Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции

Аннотация

Выделяются и анализируются две основные «составляющие» регуляторных процессов, которые детерминируют их совершенство и определяют соответствующие аспекты анализа их сформированности и особенностей осуществления. Первый - «структурно-функциональный» - предполагает анализ внутренних механизмов саморегуляции, которые обеспечивают реализацию принципов управления и регулирования в произвольной активности человека. Второй - «содержательно-психологический» - связан с анализом психических средств, которыми субъект реализует функциональную структуру регуляции. Содержательный аспект анализа значительно расширяет и углубляет когнитивно-прагматический «образ» процессов регуляции, показывает роль эмоционально-мотивационных и личностно-смысловых феноменов, демонстрирует функциональное единство психики в процессах осознанной саморегуляции. «Живой» регуляторный психический процесс существует лишь как исходное единство структурной («формальной») и содержательной сторон, каждая из которых в отрыве от другой не является самодостаточной детерминантой его эффективности.

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. 2005. Том 2. № 1. С. 27–42.

Литература

  1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.
  2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем//Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. Биологическая кибернетика/Под ред. А.Б. Когана. М.: Высшая школа, 1972.
  4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций//Психология эмоций: Тексты/Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 3-28.
  5. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
  6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  7. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения//Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/Под ред. Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой. М.: Наука, 1989.
  8. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно‑функциональный аспект)//Вопросы психологии 1995. № 1. С. 5-12.
  9. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития//Вопросы психологии 2004. № 2. С. 128-135.
  10. Круглова Н.Ф. Экспресс‑диагностика и коррекция регуляторно‑когнитивной структуры учебной деятельности подростков. М.: ПИ РАО, Экопсихологический центр развития образовательных и социальных систем, 2000.
  11. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М.: Изд-во РАО, Московского психолого-социального ин-та, 2004.
  12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  13. Меницкий Д.Н. Принципы саморегуляции функциональных систем//Системный анализ механизмов поведения/Под ред. К.В. Судакова. М.: Наука, 1979. С. 81-91.
  14. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964.
  15. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 1998.
  16. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983.
  17. Ольшанникова А.Е. Значение идей С.Л. Рубинштейна в исследовании эмоций и темперамента//Рубинштейн С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения/Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. С. 178-202.
  18. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис.... д‑ра психол. наук. М., 2001.
  19. Пацявичюс И.В. Соотношение индивидуально-типических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1981.
  20. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1994.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.
  23. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. М.: Изд‑во АН СССР, 1952.
  24. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  25. Теплов Б.М.Ум полководца//Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 223-305.
  26. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.
  27. Шадриков В.Д. О предмете психологии (мир внутренней жизни человека)//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 1. С. 5-19.

Информация об авторах

Конопкин Олег Александрович, доктор психологических наук, Психологический института РАО, академик РАО, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. В настоящее время - главный научный сотрудник Психологического института РАО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2787
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8