Психология
2006. Том 3. № 3. С. 35–58
Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии
Аннотация
Статья посвящена изучению проблем интеллекта и креативности в условиях межличностного взаимодействия. Автор предлагает новое понимание интеллектуальной деятельности, по сути, расширяя его до рамок целостной концепции, показывает его связь с традиционным представлением об интеллекте и креативности, с одной стороны, и о мыслительной и творческой деятельности - с другой. Интеллектуальная деятельность, по мнению автора,- деятельность совместная, осуществляемая во взаимодействии с другими людьми и значимо влияющая на изменение их интеллекта и креативности. В работе на эмпирическом материале показано, как личностные особенности и межличностные отношения между учителем и учениками влияют на развитие интеллекта и креативности последних.
Общая информация
Для цитаты: Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. 2006. Том 3. № 3. С. 35–58.
Литература
- Боно Э. де. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.
- Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17-29.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1970.
- Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 200.
- Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики. Вып. 1. М., 1993.
- Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние соответствия личностных черт учителя и ученика на развитие креативности ученика // Интеллект и креативность в условиях межличностного взаимодействия. М., 2001. С. 234-250.
- Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние сходства/контраста личностных особенностей учителя и ученика на изменение уровня различных компонентов креативности учащихся // Психологический журнал. 2002. № 6.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1950.
- Гаджиев Ч.М. Огранизация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 266-279.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 128-135.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
- Елисеев В.А. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения набора комбинаторных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1979.
- Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.
- Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психология исследования интеллектуальной деятельности. М.: Издво МГУ, 1979. С. 22-28.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политическая литература, 1975.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.). М., 1953.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1981.
- Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция поведения // Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
- Матюшкин А.М. Действие и процесс мышления // IV Всесоюзный съезд психологов СССР. Тбилиси, 1971. С. 373.
- Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления // Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. С. 4-8.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 225-233.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
- Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издво АН СССР, 1958.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
- Стернберг Р. Дж. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61.
- Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. С. 41-95.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Издво МГУ, 1984.
- Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.;Томск, 1997.
- Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издво Современного гуманитарного университета, 2004.
- Энгельмейер П.К. Эврилогия или всеобщая теория творчества // Проблемы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. Т. 7.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-26.
- Nickerson R.S., Perkins D.N., Smith E.E. The teaching of thinking. Hillsdale, N.J.; Erlbaum, 1985.
- Wallas G. The art of thought. N.J., 1926.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2019
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6