К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности

1461

Аннотация

Статья посвящена вопросу уточнения научных определений двух таких популярных дефиниций как «агрессивное поведение» и «уверенное поведение». Приводится достаточно подробный анализ современных научных представлений о вышеозначенных психологических феноменах. В ходе сравнительного анализа снимается ряд разночтений, встречающихся в современной научной и научно-популярной литературе, когда агрессивное поведение позиционируется как «один из видов уверенного поведения индивида» или как «форма проявления уверенности в собственных силах и собственном благополучии». Проводится сравнение уверенного поведения не только с агрессивным, но и с самоуверенным поведением с выделением четких отличий. Взаимосвязь агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности отражается с помощью трех психологических блоков: эмоция – волевое усилие – поведенческий акт. Предлагается трехуровневая модель оценки различных типов поведения. В итоге проведенного анализа с учетом выделенной психологической специфики формулируются определения агрессивного и уверенного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: агрессивное поведение, уверенное поведение, ассертивное поведение, самоуверенное поведение

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Михейкина С.В. К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26652 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Проблема агрессивного поведения личности хотя и является одной из актуальных на современном этапе развития социума, напоминает для научной общественности огромный краеугольный камень, к которому с виду легко подступиться, но найти выгодную для перемещения точку опоры и сдвинуть его на практике оказывается делом не из легких. Действительно, на сегодняшний день есть и удобоваримое определение понятия «агрессивное поведение», существует целый ряд научных подходов к объяснению данного феномена, книжные полки и поисковые системы сети пестрят научно-практическими изданиями по коррекции агрессивного поведения, но... Четко определить сам характер агрессивного поведения, границы его, так сказать, локализации в системе жизненной активности личности и тем более специфику его отличий от других видов поведения индивида затруднительно. В задачи данной статьи входит не только и не столько формулировка проблемы психологии агрессивного поведения, а скорее очерчивание основных принципов научного анализа феномена агрессивного поведения во взаимосвязи с другими видами поведенческой активности.
К одному из таких видов принадлежит уверенное поведение. С ним в отечественной научной публицистике возникают сходные проблемы. Четкого определения нет. Часто уверенное поведение употребляется либо как синоним, либо как просто перевод зарубежного понятия «ассертивное поведение». В анализе последнего наши зарубежные коллеги пока не проявили чудес научного уточнения. Так, Сальтер (1949) выявил лишь ряд важнейших характеристик уверенного поведения, число которых и сама их логическая последовательность недостаточно проверена. А.А. Лазарус (1973) выделил четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие ассертивного поведения. При этом в понимание данного феномена автор вкладывает когнитивные моменты, такие как установки, жизненная философия и оценки. По мнению исследователя, содержательно ассертивное поведение - это: 1) способность сказать «нет»; 2) способность открыто говорить о чувствах и требованиях; 3) способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу; 4) способность открыто выражать позитивные и негативные чувства. В формальном контексте данное поведение включает: 1) мимику, жестикуляцию; 2) использование «Я»; 3) контакт глаз; 4) осанку; 5) интонации. Отечественные исследователи позиционируют уверенное поведение и как «стиль воспитания» и как «стиль делового поведения» [10]. В. Г. Ромек представляет уверенность как «обобщенное позитивное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам» [7]. Толковый словарь русского языка Ушакова представляет понятие «уверенный» как совершенно убежденный в чем-нибудь, твердо верящий в кого или во что- нибудь [9]. В русском языке уверенность в себе - это верность себе, вера в себя и свои силы. Вера сама по себе позитивна, негативную наполненность несет неверие. Таким образом, уверенное поведение может в самом широком смысле слова толковаться как проявляющаяся в поведении верность определенным внутренним и внешним принципам в сочетании с верой в себя и собственные силы. Однако анализ представленного материала - лишь одна из попыток придти к более менее четкому определению, суть которого пока в психологии не ясна.
Несмотря на все вышеизложенное ряд практико-ориентированных фирм, использующих современные бизнес-технологии, обучат любого желающего навыкам ассертивного поведения, т. е. того самого поведения, четкого определения которого и отличий, к примеру, от агрессивного поведения современная научная мысль пока не предложила. Перечисленные причины дают основания провести более глубокий анализ психологических основ уверенного поведения и сформулировать научное определение данного феномена. Однако любое определение, которое вырвано из установленного ряда смежных научных понятий, рано или поздно обнаруживает как научную, так и практическую несостоятельность. Именно поэтому для научной оценки понятия уверенного поведения попробуем провести его сравнение с такой научной дефиницией, как агрессивное поведение. Предпосылки понимания феномена уверенного поведения в системе таких понятий, как агрессивное и неуверенное поведение, появлялись и раньше. Так, А. Ландж и П. Якубовски считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого [11]. Более разработаны в науке подходы к пониманию дефиниции «уверенность личности», которая трактуется как одно из наиболее важных базовых свойств личности [2; 4; 5 и др.], нежели к трактовке понятия «уверенное поведение» и связи его с другими видами поведенческой активности личности [2; 5]. Попробуем провести 2 анализ понятия «уверенное поведение» через призму такого феномена, как «агрессивное поведение», найти общее и отличное между двумя данными понятиями.
Современные научные источники предлагают множество и часто далеко не однозначные определения понятия «агрессивное поведение». В зарубежных исследованиях общим во всем многообразии толкований понятия является представление об агрессивном поведении как изначально вредоносном [1].
Отечественная научная мысль также склонна понимать анализируемое поведение как нацеленное на причинение вреда другому. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие определения интересующего нас феномена. Е. В. Змановская трактует агрессивное поведение как «поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [3, с. 282]. В психологическом словаре под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского агрессивное поведение рассматривается как «специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб» [6, с. 102]. Но данное общее понятие существенно преображается в интерпретациях, даваемых в рамках различных психологических теорий и подходов. Присутствуют и более широкие трактовки, когда определение касается практически всех аспектов деятельности человека. Однако отличаясь обширностью, они не дают возможности уловить смысл, вкладываемый в само понятие. Общим для различных подходов в области определения агрессивного поведения остается лишь понимание его в основе своей как вредоносного.
Чтобы четче отразить саму специфику именно агрессивного поведения, дополним предложенное ранее Е. В. Змановской определение такой важной составляющей, как участие эмоционально-волевой сферы личности в самом поведенческом акте.
Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Спецификой воли выступает механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, или, иначе говоря, отрицательных эмоциональных состояний [8]. Волевой аспект в любом из человеческих проявлений сбрасывать со счетов никак нельзя: как его присутствие, так и отсутствие. Если рассмотреть две таких научные дефиниции как агрессивное и уверенное поведение, то в данной дихотомии существенное отличие будет наблюдаться именно при отражении эмоционально-волевой сферы личности в самом поведенческом акте, а точнее в соотношении между тремя важными психологическими блоками представленной сферы: эмоция - волевое усилие - поведенческий акт. Агрессивное поведение предполагает: 1) превалирование негативного эмоционального фона, отсюда и построение системы отражения через призму вредоносного ответа внешнему раздражителю (фрустратору, обидчику и т. п.); 2) минимальное участие второго блока (волевое усилие) в системе от эмоции до реального поведения; 3) максимальное отражение негативного эмоционального фона в поведении (а потому и большая склонность к аффективным эмоциональным проявлениям). Уверенное поведение основывается на: 1) системе принятия собственного как негативного, так и позитивного эмоционального фона, отсюда и построение системы отражения через призму полезности ответа собственному личностному развитию, т. е. доминирование позитивного эмоционального фона; 2) максимальном участии волевого усилия в системе от эмоции до реального поведения, т. е. выбор между несколькими стратегиями реагирования в пользу полезной для своего будущего; 3) отражении выбранной стратегии реагирования в поведении.
Довольно часто агрессоры употребляют при описании причин демонстрации агрессивного поведения следующие: «если меня вывести из себя...», «вот пока не доведут...», иными словами, пока не наступит ситуация, в которой эмоция станет фактически единственным толчком для проявления поведения (в данном случае агрессивного), минуя волевое усилие. Таким образом, данное усилие в результате среднесрочного или долгосрочного «доведения» истощается до нуля. Этот факт наряду с многочисленными исследованиями характера и закономерностей аффективных агрессивных реакций людей разных возрастных групп еще раз свидетельствует в пользу представленной нами связи эмоционального, волевого и поведенческого компонента в системе зарождения и проявления агрессивного поведения.
Таким образом, дополненный вариант определения выглядит так.
Агрессивное поведение - поведение, основанное на превалировании негативного эмоционального фона, с минимальным участием волевого усилия, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Уточненный вариант определения сразу снимает ряд разночтений, встречающихся в современной научной и научно-популярной литературе, когда агрессивное поведение позиционируется как «один из видов уверенного поведения индивида» или как «форма проявления уверенности в собственных силах и собственном благополучии». В данном случае речь идет, скорее всего, о таком психологическом феномене, как самоуверенное поведение, когда искажается оценка собственного эмоционального состояния (замена управления самоконтролем) вместе с изменениями в самооценке личности (завышенная самооценка, которая проявляется в негативном эмоциональном фоне по отношению к другим и позитивном эмоциональном состоянии по отношению к себе). Данный вид поведения можно интерпретировать как возвратный, т. е. возвращающий личность к более ранним - агрессивным формам реагирования.
Предложенная трехсоставная модель оценки поведения позволяет также сформулировать понятие уверенного поведения. Уверенное поведение - поведение, основанное на превалировании позитивного эмоционального фона, с целью внешней реализации определенной системы представлений, основанных на позитивной установке по отношению к себе и другим. Иначе говоря, не каждая эмоциональная реакция и внутреннее рассуждение облекается в поведение. Эмоция проходит определенное количество «просеиваний» через систему установок и представлений. При этом данная система представлений личности есть ни что иное как основа для включения в поведенческий акт волевого усилия, того самого, которое минимально представлено внутри агрессивного поведения. Еще одним отличием уверенного поведения от агрессивного является превалирование положительного эмоционального фона в ходе его реализации. Тогда как при проявлении агрессивного поведения человек находится под властью негативного эмоционального фона (печаль, уныние, гнев, отвращение, отчаяние, обида, разочарование, досада).
Таким образом, взаимосвязь агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности может быть отражена с помощью трех психологических блоков: эмоция - волевое усилие - поведенческий акт.
Агрессивное поведение: эмоция (-) - волевое усилие (-) - поведенческий акт (- -). Уверенное поведение: эмоция (+) - волевое усилие (+) - поведенческий акт (+ +).

Литература

  1. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  2. Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами: Ученое пособие. М., 1981.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений. М., 2003.
  4. Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль, 1999.
  5. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие. М., 2003.
  6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. М., 1990.
  7. Ромек В. Г. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование/ Тесты уверенности в себеРостов-на-Дону, 1998.
  8. Рудник П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии в спорте. М., 1962.
  9. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Д. Н.Ушакова, 1935−40. [Электронный ресурс: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov].
  10.  Шевцова И. Ассертивное поведение как «стиль воспитания». [Электронный ресурс: http://www.shevtsova.ru/shkola/article_01.php]. – 2005.
  11.  Lange A. J. & Jakubowski P. Responsible Assertive behavior: Cognitive/Behavioral Procedures for Trainers. Champaign, IL., 1976.

Информация об авторах

Михейкина С.В., доцент кафедры прикладной психологии и педагогики, Северо-Кавказского социального института, e-mail: svm100_ps@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1854
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1461
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4