Особенности полоролевой идентичности у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией

1988

Аннотация

В настоящее время, несмотря на декриминализацию и депатологизацию гомосексуализма, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией остаются в группе риска по психическому и психологическому неблагополучию. Вместе с тем исследований, посвященных изучению гомосексуализма в рамках современной социальной ситуации, практически не проводится. Основная цель данной работы заключается в выявлении особенностей полоролевой идентичности у лиц с гомосексуальной ориентацией. Показано, что гомосексуалы испытывают затруднения при выделении характерных признаков пола (их оценки носят субъективный и вместе с тем амбивалентный характер). Женский пол оценивается гомосексуалами как доминирующий, наделенный в большей степени маскулинными качествами; образ мужчины включается ими в систему негативных смысловых связей. Полученные результаты свидетельствуют, что гомосексуалы отличаются от гетеросексуалов по ряду характеристик смыслового восприятия пола

Общая информация

Ключевые слова: гомосексуализм, полоролевая идентичность, восприятие пола

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дозорцева Е.Г., Дворянчиков Н.В., Демидова Л.Ю., Симоненкова М.Б. Особенности полоролевой идентичности у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49306 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

До середины 90-х годов в России проблема гомосексуализма относилась к сугубо медицинской и уголовной тематике. Статья «мужеложство» была исключена из Уголовного кодекса лишь в 1996 году, а в 1999 российская психиатрия официально исключила гомосексуализм из списка диагнозов. В настоящее время эта социальная группа почти исчезла из поля зрения врачей, психологов, экспертов.

Вместе с тем гомосексуальная ориентация существенно отличается от гетеросексуальной, поскольку социализация детей в культуре в первую очередь ориентирована на формирование последней [7]. Гомосексуалы, в отличие от гетеросексуалов, не усваивают свою половую идентичность из культуры, а, по сути, заново формируют ее, проходя свой собственный путь развития  [там же]. В частности, было показано, что мальчики с гомосексуальной ориентацией в сексуальном плане созревают быстрее сверстников, раньше начинают мастурбировать и вести половую жизнь, имеют большее число эротических фантазий [13]. Их детство в целом отличается от детства ровесников: многие гомосексуалы сообщают о том, что носили не такую одежду, любили не такие игры, как сверстники одного с ними пола [там же]. Лица с гомосексуальной ориентацией в значительном числе случаев росли с одним родителем (чаще с матерью) [14].

Формирование психологического пола зависит от интериоризации образцов межполового взаимодействия, черпающихся из социального окружения ребенка, начиная от родителей и заканчивая существующими в культуре полоролевыми стереотипами [10]. Это подтверждается и зарубежными авторами, говорящими о выборе сексуального партнера по усвоенному образцу. Согласно таким исследованиям, эмоциональная депривация приводит к тому, что в качестве сексуального партнера ищется человек того же пола, что и значимые в детстве лица, от которых ребенок был отчужден [18]. Так, авторами указывается, что фактор отсутствия отцовской любви в детском возрасте приводит к недостатку маскулинных шаблонов поведения, а также к поиску (изначально, быть может, подсознательному) мужского объекта для восполнения недостатка в столь желаемых отношениях [3]. Причиной подобного поиска может быть отсутствие эмоционального тепла не только со стороны родителей, но и сверстников [18].

Несбалансированное развитие полоролевой структуры личности является патогенетическим фактором формирования различных психических расстройств, а также девиантного (в том числе и криминального) сексуального поведения [11; 2]. Что касается гомосексуализма, то уже давно было показано, что полоролевая идентичность гомосексуалов внутренне противоречива и конфликтна, неустойчива и нередко оказывается патологичной [17; 5; 1].

Депатологизация гомосексуальности не сделала всех лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией психически и психологически здоровыми, они по-прежнему подвергаются сильным стрессовым воздействиям. У гомосексуалов достоверно чаще встречается саморазрушительное поведение [15], не говоря уже о проявлениях физического насилия в их адрес [16]. Однако саморазрушительное поведение лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией и физическое насилие над гомосексуалами – причины не гомосексуализма как такового, а негативного отношения к нему в определенных группах общества. Говоря о высоком суицидальном риске в группе гомосексуалов, И.С. Кон указывал: «Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих» [7, с. 252].

В связи с указанными рисками «вопрос о свойствах людей с разной сексуальной ориентацией… для науки остается открытым» [там же, с. 259].

Полоролевая идентичность как в норме, так и при аномальных вариантах представляет собой интеграцию базовой идентичности (детерминированной психофизиологически) и представлений о полоролевых стереотипах данной культуры в контексте индивидуального опыта интерперсональных взаимодействий и совместной деятельности [4; 5].

Соответственно, в формировании идентичности можно выделить следующие факторы: внутренние психические (связанные с нейрофизиологическими характеристиками индивида), внешние (существующие в культуре представления о половых ролях и стереотипах поведения и переживаний) и внутренние психологические (смысловые установки личности, опосредующие влияние двух предыдущих факторов). Это подтверждается работами, в которых  было показано, что характер сексуального влечения проявляется не только во внешнем поведении, но и в  системе личностных смыслов (связанных с сексуальной сферой и определяющих смысл конкретных сексуальных действий), в психосексуальном самосознании субъекта [8]. Сексуальная идентичность, таким образом, понимается как категория, объединяющая полоролевое поведение и самосознание [6].

Основная цель  данной работы заключается в выявлении особенностей полоролевой идентичности у лиц с гомосексуальной ориентацией. Предметом исследования является полоролевая идентичность. Объектом выступили лица с гомосексуальной ориентацией.

Гипотеза исследования заключается в том, что лица с гомо- и гетеросексуальной ориентацией отличаются по ряду характеристик смыслового восприятия пола.

Материалы и методы исследования. Основную группу составили 26 человек мужского пола в возрасте от 24 до 41 года, позиционирующие себя  как «гомосексуалисты» и не скрывающие своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Группу сравнения составили 29 лиц мужского пола в возрасте от 25 до 55 лет с гетеросексуальной ориентацией. Испытуемые были уравнены по полу, возрасту и уровню образования. На момент обследования представители обеих групп работали в бизнес-структурах различной направленности. Существенных отличий в социальном статусе между группами не отмечалось.

В исследовании были использованы методики «Рисунок человека» (К.Н. Маховер, 2009); «Тематический апперцептивный тест» (К. Морган,  Г. Мюррей, 1943); «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд, В.В. Столин; модификация И.А. Кудрявцева, Е.Г. Дозорцевой, 1993), «Маскулинность и Фемининность» (Т.Л. Бессонова, модификация Н.В. Дворянчикова, 1998).


Результаты исследования

Сравнение групп испытуемых по методике «Рисунок человека».  С точки зрения половой идентификации, принято считать наиболее «нормальным», когда первой рисуют фигуру своего пола. Принципиальной разницы по отмеченному параметру между группами не обнаружилось. В основной группе женская фигура изображалась первой только в двух случаях из 26, в группе сравнения – в трех случаях из 29.Также в исследовании не нашел отражения принцип выделения специфических «гомосексуальных» признаков мужского персонажа, на которые указывал К. Маховер (ресницы, большие глаза, подчеркнутые бедра, каблуки и т. д.). В единичных случаях в рисунках испытуемых экспериментальной группы отмечалась прорисовка ресниц в сочетании с закрытыми глазами, что, по данным Маховер, свидетельствует о телесном нарциссизме.

Возрастные характеристики изображенных фигур также сильно различались. Гомосексуальные лица в 73,1 % случаев рисовали женскую фигуру, значительно старше по возрасту, чем фигура мужского пола (в 15,4 % случаев изображалась ровесница, в 11,5 % ⎼ женщина была младше по возрасту). Обращало на себя внимание также наличие особенностей изображения женских фигур ⎼ «крупная голова», «мощный подбородок» (57,3 %). То есть женщина воспринимается ими как «старшая», «доминирующая», «главенствующая». Принципиально иная картина наблюдалась в группе сравнения.  Женские фигуры по возрасту изображались значительно «младше» в 86,2 % случаев. Соответственно, для гетеросексуалов женский образ выступает как «младший», «подчиненный», «зависимый».

В экспериментальной группе наблюдались значительные различия в возрасте изображенного персонажа в сравнении с паспортным возрастом самого испытуемого – нередко мужской персонаж оказывался подросткового и доподросткового возраста («чувак 15 лет» ⎼ паспортный возраст 40 лет; «мальчик 10⎼15 лет» ⎼ испытуемому 30 лет; «Коля 6⎼7 лет»  ⎼ испытуемому 32 года; «хоккеист 26 лет» ⎼ испытуемому 41 год). В группе сравнения возраст изображенного персонажа принципиально не отличался от возраста испытуемого. Исключение составили только изображения «собственных детей», что оговаривалось.  

У испытуемых экспериментальной группы можно выделить большое число признаков, указывающих на сверхценность сексуальной сферы. Только в данной группе наблюдалось откровенное изображение гениталий у мужской фигуры, а также такие параметры, как «прозрачность» одежды в нижней части тела, тщательное прорисовывание и подчеркивание специфических её деталей: «гульфика», «деталей брюк», «складок на брюках».  В группе сравнения данные признаки почти полностью отсутствовали.

Характерные признаки пола в рисунках гомосексуальных мужчин по сравнению с гетеросексуальными  были выражены слабее. Это касается как изображения мужского, так и женского образов. Различия в особенностях восприятия характерных признаков мужского и женского пола по методике «Рисунок человека» представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1 (мужчины). Наиболее значимые различия по частоте встречаемости признаков мужественности/женственности 

Рис. 2. (женщины). Наиболее значимые различия по частоте встречаемости признаков мужественности/женственности

Сравнение групп испытуемых по методике «Тематический апперцептивный тест». Поиск  различий между исследуемыми группами по описаниям картин ТАТ был направлен, прежде всего, на выявление правильности или ошибочности опознания пола изображенных на картинах персонажей.  В этом отношении наиболее информативной, как и ожидалось, оказалась картина № 10, изображающая голову женщины на плече мужчины. Только у испытуемых экспериментальной группы отмечалось приписывание обоим лицам мужского пола (39,5 %) и описание картины как «объятия двух мужчин» (правильное восприятие пола встречалось только в 28,7 % ответов). Восприятие изображенных персонажей как однополых встречалось и  в контрольной группе (14,3%), но в данном случае преобладали темы «мать с дочерью» (только в одном случае испытуемый описал картину как «любовь двух женщин»). Правильное восприятие пола в группе сравнения встречалось часто и составило 85,7 %.

В экспериментальной группе при описании этой же картины актуализировались  сексуализированные сюжеты, которые ни разу не были отмечены в контрольной группе:  «двое мужчин любовники», «целуются люди неопределенного пола», «мать с ребенком, любовники, друзья», «два музыканта мужчина и мужчина».

При описании картины № 8 испытуемые экспериментальной группы не связывали передний и задний план в единую сюжетную линию, составляя два отдельных рассказа, фиксируя внимание на первом плане. При этом наблюдалась проекция собственных переживаний, связанных, вероятно, с травматическим опытом. Например, испытуемый В., 32 года, описывает картину так: «Мальчик         11 лет… отец очень агрессивный, мальчик лишен материнского тепла, судя по взгляду; отец умрет, именно после этого мальчик добьется очень многого… может стать олигархом». В аналогичном исследовании 1991 года [9] испытуемые с гомосексуальной ориентацией обращали внимание лишь на задний план, игнорируя многие элементы переднего. Возможно, это связано с особенностью гомосексуальной субкультуры, где образ «мальчика» имеет особый смысл. Легкость его актуализации или «запрет» на его актуализацию скорее отражает особенности социальной ситуации в прошлом и в данный момент: раньше «нельзя», сейчас «можно». Испытуемые группы сравнения при описании картины старались увязать в единую сюжетную линию передний и задний план, составляя рассказы со следующими сюжетами: «воспоминание прошлого», «война, ранение», «плакат, пионерская тематика», «автокатастрофа».

Сравнение групп испытуемых по методике «Цветовой тест отношений». С помощью дискриминантного анализа из предложенных образов были выделены наилучшим образом объясняющие наличие гомо/гетеросексуализма. Коэффициент корреляции между рассчитанными значениями дискриминантной функции  и показателем принадлежности к группе оказался очень высок (Canonical Correlation = 0,834) – это означает, что на основании отношения человека к выделенным переменным (табл. 1) можно предсказать наличие гомо/гетеросексуализма с вероятностью 83,4 %.


Таблица 1.

Переменные, включенные в модель дискриминантного анализа (метод пошагового анализа с исключением)

Шаг

Включенная переменная

Wilks Lambda (лямбда Уилкса)*

Мера значимости (p) влияния данного признака на дисперсию зависимой переменной (наличие гомо/гетеросексуализма)

1

Работа

0,774

0,000

2

Одиночество

0,696

0,000

3

Я в будущем

0,606

0,000

4

Счастье

0,531

0,000

5

Мои друзья

0,484

0,000

6

Ненависть

0,434

0,000

7

Горе

0,401

0,000

8

Насилие

0,371

0,000

9

Сочувствие

0,339

0,000

10

Гнев

0,304

0,000

*Лямбда Уилкса является статистикой, использующейся для оценки силы дискриминации групп – ее значение меняется от 1 (нет никакой дискриминации) до 0 (существует полная дискриминация).

Далее было проведено попарное сравнение включенных в модель переменных друг с другом и с переменными, связанными с эмоциональным отношением к полу, значимым близким, себе. Всего было рассмотрено 580 различных сочетаний. Совпадение цветов, выбранных для сравниваемых образов, кодировалось как наличие связи, несовпадение – как ее отсутствие.

С помощью критерия χ2 для таблиц сопряженности было посчитано различие между частотой встречаемости связи в группах гомо/гетеросексуалов по всем 580 сочетаниям. Чтобы результат критерия χ2  в  данном случае (для таблиц сопряженности 2*2 при малом числе наблюдений) являлся надежным, критерий вычислялся с использованием поправки на непрерывность Йейтса и точного теста Фишера. Ввиду большого числа возможных сочетаний и громоздкости полученных результатов в статье для наглядности приведены результаты только по значимым для данного исследования понятиям (табл. 2).


Таблица 2.

Связи между образами, статистически значимо характерные для групп гомо- и гетеросексуалов

 Понятие

Связки, статистически значимо более характерные для гомосексуальных мужчин

Связки, статистически значимо более характерные для гетеросексуальных мужчин

Я САМ

Обида; Люди, которых не люблю; Слабость; Презрение

Мой дом; Я в будущем; Я глазами других; Работа; Спокойствие (тенд.)

Я В БУДУЩЕМ

Страх; Унижение; Обида; Люди, которых не люблю; Зло; Боль; Презрение; Тревога; Одиночество (тенд.)

Я, каким бы хотел быть; Надежда; Вера; Красота

Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ

Страх; Унижение; Обида; Люди, которых не люблю; Равнодушие

Любовь; Настоящее; Мои друзья

МОЯ СЕМЬЯ

Ненависть; Печаль

Вера; Сила

МОЙ ОТЕЦ

Ненависть; Обида; Равнодушие; Одиночество (тенд.); Печаль (тенд.)

Спокойствие

МОЯ МАМА

Мои друзья

-

ПРОШЛОЕ

Ненависть

Доверие

ЛЮБОВЬ

Одиночество; Унижение

-

МУЖЧИНА

Дружба; Равнодушие; Красота

Риск

МАЛЬЧИК

Ненависть; Гнев

Сила

ЖЕНЩИНЫ

Мои друзья; Вера

Счастье (тенд.)

ДЕВОЧКА

Вера; Одиночество; Мои друзья; Настоящее (тенд.)

-

 


Сравнение групп испытуемых по методике «Маскулинность и Фемининность». Для проверки различий между группами гомо/гетеросексуалов по результатам заполнения МиФ первоначально был применен метод бинарной логистической регрессии. Его применение было обусловлено необходимостью проверить, можно ли с известной долей вероятности прогнозировать сексуальную ориентацию мужчины на основании расположения образов в графике методики МиФ. Однако, как оказалось, ни одно из сочетаний маскулинности/фемининности в образах не может на значимом уровне спрогнозировать сексуальную ориентацию.

Модель, полученная в результате дискриминантного анализа, обладала недостаточной объяснительной силой, и предсказание гомо/гетеросексуализма по значениям маскулинности/фемининности равноценно случайному выбору одного из двух вариантов (50/50). В связи с этим модель, предложенная в анализе, не была включена в работу.

Для более наглядного представления полученных результатов по методике МиФ был использован критерий Манна-Уитни для непараметрических данных (табл. 3).

Таблица 3.

Различия между группами гомо/гетеросексуалов по выраженности маскулинности/фемининности в показателях МиФ. Критерий Манна-Уитни

 

Показатели МиФ

Гомосексуалы

M (SD)

N = 26

Гетеросексуалы

M (SD)

N = 30

Sig.

Уровень значимости (p)

Маскулинность

Я реальное

17,88 (2,72)

17,40 (2,22)

0,697

Я идеальное

20,81 (2,38)

21,40 (2,33)

0,274

Мужчина должен быть

20,58 (3,56)

21,87 (2,60)

0,256

Женщины считают, что я

18,54 (3,78)

17,97 (4,23)

0,760

Мужчины считают, что я

17,15 (2,85)

18,10 (4,70)

0,114

Реальный секс. партнер

18,15 (2,05)

16,37 (4,44)

0,046

Идеальный секс. партнер

20,19 (4,12)

16,30 (3,97)

0,001

Женщина должна быть

16,88 (3,83)

15,17 (3,07)

0,076тенд

Фемининность

Я реальное

18,19 (2,65)

17,67 (2,45)

0,371

Я идеальное

19,12 (2,89)

19,33 (3,89)

0,934

Мужчина должен быть

17,81 (3,50)

18,77 (3,49)

0,258

Женщины считают, что я

17,77 (3,13)

16,90 (3,83)

0,874

Мужчины считают, что я

18,46 (2,32)

16,93 (5,03)

0,235

Реальный секс. партнер

19,15 (3,22)

17,67 (4,36)

0,264

Идеальный секс. партнер

20,00 (2,71)

20,17 (3,81)

0,283

Женщина должна быть

20,92 (3,60)

21,17 (3,48)

0,632

Таким образом, расположение конкретных образов в поле фемининности, маскулинности, андрогинности или в поле недифференцированного типа не играет существенной роли для определения гомо/гетеросексуализма. Важнее оказывается выраженность маскулинности в представлении о реальном и идеальном сексуальных партнерах, а также наделение женщин маскулинными качествами – все это более свойственно гомосексуалам.

Обсуждение результатов

В группе гомосексуалов можно выделить значимость темы детства. Их внимание привлекают детские образы, на которые проецируется собственный травматический опыт, вероятно, трансформировавшийся в негативное представление о себе самом, о себе в будущем, о себе глазами других.

Гомосексуальные мужчины затрудняются при выделении характерных признаков как мужского, так и женского пола, значимо чаще ошибаются, определяя половую принадлежность человека. И мужчины и женщины ассоциируются у гомосексуалов с дружбой. Что интересно, у образа мужчины прослеживается связь с равнодушием. Все это свидетельствует о сложности характера гомосексуального влечения, обусловленного – возможно – не сексуальным влечением как таковым.

У гомосексуалов в подавляющем большинстве случаев мужской пол ассоциируется  с эмоциональными характеристиками (причем, как правило, негативными: равнодушие, ненависть, гнев), в то время как гетеросексуалы наделяют мужской пол инструментальными качествами (риск, сила). В целом образ мужчины у гомосексуалов, вероятно, свидетельствует об эмоциональной депривации и травматизации в раннем возрасте: мальчики у них ассоциируются с ненавистью и гневом, образ отца – с ненавистью, обидой, равнодушием, одиночеством, печалью.  Гетеросексуалы, напротив, включают эти образы в систему положительных смысловых связей.

Женщина в группе гомосексуалов наделяется скорее маскулинными качествами и воспринимается как старшая, доминирующая, главенствующая. В их представлении женщина должна быть более мужественной, чем в представлении гетеросексуалов. Последние воспринимают женщину  более традиционно, как младшую, подчиненную и зависимую.

У гомосексуалов проявляется и сверхценность сексуальной сферы. Описание нейтральных образов и ситуаций часто сексуализировано.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что лица с гомо- и гетеросексуальной ориентацией отличаются по ряду характеристик смыслового восприятия пола, подтверждается по многим основаниям.

Выводы

1.                  Гомосексуалы испытывают затруднения при выделении характерных признаков пола. Их оценки носят субъективный, эмоциональный, экспрессивный и вместе с тем амбивалентный характер. Такой характер оценок определяет субъективность восприятия признаков, типичных для того или иного пола, а не ориентировку на общепринятые, типичные мужские и женские качества. Оценки гетеросексуальных мужчин носят содержательный ценностный характер, что определяет их устойчивость, ориентировку на культурно-обусловленные признаки и параметры, как следствие – четкую дифференциацию типичных половых признаков.

2.                  У гомосексуальных мужчин женский пол оценивается как доминирующий, обладающий в большей степени маскулинными качествами. Гетеросексуальными мужчинами женщины воспринимаются в контексте социально-обусловленных иерархических отношений как наделенные многими фемининными качествами.

3.                  Образ мужчины гомосексуалами включается в систему негативных смысловых связей, для них характерно негативное представление о мальчиках, о своем отце, о себе самом, о себе в будущем и о себе глазами других.                         В противоположность этому, гетеросексуалы включают эти образы в систему положительных смысловых связей.

4.                  У лиц с гомосексуальной ориентацией наблюдается сверхценность сексуальной сферы.

Литература

  1. Введенский Г.Е. Клинико-диагностические аспекты аномального сексуального поведения. Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 1994.
  2. Дворянчиков Н.В. Половое самосознание и методы его диагностики: Учеб. пособие / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. М., 2011.
  3. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г.Б. Дерягин и др. М., 2011.
  4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Л., 1988.
  5. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологи им. Бехтерева. 1991. № 4.
  6. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.
  7. Кон И.С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.
  8. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации // Психологический журн. 1993. Т. 14. № 4.
  9. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г., Симоненкова М.Б. Применение проективных методов для психологического исследования аномалий влечения // Проблема расстройств влечений  в судебно-психиатрической практике. М., 1991.
  10. Носов С.С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи: Психодиагностическое пособие. М., 2010. 
  11. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е. Аномальное сексуальное поведение. СПб., 2003.
  12. Bailey J.M., Zucker K.J. Childhood sex-type behavior and sexual orientation: a conceptual analysis and quantitative review // Developmental Psychology. 1995. Vol. 31. Issue 1.
  13. Bogaert A.F., Friesen C., Klentrou P. Age of puberty and sexual orientation in a national probability sample // Archives of Sexual Behavior. 2002. Vol. 31. Issue 1.
  14. D’Augeli A.R., Hershberger S.L., Pilkington N.W. Suicidality patterns and sexual orientation-related factors among lesbian, gay, and bisexual youths // Suicide Life-Threatening Behavior. 2001. Vol. 31. Issue 3.
  15. Gruskin E.P., Hart S., Gordon N., Ackerson L. Patterns of cigarette smoking and alcohol use among lesbians and bisexual women enrolled in a large health maintenance organization // American Journ. of Public Health. 2001. Vol. 91. Issue 6.
  16. Huebner D.M., Rebchook G.M., Kegeles S.M. Experiences of harassment, discrimination, and physical violence among young gay and bisexual men // American Journ. of Public Health. 2004. Vol. 94. Issue 7.
  17. Storms M. A theory of erotic orientation development // Psychological Review. 1981. Vol. 88.

Информация об авторах

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Демидова Любовь Юрьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории судебной сексологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4357-1105, e-mail: lyubov.demidova@gmail.com

Симоненкова Марина Борисовна, кандидат психологических наук, Москва, Россия, e-mail: price@soyuz-k.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6796
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 1988
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4