Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях

6669

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологической устойчивости человека в экстремальных ситуациях. Излагаются теоретические положения, описывающие проявления устойчивости у работников пожарных служб, и приводятся результаты экспериментального исследования психологических особенностей проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях. Психологическая устойчивость рассматривается как открытая самоорганизующаяся система, как интегрирующий фактор, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения. Подтверждена гипотеза о том, что психологические особенности пожарных, занимающихся профессиональной деятельностью более двух лет, обусловлены низкой стрессоустойчивостью, высоким уровнем тревожности, высокой вероятностью нервно-психических срывов, преобладанием вербальных форм агрессии, определенным типом поведенческой активности (постоянным напряжением душевных и физических сил в борьбе за успех, нежеланием выполнять однообразную работу, импульсивностью и др.). Доказано, что у сотрудников пожарных служб наблюдаются симптомы эмоционального выгорания, приводящие к профессиональным рискам. Делается вывод о том, что необходим психологический отбор пожарных к действиям в экстремальных условиях с учетом силы нервной системы, выносливости к раздражителям, уровня тревожности, склонности к риску.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая устойчивость, психологические особенности проявления стрессоустойчивости, психическое здоровье, экстремальная ситуация

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дарвиш О.Б. Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50260 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

 

Проблема психологической устойчивости в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решений.

Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. По мнению А.Н.Леонтьева, структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий» [5, с. 168]. Им выделены три основные параметра мотивационной сферы, являющиеся основанием психологической устойчивости личности: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития.

Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными в следующих аспектах: как сложное интегративное качество личности, характеризующееся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; как способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (С.А Изюмова, Н.А.Аминов). «Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» [4, с.70].

В современных условиях возрастает потребность в изучении психологической устойчивости профессионала как его способности управлять своим эмоциональным состоянием, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, свои поступки с устоявшимися нормами, оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях профессионального взаимодействия.

Устойчивость - это результат активной жизнедеятельности, самоорганизации. В понимании устойчивости личности выделяются два взаимосвязанных момента: 1) устойчивость личности как способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим его личностным установкам; в этом случае устойчивость личности определяется степенью разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок; 2) устойчивость личности как способность человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение. Разумеется, такое разделение несколько искусственно. Не следует забывать, что сохранение личностью своих позиций в значительной мере обусловлено активной деятельностью субъекта по их реализации.

Психологическая устойчивость - это динамика устойчивых состояний личности как системы, при которых она способна с определенной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия. При отсутствии такой способности личность рассматривается как психологически неустойчивая [2].

Приоритетной для нашего исследования является разработка представлений о человеке как об открытой системе (В.Е.Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.Г.Галажинский). Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы. Устойчивость - свойство целостного организма, активность самоорганизации.

Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В.Е.Клочко выделяет признаки нового мышления, объединяя их понятием «трансспективный анализ». При трансспективном анализе психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала [3].

Особого внимания в настоящее время заслуживает изучение проблемы психологической устойчивости специалистов, выполняющих профессиональную деятельность в экстремальных условиях. К группе высокого профессионального риска следует отнести и сотрудников государственной пожарной службы.

Служебная и боевая работа пожарных является одной из специфических форм человеческой деятельности. Деятельность пожарного соединяет в себе аспекты обучения (занятия по программе профессиональной подготовки), труда (различные виды хозяйственных работ), спорта и боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации аварий на промышленных предприятиях, в других чрезвычайных ситуациях [см. 6, с. 123].

Очевидны социальная значимость и экологическая ценность труда пожарных. Характерны и глубокие переживания социального порядка, когда на глазах у специалиста кто-либо или что-либо гибнет [см. 7, с. 127].

Постоянная опасность, неизвестность, дефицит информации и времени для принятия ответственных решений, внезапность и коварство огня — эти и другие обстоятельства являются существенными характеристиками деятельности пожарных.

Для работы пожарных характерно также чередование длительных монотонных дежурств без событий и экстренных выездов на место пожара, в процессе которых проявляются особенности их деятельности: нервно-психическое напряжение, угроза жизни и здоровью; значительные физические нагрузки, связанные с высоким темпом работ по спасению людей и тушению пожара, разборкой конструкций зданий и сооружений, выносом материальных ценностей; трудности, обусловленные необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве; высокая ответственность каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и необходимостью принимать решения, связанные со спасением жизни других людей; наличие неожиданных препятствий.

Естественно, что специфика данной профессиональной деятельности предъявляет вполне конкретные требования к психологическим качествам и состояниям ее сотрудников.

Психологические требования к пожарнику представлены в виде перечня качеств, которыми должен обладать сотрудник пожарной службы: иметь уравновешенный характер; зрело мыслить; иметь здравые суждения; иметь чувство ответственности; не поддаваться панике; не быть легко подверженным чувству враждебности; не быть чрезмерно агрессивным; не быть ленивым или небрежным; не отвлекаться по мелочам; быть бдительным и сообразительным; обладать способностью к быстрому обучению, запоминанию и практическому применению пройденного после минимального количества тренировок; быть опрятным.

Кроме того пожарный должен обладать: физической силой; скоростно-силовыми качествами; быстротой; выносливостью; ловкостью; смекалкой; дисциплинированностью; инициативностью; смелостью; мотивированным желанием к работе; способностью действовать в составе группы; способностью принимать на себя управление подразделением (группой) в экстремальных условиях отсутствия или гибели командира.

Все проявления, многие физиологические и психологические реакции пожарных косвенно свидетельствуют о том, что их выраженная эмоциональная напряженность - это эмоциональный стресс. Эмоциональная напряженность пожарных в экстремальных условиях обычно сопровождается внешними проявлениями, физиологическими реакциями и неблагоприятными изменениями в устойчивости психических и психомоторных процессов - ухудшением профессиональной деятельности. У некоторых лиц наблюдаются чрезмерная взволнованность, повышенная эмоциональная напряженность, появление навязчивых мыслей: «А вдруг я погибну, получу травму, отравление, радиоактивное заражение» и т. п. [1, с.92].

Все вышеизложенное дает нам основание согласиться с мнением ряда авторов, что в силу сильного эмоционального напряжения в результате экстремальных условий труда у пожарных вполне можно ожидать временное, а затем, накапливаясь, и постоянное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов. Экстремальные условия труда и обитания пожарного, особо сложные виды его деятельности стимулируют развитие стресса. При экстремальных воздействиях профессиональной среды на фоне психогенных факторов у пожарного развивается эмоциональный стресс с негативными последствиями.

Все виды деятельности, в зависимости от меры готовности к ним, адаптированности сопровождаются различными эмоциональными реакциями, так как важное предназначение эмоций - их сигнальная, регулирующая роль, усиление функциональных возможностей, мобилизация резервов. Но часто бывает и наоборот. Порой эмоции ведут и к общей астенизации и диссоциации функций организма, снижают или парализуют волю, резко нарушают устойчивость психических процессов.

Мы провели исследование, в котором рассматривали проявления психологической устойчивости и стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях деятельности работников пожарных служб. Экспериментальное исследование было посвящено изучению данной личностной характеристики. В исследовании приняли участие 40 сотрудников пожарной части - мужчины, организационно входившие в структуру пожарной службы г. Барнаула, в возрасте от 25 до 35 лет, прошедшие службу в различных подразделениях.

Группа 1 (20 человек) объединила сотрудников, стаж работы которых на данной службе составлял от 4 до 6 лет, возраст 28-35 лет. Они имели среднее специальное и высшее образование, достижения в индивидуальных видах спортивных единоборств, а также хорошую умственную и физическую реакцию.

В группу 2 (20 человек) вошли сотрудники в возрасте 25-27 лет, стаж работы которых по данной специальности составлял до 2 лет. Они имели среднее специальное и высшее образование, достижения в индивидуальных видах спортивных единоборств, обладали хорошей умственной и физической реакцией, опытом ведения боевых действий.

В работе с сотрудниками пожарной части применялся дифференцированный подход, учитывающий их психологические и другие особенности, а также уделялось внимание обеспечению личной заинтересованности испытуемых в получении достоверных данных.

Для оценки психологической устойчивости к экстремальным ситуациям испытуемых были использованы следующие методики:                                                                     тест на самооценку

стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Pare; методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова): методика определения нервно­психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого); методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В.Гуменюка.

В результате использования методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Pare были получены следующие данные (табл. 1).

Сводная таблица результатов определения стрессоустойчивости и социальной адаптации пожарных

 

Группы

Степень сопротивляемости стрессу

Высокая (150-199 баллов)

Пороговая (200-299 баллов)

Низкая (ранимость) (300 баллов и более)

Группа1

30

30

40

Группа2

30

60

10

Согласно результатам, в обеих группах оказалось равное количество сотрудников с высокой степенью сопротивляемости стрессу. Вызвало тревогу наличие пожарных с пороговым значением: в группе 1 - 30% испытуемых, в группе 2 - 60% испытуемых. В результате проведенного интервью выяснилось, что в группе 1 40% испытуемых назвали главными из стрессогенных событий за последние два года, которые они хотели бы забыть, профессиональные события, а в группе 2 - всего 10% испытуемых.

Уровень тревожности пожарных отражен в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Сводная таблица данных исследования уровня тревожности пожарных (%)

Группы

Уровни тревожности

Очень высокий

Высокий

Средний (с тенденцией к высокому)

Средний (с тенденцией к низкому)

Низкий

уровень

Группа 1

20

10

30

20

20

Группа 2

20

10

50

10

10

 

Полученные результаты показывают, что высокий и очень высокий уровни тревожности наблюдаются в обеих группах. С нашей точки зрения, повышенный уровень тревожности присущ тем респондентам, которые попали в первые три столбца таблицы.

Общая их доля превышает 50%, что соответствует ожиданиям в отношении профессии

пожарных.

Результаты исследования по методике «Прогноз» отражены в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Сводная таблица данных нервно-психической неустойчивости пожарных ( %)

Группы

Шкала искренности

Шкала нервно-психической неустойчивости

Высокая вероятность

Вероятно сть существует

Низкая вероятность

Группа 1

100

30

40

40

Группа 2

100

30

60

10

 

Полученные результаты показывают, что все испытуемые искренни в своих ответах. В обеих группах высокая вероятность нервно-психических срывов наблюдается у 30% испытуемых (необходимо дополнительное исследование невропатолога, психиатра). Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях, у 40% респондентов группы 1 и у 60% респондентов группы 2. Это необходимо учитывать при вынесении заключения о профпригодности. Лишь у 40% испытуемых группы 1 и у 10% испытуемых группы 2 нервно-психические срывы маловероятны.

Исследованию подверглось эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Результаты исследования представлены в табл. 4.

Сводная таблица данных эмоционального выгорания пожарных

 

 

Сформированность синдрома

Фазы синдрома эмоционального выгорания (%)

Напряжение

Резистенция

Истощение

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 1

Гр. 2

Фаза не

40

10

---

---

---

---

сформировалась

 

 

 

 

 

 

Фаза в стадии

10

20

10

20

10

20

формирования

 

 

 

 

 

 

Фаза сформировалась

10

10

10

10

10

10

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности сотрудника и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

В группе 1 у 30% сотрудников симптомы выгорания только еще складываются, у 30% эти симптомы уже сложились, а 40% сотрудников устойчивы к профессиональным рискам. Сложившиеся и доминирующие симптомы сопровождают истощение в виде следующих признаков: явное отсутствие системности и последовательности в изложении какого-либо материала; нелепые вопросы или реплики, свидетельствующие, что испытуемый ничего не понял из разъяснения простейших истин, которые все остальные сразу же усвоили; стремление непременно записать самое простое условие какого-либо задания, которое все понимают с первых слов; частое обращение к соседям за пояснениями по элементарному заданию; явно поверхностный анализ фактов и явно необоснованные заключения; примитивность, абсурдность заключений и выводов; постоянное противоречие собственным посылкам; категоричность каких-либо необоснованных утверждений и тупое упорство при их защите (без каких-либо аргументов); чрезмерная обидчивость по разным незначительным поводам, особенно когда этому человеку пытаются доказать его несостоятельность; неспособность адекватно отреагировать на беззлобную шутку, непонимание шуток, возможность глубокой из-за нее обиды; неспособность понимать переносный смысл пословиц.

В группе 2 отмечается истощение, вызванное факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания. У 60% сотрудников оно еще складывается, у 30% сотрудников - полностью сложилось и лишь у 10% сотрудников - отсутствует.

Более всего отягощают эмоциональное состояние личности факторы профессиональной среды.

Важными в психологическом аспекте показателями, во многом определяющими поведение пожарных, являются показатели и формы агрессии. Полученные данные отражают наличие в структуре агрессивного поведения испытуемых преобладание такого вида агрессии, как вербальная (80% в группе 1, 60% в группе 2), которая проявляется в виде ругани, брани, крика. По-видимому (здесь требуется дополнительное исследование), данный вид агрессии позволяет компенсировать наличие тревожности в экстремальных условиях.

Проявление обиды у 20% испытуемых группы 1 связано, по нашему мнению, с низкой оплатой труда, что подтверждается ответами данных сотрудников на вопрос: «На кого Вы обижаетесь?». Ответ: «На руководителей в связи с низкой оплатой труда и высоким риском профессии». Физическая агрессия у 40% респондентов группы 2 говорит, возможно, о выраженности поведенческой активности.

Данные диагностики типа поведенческой активности представлены в табл. 5.

Т а б л и ц а 5

Сводная таблица результатов диагностики поведенческой активности пожарных (%)

Группы

Тип поведенческой активности

Тип А

Тип А1

Тип АБ

Тип Б1

Тип Б

Группа 1

60

40

-

-

-

Группа 2

30

70

-

-

-

 

Полученные данные показывают, что в группе 1 преобладают обида и вербальная формы агрессии, тип поведенческой активности А (60%), в группе 2 - физическая и вербальная формы агрессии и, соответственно, тип А1 (70%).

Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью — тип А — характерны: преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений; постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели; нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»; неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро - ходить, есть, говорить, принимать решения; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны: повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения; энергичные, выразительные речь и мимика; эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы; чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях; стремление к соревновательности, но без амбициозности и агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но они преодолеваются волевым усилием.

Выявление вышеописанных черт характера и знание особенностей поведения пожарных, наделенных такими чертами (их обладатели обнаружены в обеих группах), позволяет реализовать данную информацию в работе по предупреждению эмоционального стресса как в отношении лиц, которым сотрудниками пожарных служб наносятся психологические травмы, так и в отношении самих сотрудников.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой психологические особенности пожарных, занимающихся профессиональной деятельностью более двух лет, обусловлены низкой стрессоустойчивостью, высоким уровнем тревожности, высокой вероятностью нервно-психических срывов, сформированностью синдрома эмоционального выгорания, преобладанием обиды и вербальной форм агрессии, выраженным типом поведенческой активности (преувеличенной потребностью в деятельности, постоянным напряжением душевных и физических сил в борьбе за успех, неумением и нежеланием выполнять каждодневную и однообразную работу, импульсивностью и др.).

Состояние психического стресса, возникающее у пожарных в экстремальных условиях, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их действия. Стресс не ухудшает действия лиц с сильной нервной системой, не тревожных, склонных к риску и резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой, тревожных, не склонных к риску (вплоть до отказа от выполнения боевой задачи).

Приспособление пожарных к эффективным действиям в экстремальных условиях зависит от следующих факторов: 1) от силы нервной системы, которая характеризуется степенью выносливости ее к раздражителям, т. е. способностью выдерживать действия сильных раздражителей (в результате этого у пожарных возникает чувство уверенности в своих силах); 2) от отсутствия или слабой выраженности тревожности, которая проявляется у пожарных как реакция на опасность; 3) от склонности к риску, особого личностного образования, связанного с надситуативной активностью субъекта (склонность к риску проявляется как направленность на опасность).

Необходим психологический отбор пожарных к действиям в экстремальных условиях в зависимости от силы нервной системы, тревожности, склонности к риску.

Для пожарных, имеющих большой опыт деятельности в особых средовых условиях, характерно так называемое полунезависимое поведение, которое позволяет действовать, опираясь на собственное видение ситуации. Но такая тактика не позволяет должным образом отслеживать изменения во внешних условиях и адекватно на них реагировать.

Основанием для отнесения к преимущественно высокой степени стрессоустойчивости являются: способность длительное время выполнять трудную работу, не снижая эффективности; умение преодолевать трудности и неудачи в работе; настойчивость и упорство в достижении трудных целей; повышение работоспособности и упорства в трудных условиях, в ситуации опасности и при неудачах; стремление к самостоятельности в поступках, в том числе в новых, незнакомых ситуациях; способность быстро восстановиться, мобилизоваться после высоких физических и психоэмоциональных нагрузок.

Важными являются следующие показатели: высокая работоспособность (как и при сильном возбудительном процессе), особенно в неинтересном деле; сдержанность в поступках, в разговоре, даже при наличии психотравмирующих ситуаций; сдержанность в общении, неторопливость в принятии решений, в манере поведения, в речи; способность без особого труда хранить интересные новости, тем более тайну; неторопливость в принятии решений; хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых, восстановление психических и физических сил и резервов.

Таким образом, уровень психологической устойчивости пожарных зависит от многих факторов. Экспериментальное исследование показало, что психологические особенности пожарных, занимающихся профессиональной деятельностью более четырех лет, обусловлены низкой стрессоустойчивостью, высоким уровнем тревожности, высокой вероятностью нервно-психических срывов, сформированностью синдрома эмоционального выгорания, преобладанием обиды и вербальной форм агрессии, выраженным типом поведенческой активности (преувеличенной потребностью в деятельности, постоянным напряжением душевных и физических сил в борьбе за успех, неумением и нежеланием выполнять каждодневную и однообразную работу, импульсивностью и др.)

Литература

  1. Варавин А. Критическая ситуация: стратегия и тактика. М., 2000.
  2. Волобуев С.В. Безопасность социотехнических систем инфо- телекоммуникационных технологий в науке, производстве и образовании. Обнинск, 2000.
  3. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005. Куликов Л.В. Психогигиена личности // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. пособие. СПб., 2004.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М, 1977.
  5. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь,1999.
  6. Табеева Д.М. Руководство по психологической подготовке пожарных. М. – Л.,1982.

Информация об авторах

Дарвиш Олеся Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Алтайской государственной педагогической академии, Барнаул, Россия, e-mail: Darvish2772@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4081
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 6669
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 20