Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 312–324
ISSN: 2587-6139 (online)
Сущность и содержание психологического сопровождения профессионального становления командира подразделения внутренних войск на стадии самостоятельной профессиональной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессионализация, профессиональное становление, профессиональная компетентность, психологическое сопровождение, психологический мониторинг, критерии и показатели профессионального становления
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Желаго А.Н. Сущность и содержание психологического сопровождения профессионального становления командира подразделения внутренних войск на стадии самостоятельной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 312–324. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61393 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Реформирование внутренних войск МВД Украины актуализировало проблему повышения уровня профессионализма офицерского корпуса и совершенствования процесса профессионализации военных специалистов. Решение этой проблемы напрямую определяет успешность построения правового государства, охраны общественного порядка, противостояния росту преступности.
Опыт строительства внутренних войск свидетельствует, что качественно более высокий уровень решения ими служебно-боевых задач возможен, прежде всего, за счет совершенствования профессиональной подготовленности командиров подразделений. Именно эти офицеры всегда находятся на переднем крае решения определенных войскам правоохранительных функций, непосредственно участвуют в выполнении подразделениями широкого спектра соответствующих задач, в полной мере отвечают за морально-психологическое состояние воинских коллективов, их боеспособность и профессиональную выучку.
Чаще всего на первичные должности командиров подразделений внутренних войск назначаются молодые офицеры – выпускники высших военных учебных заведений МВД Украины, которые должны в максимально короткие сроки достичь необходимого уровня профессионального мастерства, обеспечить приемлемое качество выполнения личным составом служебно-боевых задач, стать умелыми руководителями и авторитетными наставниками подчиненных. Именно поэтому важной прикладной задачей является обеспечение успешного профессионального становления командиров подразделений внутренних войск на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Однако исследование проблематики профессионального становления названного субъекта служебно-боевой деятельности войск показало, что сегодня существует противоречие между необходимостью эффективного управления действиями подразделений внутренних войск и недостаточным уровнем сформированности профессиональной компетентности значительной части выпускников высших военных учебных заведений, что усложняет процесс их профессионального становления. Другое противоречие определяется тем, что при наличии значительного количества научных трудов, посвященных профессиональному становлению личности, на сегодняшний день недостаточно специальных теоретических и эмпирических исследований путей оптимизации профессионального становления командиров подразделений различных по назначению подразделений внутренних войск в контексте разнообразия решаемых ими задач. Еще одно противоречие состоит в том, что при наличии раскрытых современной наукой возможностей психологического совершенствования процесса профессионализации военных специалистов отсутствуют практические и методические рекомендации по реализации психологического сопровождения профессионального становления командиров конкретных подразделений внутренних войск на стадии самостоятельной профессиональной деятельности.
Выявленные противоречия определили цель нашей статьи – на основании проведенных теоретических и эмпирических исследований, конкретизирующих психологическую сущность профессионального становления командиров подразделений внутренних войск, определить содержание психологического сопровождения этого процесса на примере командиров подразделений по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых. Нами рассматривается этап профессионализации указанных командиров после назначения их на первичную должность.
Изучение практики профессионализации и служебно-боевой деятельности
исследуемых, а также трудов В.А. Бодрова, А.А.
Деркача, А.В. Карпова, Е.А.
Климова,
А.Г. Маклакова, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, А.А.
Фрумкина позволили провести феноменологический и семантический анализ понятия
«профессиональное становление командира подразделения внутренних войск» [2; 3;
5; 6; 7; 10; 12; 13].
В соответствии с целью статьи следует обратить внимание на следующие результаты проведенного анализа:
§ становление командира подразделения внутренних войск является индивидуализированным процессом развития и совершенствования его профессионально важных качеств, знаний и умений, качественного преобразования внутреннего мира, что позволяет достичь творческой самореализации личности в профессии. Профессиональное становление является циклическим процессом. В основе цикличности лежат качественные и количественные преобразования ситуации профессионального становления, которые инициируются либо самим субъектом, либо за счет изменения требований, которые предъявляются к нему [6];
§ вершин своего профессионального развития личность достигает на стадии самостоятельной профессиональной деятельности, поэтому профессиональное становление командира подразделения на этой стадии зависит от особенностей служебно-боевой деятельности, его индивидуальных возможностей, а также условий профессионализации;
§ на стадии самостоятельной профессиональной деятельности командир подразделения использует сформированные знания и умения для решения служебных задач, при этом совершенствуя свой профессионализм. Под профессионализмом следует понимать совокупность изменений, которые происходят у него в процессе деятельности и обеспечивают эффективный уровень решения сложных профессиональных задач [3]. Профессионализм обуславливается уровнем профессиональной компетентности, которая рассматривается как интегральное качество личности, синтез профессионализма и ее внутренних свойств. Профессиональная компетентность включает в себя две составляющие: личностную и содержательно-деятельностную [4]. Поэтому профессионализация командира подразделения на стадии самостоятельной профессиональной деятельности должна нацеливаться на совершенствование и формирование новых знаний, умение творчески реализовывать их на практике, развитие профессионально важных качеств, обеспечение их профессиональной надежности, формирование способности принимать обоснованные решения в различных по сложности ситуациях;
§ в качестве критериев профессионального становления командира подразделения целесообразно рассматривать профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость [13]. Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям. Она оценивается на основании объективных показателей качества и надежности. Профессиональная идентичность характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития личностного потенциала. Она оценивается на основании таких субъективных показателей, как удовлетворенность трудом и профессией, профессиональная самооценка и т.д. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования процесса профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются;
§ профессиональное становление командиров подразделений внутренних войск, по сравнению с профессиональным становлением специалистов других экстремальных видов деятельности, имеет определенную специфику, связанную с особенностями их служебно-боевой деятельности, характером взаимодействия с объектом влияния при осуществлении правоохранительных функций, социально-психологической характеристикой воинской среды, в которой осуществляется профессионализация. Так, деятельность командиров подразделений по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых является одной из наиболее сложных среди деятельностей командиров всех других подразделений внутренних войск. Она характеризуется рядом специфических особенностей, проявляющихся в экстремальности условий ее реализации, наличии значительных психоэмоциональных и физических нагрузок, высокой социальной значимости, тяжести последствий ошибочных действий, жесткой регламентации и др. Сложность данной деятельности определяется и тем, что она объединяет в себе функции военного руководителя, специалиста по вопросам конвоирования, экстрадиции и охраны подсудимых, организации службы войск и боевой подготовки личного состава, а также субъекта учебно-воспитательного процесса и морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности подразделения. Все это в комплексе обуславливает специфические требования к индивидуально-психологическим характеристикам офицеров, определяет особенности их профессиогенеза и влияет на процесс профессионального становления.
Все вышеизложенное позволяет придти к следующему заключению: успешность профессионального становления командира подразделения по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых определяется высоким уровнем его профессиональной компетентности (сформированностью профессионально важных качеств, необходимых знаний и умений для творческой реализации профессиональных функций), функциональной надежности, психологической готовности к решению стоящих перед подразделением служебно-боевых задач, что находит отражение в профессиональной продуктивности, идентичности и зрелости. Проведенные нами исследования позволили установить, что важным условием обеспечения успешности этого процесса является использование психологического сопровождения профессионального становления командиров рассматриваемых подразделений.
Анализ научных источников свидетельствует, что содержание понятия «психологическое сопровождение профессионального становления командира подразделения» недостаточно раскрыто в психологической литературе. В отдельных работах психологов раскрываются сущность и содержание других различных видов психологического сопровождения. Например, Я.В. Подоляк в содержание психологического сопровождения военно-учебного процесса в высших военных учебных заведениях включает следующие составляющие: обоснование требований к психике курсанта, которые предъявляет современная военная наука; развитие мотивационного компонента в учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечение психологической помощи им в организации самовоспитания и самообучения; психологическую подготовку будущих офицеров к профессиональной боевой деятельности; обеспечение военно-учебного процесса активными психолого-педагогическими технологиями [11].
В.И. Пасичник психологическое сопровождение управленческой деятельности руководителя группы авиационных специалистов определяет как комплексное и системное воздействие на субъект управления с целью оптимизации его социально-психологических характеристик и повышения качества осуществления управленческих функций [9].
Из работы М.И. Марьина и Ю.Г. Касперовича следует, что психологическое сопровождение представляет собой комплекс мер, целенаправленно осуществляемых для совершенствования определенного вида деятельности, повышения уровня профессиональной подготовленности субъекта [7]. Реализация психологического сопровождения, по мнению указанных авторов, позволяет устранить имеющиеся недостатки и обеспечить качественно более высокий уровень выполнения профессиональных задач.
И.С. Арон обосновывает методы психологического сопровождения профессионального определения, предлагая систематизировать их в соответствии с основными направлениями его активизации и возрастными особенностями субъектов самоопределения [1].
Основываясь на указанных положениях и результатах проведенного эмпирического исследования проблематики профессионального становления командиров подразделений по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых с участием ста офицеров шести частей внутренних войск, нами было определено содержание психологического сопровождения профессионального становления исследуемых на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Под ним будем понимать комплекс психологических мероприятий, направленных на исследование, оценку и развитие компонентов профессиональной компетентности командиров подразделений, совершенствование их служебно-боевой деятельности, оказание им психологической помощи при возникновении дезадаптивных состояний и психологических проблем профессионального роста, а также оптимизацию условий профессионализации.
Содержание психологического сопровождения профессионального становления командиров подразделений включает в себя:
§ систематическое осуществление психолого-педагогических воздействий с целью совершенствования их профессионально важных качеств и умений, развития управленческих способностей;
§ оказание психологической помощи в адаптации назначенных на должность командиров подразделений к профессиональной деятельности, в оптимизации управленческого взаимодействия, осуществлении профессионального самосовершенствования, сплочении коллективов, повышении эффективности их групповой деятельности, а также в устранении дезадаптивных состояний и решении психологических проблем профессионального роста;
§ осуществление комплекса мер по совершенствованию стрессоустойчивости и навыков эмоционально-волевой регуляции состояний личности в особых условиях деятельности, а также устранению психического перенапряжения;
§ определение потребности в развитии управленческих знаний, умений, навыков командиров подразделений и выработку целесообразной психолого-педагогической программы их формирования;
§ выявление факторов, негативно влияющих на психологическое состояние командиров подразделений, эффективность их служебно-боевой деятельности, с целью выработки рекомендаций по психопрофилактике, предупреждению межличностных конфликтов, нормализации социально-психологического климата в подразделении, организации работы с личным составом с учетом психологических особенностей и психоэмоциональных состояний;
§ разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий психологической поддержки командиров подразделений при вхождении в должность, оптимизации структуры межличностных отношений «по вертикали» и «по горизонтали»;
§ проведение мероприятий психологической подготовки командиров подразделений к выполнению наиболее сложных профессиональных задач;
§ совершенствование психолого-профессиональной направленности занятий по дисциплинам профессиональной подготовки командиров подразделений, учитывая актуализированные потребности их профессионального становления;
§ осуществление психологического мониторинга успешности профессионального становления командира подразделения на основе критериев профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости.
Психологический мониторинг является средством обеспечения обратной связи процесса совершенствования профессионального становления и определения результативности психологического сопровождения. Для осуществления психологического мониторинга на основании проведенного исследования были определены показатели, соответствующие критериям профессиональной продуктивности, идентичности и зрелости, а также методы и методики их определения и оценки.
Так, показателями профессиональной продуктивности определены: успешность выполнения служебно-боевых задач лично командиром и возглавляемым им подразделением; уровень организации и осуществления учебно-боевой подготовки и воспитательной работы в подразделении; успешность офицера по дисциплинам профессиональной подготовки; уровень сформированности умений осуществления управленческих функций; устойчивость трудоспособности в напряженных условиях служебно-боевой деятельности.
В качестве показателей профессиональной идентичности выделены: профессиональная самооценка и значимость профессии как средства реализации своих потребностей; уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью; профессиональная мотивация к достижению высокого уровня профессиональной продуктивности; уровень осознания содержания профессиональной деятельности; уровень развития профессионально важных качеств.
Показателями профессиональной зрелости являются: уровень профессиональной направленности на совершенствование профессиональной компетентности; осознание профессиональных требований и своих профессиональных возможностей; уровень влияния на процесс профессионализации подчиненных, социально-психологический климат в подразделении; уровень эмоционально-волевой саморегуляции, адаптивности и стрессоустойчивости; сформированность индивидуального стиля управления и творческого подхода к решению сложных профессиональных задач.
Схема алгоритма осуществления психологического мониторинга представлена ниже (рис.).
Диагностика уровней показателей, соответствующих критериям профессиональной продуктивности, идентичности и зрелости |
Определение динамики показателей профессионального становления исследуемых |
Анализ информации и выработка предложений для осуществления дальнейших психолого-педагогических воздействий или их коррекции |
Рис. Алгоритм психологического мониторинга
Для диагностики показателей, соответствующих критериям профессионального становления командира подразделения, использовался значительный массив методов и методик: батарея тестовых методик для диагностики профессионально важных качеств, методы экспертной оценки, анализа документов, независимых характеристик, наблюдения, диагностического собеседования, анкетирования.
В ходе анализа и оценки полученной диагностической информации
предпринимались исследовательские меры по недопущению ошибок. Во-первых,
особенности профессионализма руководителя не рассматривались как
статичные, а учитывался динамический характер их развития, поэтому не
допускались категоричные оценки. Во-вторых, не только выявлялись и оценивались
психологические характеристики по состоянию на данное время, но и
предусматривался анализ их динамики, перспективы, возможности их развития.
В-третьих, изучалась не только операциональная сфера личности командира
подразделения: главный акцент делался на анализе мотивационной сферы, ее
ценностей и целей. В-четвертых, не только выявлялись изолированные
личностные качества или отдельные действия и умения, но и осуществлялась
попытка увидеть руководителя в целом – как личность и субъект
профессионального развития с его доминирующими качествами. В-пятых, внимание
обращалось не только на высокие показатели, но и на низкие – те, которые не
компенсируются профессиональным обучением. В-шестых, изучались не только
соответствие исследуемых некоторым нормам, но и их умение дать оценку своим
индивидуальным и профессиональным возможностям.
В-седьмых, во внимание принималось сочетание количественных и качественных
показателей.
Для апробации технологии психологического сопровождения профессионального становления командиров подразделений внутренних войск по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых нами была разработана комплексно-целевая программа его реализации в практике воинских частей. В ней было конкретизировано содержание психологического сопровождения в определенных этапах, мероприятиях, методах и формах работы психологов, офицеров органов воспитательной работы, штабов, медицинской службы и самих командиров подразделений.
Проведенное экспериментальное исследование результативности внедрения психологического сопровождения профессионального становления командиров подразделений по конвоированию, экстрадиции и охране подсудимых показало свою пригодность для использования в практике войск. Оно позволило обеспечить комплексность и системность психолого-педагогических воздействий по оптимизации процесса профессионального становления исследуемых, использовать потенциальные возможности воинских частей для интенсификации процесса их профессионализации и повышения эффективности деятельности. Также было установлено сокращение длительности периода адаптации исследуемых к самостоятельной профессиональной деятельности и получена возможность более объективного осуществления оценки профессионализма данных офицеров.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:
1) предложенное понимание сущности и содержания психологического сопровождения профессионального становления командира подразделения внутренних войск является обоснованным, соответствует психологической характеристике профессионализации данных специалистов и отражает специфику их деятельности;
2) предложенные критерии и показатели профессионального становления, а также подход к их использованию при осуществлении психологического мониторинга успешности профессионального становления командиров подразделений как составляющей психологического сопровождения могут иметь широкое практическое применение;
3) внедрение психологического сопровождения профессионального становления командиров подразделений внутренних войск может в значительной степени способствовать устранению указанных в статье противоречий в процессе их профессионализации.
Целесообразным направлением дальнейших исследований является разработка методики прогнозирования успешности профессионального становления командира подразделения внутренних войск.
Литература
- Арон И.С. Методы психологического сопровождения профессионального определения // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2925.pdf.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2006.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2001.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб., 2006.
- Карпов А.В. Психология труда. М., 2003.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 2004.
- Маклаков А.Г. Профессионально-психологический отбор персонала. СПб., 2008.
- Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М., 2007.
- Пасичник В.И. Психологические особенности эффективной управленческой деятельности руководителей групп авиационных специалистов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2004.
- Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль, 2008.
- Подоляк Я.В. Актуальные проблемы психологии высшей военной школы. Харьков, 2006.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2007.
- Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4120
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 916
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1