: методи. пособие / Под ред. З.В. Луковцевой. М.: ЭТИПАК, 2005. C.130–134.
- Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Пимонов В.А., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков: юридические и психологические аспекты проблемы // Юридическая психология. 2016. № 1. С. 31–35.
- Дворянчиков Н.В., Гутник А.Д. Социальные представления о сексуальном насилии над детьми [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52075.shtml (дата обращения: 20.08.2016).
- Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2007. 128 с.
- Дозорцева Е.Г. Психическая травма и социальное функционирование девочек-подростков с делинквентным поведением // Российский психиатрических журнал. 2006. № 4. С.12–16.
- Качаева М.М., Дозорцева Е.Г., Качнова Н.А., Русина В.В. Особенности психических расстройств и психологических проблем у осужденных девочек-подростков, перенесших насилие и совершивших агрессивные правонарушения // Судебная психиатрия. Пенитенциарная психиатрия и психология / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2009. Вып. 6. С. 123–137.
- Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2009. № 12. С. 4–7.
- Клевно В.А., Ткаченко А.А. Экспертиза вреда здоровью. М.: Норма Инфра-М, 2013. 176 с.
- Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г. и др. Производство амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних (обвиняемых и потерпевших) в уголовном процессе: метод. рекомендации. М., 2013. С.3–14.
- Морозова Н.Б. Психические расстройства у несовершеннолетних – жертв сексуального насилия (клиника, возрастные особенности, судебно-психиатрическое значение): дисс. …доктор. мед. наук. М., 1999. 339 с.
- Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (психол. аспект): дисс. …канд. психол. наук. М., 1995. 205 с.
- Психология посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. Практическое руководство / Под ред. Н.В. Тарабриной. М.: Когито-Центр, 2007. 208 с.
- Рыбников В.Ю., Парфенов Ю.А. Психологический статус личности подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6 (121). С. 148–151.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.272 с.
- Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 648 с.
- Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В., Догадина М.А. Онтогенетические механизмы формирования способности к восприятию гендерных качеств у несовершеннолетних жертв сексуального насилия // Российский психиатрический журнал. 1999. № 2. C. 13–18.
- Ткаченко А.А., Каменсков М.Ю. Психические расстройства у несовершеннолетних жертв сексуального насилия // Психическое здоровье. 2014. № 11. С. 33–38.
- Ткаченко А.А., Яковлева Е.Ю. Методологические принципы судебно-экспертной оценки степени тяжести вреда здоровью в виде психического расстройства // Российский психиатрический журнал. 2008. № 4. С.15–20.
- Трубицина Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2005. 218 с.
- Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.
- Цыганков Б.Д., Тюнева А.И., Былим А.И. Психические расстройства у жертв насилия и их медико-психологическая коррекция. М.: Медицина, 2006. 174 с.
- Amstadter A., Vernon L. Emotional reactions during and after trauma: A comparison of trauma types // Journal of Aggression, Maltreatment and Trauma. 2008. Vol. 16 (4). P. 391–408.
- Burgess A.W., Holmstrom L.L. Rape trauma syndrome // American Journal of Psychiatry. 1974. Vol. 131. P. 981–986.
- Chandy J.M., Blum R.W., Naimark B. Gender-specific outcomes for sexually abused adolescent // Child Abuse and Neglect. 1996. Vol. 20. P. 1219–1231.
- Cuevas C., Finkelhor D. Clifford C., Ormrod R., Turner H. Psychological distress as a risk factor for re-victimization in children // Childs Abuse and Neglect. 2010. Vol. 34 (4). P. 235–243.
- Daignault I., Herbert M. Profiles of school adaptation: Social, behavioural and academic functioning in sexually abused girls // Child Abuse and Neglect. 2009. Vol. 33. P. 102–115.
- Fergusson D.M., Mullen P.E. Child sexual abuse: An evidence-based perspective. P.: Thousand Oaks CA Sage Publications, 1999. 144 p.
- Felitti, V.J., Anda, R.F., Nordenberg, D., Williamson, D.F., Spitz, A.M., Edwards, V., et al. Relationship of childhood abuse and household dysfunction to many of the leading cause of death in adults: The adverse childhood experiences (ACE) study // American Journal of Preventive Medicine. 1998. Vol. 14(4). P. 245–258.
- Finkelhor D. Early and long-term effects of child sexual abuse: An update // Professional psychology. 1990. Vol. 21. P. 325–330.
- Finkelhor D. Review of Child Sexual Abuse: New Theory and Research // Contemporary Sociology.1985. Vol. 14, № 6. P.712–713.
- Holmes W., Slap G. Sexual abuse of boys: definition, prevalence, correlates, sequelae and management // Journal of the American Medical Association.1998. Vol. 280. P.1855–1862.
- Malhatra S. Behavioral and psychological assessment of child sexual abuse in clinical practice // International journal of behavioral consultation and therapy. 2006. Vol. 1 (2) .P. 17–28.
- Meyerson L.A., Long L.A., Miranda R., Marx B.P. The influence of childhood sexual abuse, physical abuse, family environment, and gender on the psychological adjustment of adolescents // Child Abuse and Neglect. 2002. Vol. 26. P. 387–405.
- Mullen Paul E. Long-term Effects of Child Sexual Abuse. (http://www.aaets.org/article176.htm)
- Ray K.C., Jackson J.L., Townsley R.M. Family environments of victims of intrafamilial and extrafamilial child sexual abuse // Journal of Family Violence. 1991. Vol. 6. P. 365–374.
- Russel D. The incidence and prevalence of intrafamilial and extrafamilial sexual abuse in female children // Child Abuse &Neglect. 1983. Vol. 7. P. 133–146.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8972
В прошлом месяце: 124
В текущем месяце: 109
Скачиваний
Всего: 1613
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11