Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций»

2195

Общая информация

Рубрика издания: Документы

Тип материала: документ

Для цитаты: Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 5–10.

Полный текст

Комплексная программа Повышения профессионального уровня педагогических работников Общеобразовательных организаций

Настоящая программа объединяет основные цели , задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах — государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы», государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы.

Мероприятия настоящей программы направлены на интеграцию усилий федеральных и региональных органов управления образования, образовательных организаций в рамках реализации государственной политики в сфере образования по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ.

Финансовое обеспечение мероприятий по каждому направлению настоящей программы будет производиться в пределах бюджетных ассигнований, запланированных на реализацию указанных программно-целевых документов в федеральном бюджете и бюджетах органов исполнительной влас ти субъектов Российской Федерации.

Обоснование необходимости разработки и реализации программы

Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего и дошкольного образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2022 г. федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования (в том числе инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья), введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству подготовки педагогических работников и к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций в подготовке российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Утвержденный Профессиональный стандарт педагога — сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда. Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно увязать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога, а эффективный контракт — в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач конкретной общеобразовательной организации. Вместе с тем, критерии и принципы оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должны быть разработаны с участием всех уровней и институтов системы общего образования.

Таким образом, в рамках настоящей программы проектируется осуществление взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур сертификации квалификаций, аттестации, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога; изменение системы педагогического образования, подготовки педагогических работников, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, включающей в себя, в том числе, овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Реализация настоящей программы при активном участии субъектов Российской Федерации позволит решить ряд важных вопросов повышения уровня профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечить достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также решить проблемы, имеющиеся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. К основным проблемам в этой сфере можно отнести:

  • несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию своей профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • безадресный и неперсонифицированный характер определенной части программ повышения квалификации;
  • наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемыми Профессиональным стандартом педагога и работодателями;
  • отсутствие многоканальной системы получения педагогического образования, направленной на привлечение в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц, в том числе осуществляющих такой профессиональный выбор не только после получения общего образования, но и в процессе получения непедагогического образования или уже после его получения;
  • недостаточность целенаправленной профориентационной работы образовательных организаций по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к будущей педагогической деятельности;
  • отсутствие эффективных каналов медийной коммуникации и PR-сопровождения успешной профессиональной деятельности в сфере образования, результатов государственной политики в этой области (в том числе существенного улучшения социальных льгот и оплаты труда педагогов), чрезмерная бюрократизация профессиональной деятельности, сохраняющееся представление о профессии педагога как о рутинной и скучной, а не динамичной и творческой;
  • отсутствие в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта);
  • отсутствие четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда. Указанные проблемы позволяют определить четыре основных взаимосвязанных направления повышения профессионального уровня педагогических работников школ:
  • внедрение профессионального стандарта педагога;
  • модернизация педагогического образования;
  • обеспечение перехода к системе эффективного контракта в общеобразовательных организациях;
  • повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

 

Все четыре направлен ия (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Цель подпрограммы: обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее — профессиональный стандарт педагога).

Задачи подпрограммы:

  • организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога;
  • формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе Профессионального стандарта педагога.

Основные мероприятия подпрограммы:

  • разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленных на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014—2015 гг.); проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с Профессиональным стандартом педагога, в целях овладения ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками для обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ (2014—2020 гг.);
  • разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе Профессионального стандарта педагога (2015—2018 гг.);
  • разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях реализации Профессионального стандарта педагога (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) (2015—2018 гг.);
  • формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе Профессионального стандарта педагога (2015—2016 гг.);
  • разработка и апробация методики оценки соответствия уровня подготовки педагогических работников Профессиональному стандарту педагога в процессе аттестации (2015—2016 гг.);
  • разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе Профессионального стандарта педагога (2015—2016 годы);
  • обеспечение перехода к системе аттестации педагогических работников общего образования на основе требований Профессионального стандарта педагога (2015—2020 гг.).

Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования

Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Задачи подпрограммы:

  • изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки», а также технологий обучения с учетом требований нового Профессионального стандарта педагога в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 г. их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Основные мероприятия подпрограммы:

  • разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное содержание, новые технологии обучения, в том числе направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, участвующих в разработке и апробации (2014—2017 гг.);
  • внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, обеспечивающих реализацию педагогических программ бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза), проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014—2017 гг.);
  • разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического, в том числе направленного на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который выбирается после изучения основного блока с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015—2017 гг.);
  • апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры трех видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по ме неджменту для управленческого персонала системы образования (2015—2017 гг.);
  • разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, неимеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности (2015—2017 гг.).

Подпрограмма 3. Переход к эффективному контракту

Цель подпрограммы: реализация во всех общеобразовательных организациях эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом значительного увеличения численности обучающихся).

Задачи подпрограммы:

  • разработка и внедрение примерных форм трудовых договоров с педагогическим работником;
  • уточнение и установление отраслевых норм труда на основе Профессионального стандарта педагога, обеспечивающих эффективную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
  • подготовка, апробация и внедрение примерных программ дополнительного профессионального образования (курсовой подготовки) для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

Основные мероприятия подпрограммы:

  • методическое сопровождение и мониторинг реализации региональных «дорожных карт» в части мероприятий по переходу на эффективный контракт (2014—2018 гг.);
  • обеспечение с участием Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации методического сопровождения перехода на эффективный контракт в образовательных организациях (ноябрь 2014 г.);
  • выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда, постановка задач по разработке типовых норм труда п о их видам (июнь—сентябрь 2014 г.);
  • апробация проектов типовых отраслевых норм труда, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтруда России (IV квартал 2014 г.—I полугодие 2015 г.);
  • актуализация действующих норм рабочего времени педагогических работников (до августа 2015 г.);
  • информационное сопровождение введения эффективного контракта (2014—2018 гг.).

Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии педагога

Цель подпрограммы: повышение престижа профессии педагога в профессиональной среде и в обществе.

Задачи подпрограммы:

  • создание условий для профессионально-общественной оценки профессионального уровня педагога;
  • мониторинг и распространение в субъектах Российской Федерации лучших практик повышения социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов;
  • информационное сопровождение мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии. Основные мероприятия подпрограммы:
  • разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников, в том числе для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014—2020 гг.);
  • разработка и внедрение мер по вовлечению предметных ассоциаций педагогов, советов молодых педагогов и других профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий (2014—2020 гг.);
  • разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (2014—2020 гг.);
  • разработка и реализация мер по стимулированию существующих и созданию новых радио- и телевизионных проектов, а также по организации серии публикаций в печатных и интернет СМИ об успешной профессиональной деятельности педагога (2014—2020 гг.).
  • разработка и реализация предложений по формированию государственного заказа на издательскую и кинопродукцию об успешной профессиональной деятельности педагога (2014—2020 гг.).

Метрики

Просмотров

Всего: 2607
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2195
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2