Экспертная система проективных ожиданий развития школы. Сообщение 1

437

Аннотация

В статье приводятся тестовые методики, позволяющие уменьшить риск при принятии управленческих решений, что поможет предотвратить экстремальные ситуации в стенах школы и за её пределами. Данная система представляет собой три тестовые методики проективных ожиданий развития школы и технологии их обработки. С помощью данных методик психолог, обучившийся данной системе, способен оказать консультативную помощь администрации школы, при прогнозировании и планировании развития образовательного учреждения.

Общая информация

Ключевые слова: дифференциальный тест вариантов развития системы среднего школьного образования, тест планирования профессиональной карьеры, тест планирования развития среднего и высшего образования, школьный психолог

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Янковская Н.А. Экспертная система проективных ожиданий развития школы. Сообщение 1 // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

 

Экспертная система проективных ожиданий развития школы состоит из трех проективных методик. Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации и поэтому в практике работы школы должны использоваться школьными психологами. Психолог образования, обучившийся работе с экспертной системой проективных ожиданий, способен оказать консультативную помощь администрации школы, прежде всего, при прогнозировании и планировании развития образовательного учреждения.

Мы хорошо знаем, что успешное усвоение учебной программы возможно только при усилении роли индивидуального подхода в обучении, создании благоприятной обстановки в педагогических коллективах, атмосферы понимания между учителями, школьниками и их родителями. Это требует пересмотра ряда подходов к организации и управлению учебным процессом.

Одним из недостатков современных подходов к управлению является свойственное, по- видимому, русской ментальности пренебрежение ответственностью за принятое решение, неумение рассчитать «риск» предпринимаемых действий и нести за это ответственность. Только осознание целей, к которым надо идти, и отсюда — как следствие — ответственность за управленческие модели в школе позволят установить благоприятные отношения между администрацией школы, учителями, учениками и их родителями, сделать сохранной для развития каждого ученика среду его обитания — семью и школу.

Именно добрые отношения, благоприятный социально-психологический климат в школе создают положительное психологическое самочувствие наших детей. И не только школьникам, но и всем взрослым. Грамотно выстроенные взаимоотношения в школе по вертикали (подчиненных с руководителями), по горизонтали (между коллегами или партнерами по работе) и различные составляющие производственной обстановки помогут наладить контакт со школьниками и их семьями, предупредить правонарушения, которые могут совершить школьники. Известно, что такие правонарушения — это результат экстремальных ситуаций, больших и малых, в том числе в масштабе семьи. Уклонение школьников от посещения школы, самовольный уход из семьи и многое другое можно предотвратить, воспользовавшись тестовыми методиками измерения проективных ожиданий развития школы.

Предлагаемые вашему вниманию тестовые методики — прелюдия к разработке методик и технологий, в которых сейчас так остро нуждаются российские управленческие структуры. Прежде всего они позволят уменьшить риск при принятии управленческих решений, что в свою очередь поможет предотвратить экстремальные ситуации (большие и малые) в стенах школы и за ее пределами. Данные тестовые методики были разработаны и апробированы в 1995—1997 гг. в образовательных учреждениях Москвы и Московской области на основе концепции модели управления развития школы по конечному результату и критериев оценки эффективности работы школы по данной модели. При этом предполагается различать две формы эффективности работы школы:

1)      внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла перед собой поставленных конкретных целей обучения;

2)      внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований семьи к школе или степень соответствия «продукции» школы структуре спроса на нее со стороны потенциального потребителя (семьи) образовательных услуг.

В этом случае квалиметрическая оценка деятельности учебного заведения может строиться на объективном измерении способности школы удовлетворять новые требования семьи, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни [1].

Именно поэтому впервые была предпринята попытка разработать экспертную систему проективных ожиданий развития школы, содержащую в том числе три тестовые методики проективных ожиданий [5] (и технологии их обработки):

1)      «дифференциальный тест вариантов развития системы школьного образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской — тест 1;

2)      «тест планирования развития среднего и высшего образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской — тест 2;

3)      «тест планирования профессиональной карьеры» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской — тест 3.

Все эти тесты созданы кандидатом психологических наук Николаем Александровичем Аминовым и кандидатом педагогических наук Наталией Анатольевной Янковской.

Тест 1 представляет собой методику для определения логики (последовательности) развития системы школьного образования; тест 2 — методику для установления приоритетных целей развития в рамках выбранной логики (последовательности); тест 3 — методику для определения конечных результатов развития.

Проективные способности людей можно оценить с помощью тестов, выявляющих умение человека экстраполировать (тест 1), способность к моделированию (тест 2) и к экспертному заключению (тест 3). Но школа является динамической организацией и у всех людей, причастных к образовательному процессу, разное видение школы. Оно зависит от внутренней позиции каждого участника и его роли в образовательном процессе.

Все методики могут быть использованы для индивидуального определения способности обследуемого к экстраполяции (тест 1), установлению иерархии определяемых результатов (тест 2) и ориентации на конечный результат (тест 3).

Используемые в системе, они фактически позволяют выявлять способности обследуемого к стратегическому (тест 1), тактическому (тест 2) и оперативному (тест 3) планированию для оценки стратегии развития и учета условий, благоприятствующих или не благоприятствующих реализации задуманных планов, т. е. проективных способностей человека.

Цели школы оформляются как композиция отдельных перспектив при ясном понимании ее слабых и сильных сторон. В результате работы с экспертной системой определяемые цели рассматриваются каждым участником со следующих позиций:

1)      насколько сопрягаются аргументы, исходящие от школы, и ожидания, имеющиеся у окружения;

2)      насколько потребности школы в целом будут удовлетворены;

3)      насколько они сочетаются с целями и потребностями персонала;

4)    насколько сбалансированы индивидуальные и групповые цели.

Видение будущего каждой группой участников (администрацией, учителями, школьниками и их родителями) выступает как соединение отдельных перспектив каждой группы и оформляется в виде протокола о намерениях этой группы.

Таким образом, при взаимодействии двух сил, определяющих развитие школы (мотиваций, побуждений к изменениям, возникающим в школе как самостоятельном социальном организме, и давления сил окружения), происходит взаимный адаптационный процесс.

Результатом этого процесса является согласованное видение развития школы, учитывающее местные требования и запросы общества к конкретной школе.

Проведение работы по экспертной системе проективных ожиданий со всеми группами людей, принимающими как прямое, так и косвенное участие в образовательном процессе школы, позволяет определить основные цели данной школы.

Прикладное значение. Была показана возможность применения этих методик для решения различных задач:

•         аттестации образовательных учреждений и управленческого персонала разных звеньев, в том числе для измерения ожиданий развития школы у разных групп участников образовательного процесса;

•         проведения мониторинга или контроля за последствиями перехода образовательного учреждения на новую модель управления;

•         аттестаций авторских школ;

•         выявления проективных способностей и умений школьников при планировании своей карьеры;

•         оценки школьной администрацией образовательных потребностей родителей. В соответствии с этими потребностями определяются: а) мера вклада «инвестиций» в образование своих детей, б) семьи (группы «риска»), нуждающиеся в социальной защите и повышении их воспитательного потенциала со стороны школы.

Аналогичных методик в России и за рубежом нет.

В 1997 — 1998 гг. планируется работа по стандартизации этих методик. В результате анализа «сырых» баллов будут получены ориентировочные нормы для школы в целом (по выборке администрации, коллектива учителей, родителей) и отдельно — для школьников. После нормирования «сырых» баллов данные методики могут быть использованы как тесты для индивидуальной диагностики проективных способностей.

Инструкция к «Дифференциальному тесту вариантов развития системы среднего школьного образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской

Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI в., прогнозисты составили пять вариантов (сценариев) развития средней школы.

Приведем пример первого сценария.

Школа вновь станет таким учреждением, главная задача которого — вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайнего традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.

Составьте два варианта прогноза развития первого сценария: желаемого (левая колонка) и вероятного (правая колонка) его развития. Для этого обведите кружком одну из девяти оценок степени желательности и степени вероятности — реалистичности развития данного сценария.

Степень желательности варианта развития:

1 — маложелательно,

5 — и да, и нет,

9 — крайне желательно

Сценарии развития средней школы

Степень вероятности структуры развития: 1 — маловероятно,

5 — и да, и нет,

9 — крайне вероятно

987654321

1. Школа станет вновь таким учреждением...

123456789

Здесь приводятся пять основных сценариев, каждый из которых представлен по предложенной схеме. Составьте два варианта своего прогноза по каждому сценарию: желаемого (левая колонка) и вероятного (правая колонка). Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI в., выступите в роли эксперта, предложите свой, шестой сценарий развития системы среднего школьного образования, если считаете его оригинальным.

Дифференциальный тест вариантов развития системы среднего школьного образования Н. А. Аминова — Н. А. Янковской

Степень желательности варианта развития:

1 — маложелатель­но,

5 — и да и нет,

9 — крайне желательно

Сценарии развития средней школы

Степень вероятности

структуры развития: 1 — маловероятно,

5 — и да и нет,

9 — крайне вероятно

987654321

1. Школа станет вновь таким учреждением... главная задача которого — вести как можно большее число учеников к овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайностей традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, показавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения

123456789

987654321

2. В соответствии с организацией управления народным хозяйством и потребностью общества в хорошо подготовленной элите, в руках которой должны находиться основные нити управления в экономике, политике, культуре, данная школа будет построена на принципе жесткой дифференциации. Главное внимание она станет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Такая модель школы в определенной мере напоминает частное предприятие, главная цель которого — выпуск конкурентоспособной продукции. Этот тип сценария направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, при определенных социально-политических условиях он может реализоваться и удовлетворить наиболее ревностных сторонников «индивидуального продвижения» в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции

123456789

987654321

3. Школа, построенная по данному сценарию, будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова. Она должна обеспечить индивидуальное развитие учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества. Называя такую модель весьма привлекательной, прогнозисты полагают, что ее было бы крайне трудно воплотить в жизнь, поскольку это требовало бы значительного изменения статуса школы в обществе и установления принципиально иных отношений школы с другими социальными институтами

123456789

 

987654321

4. Школа ориентирована на широкое использование не только новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменится учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Кардинально изменится роль учителя, да и само понятие «школа» станет весьма условным. Реализация этого сценария столкнулась бы с огромными трудностями: с одной стороны, необходимы колоссальные финансовые средства на дорогостоящее оборудование и переподготовку педагогического персонала, с другой — коренное изменение менталитета педагогов и общественности. Впрочем, здесь прогнозисты довольно оптимистичны: они считают, что в XXI в. будет новое поколение учителей, с раннего детства получивших навыки разнообразного использования сложнейшей техники

123456789

 

987654321

5. Поскольку в каждой учебной группе обнаруживается разнообразие способностей, склонностей и интересов учащихся, то крайне важно создать наиболее гибкую систему школьного обучения на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система организации и, таким образом, открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что не исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. Каждый из них с помощью компьютера составляет свой индивидуальный план. Предусмотрено обязательное приобретение необходимых базовых знаний, но учеба идет в индивидуальном темпе, с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих особенностям структуры личности. Возможна и более жесткая система дифференциации. Она предусматривает организацию большого количества профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей, так и из потребностей общества. Но это не должно означать ранней профессионализации. Будут созданы реальные возможности для профориентации и переориентации в связи с изменившимися интересами и индивидуальными склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии

123456789

 

987654321

6. Составьте свой сценарий развития системы школьного образования:

123456789

 
 
 

Бланк к Дифференциальному тесту развития системы среднего школьного образования

Н.   А. Аминова — Н. А. Янковской

1.                                                         Ф.И.О.          

2.                                                         Возраст         

3.                                                         Специальность         

4.                                                         Специализация         

5.                                                         Стаж работы 

6.               Дата обследования

Степень желательности варианта развития

Сценарии развития средней школы

Степень вероятности структуры развития

987654321

1

123456789

987654321

2

123456789

987654321

3

123456789

987654321

4

123456789

987654321

5

123456789

987654321

6

123456789

 

Инструкция по пользованию

Дифференциальным тестом развития системы среднего школьного образования Н. А. Аминова — Н. А. Янковской

Внимательно прочитайте инструкцию и по 9-балльной шкале оцените возможный (колонка справа) и желательный (колонка слева) сценарий развития Вашего учебного учреждения.

В случае несовпадения типовых сценариев с Вашей моделью развития опишите коротко Ваш (шестой) сценарий и оцените его по той же 9-балльной системе.

Проранжируйте сценарии развития учебного заведения по степени значимости для Вас.

Инструкция по обработке результатов

Дифференциального теста развития системы среднего школьного образования Н. А. Аминова — Н. А. Янковской

Нахождение рейтинга сценария у группы испытуемых определяется следующим образом:

а)   преобразуйте шкалу желательности степени развития в шкалу от «+4» до «—4»;

Шкала

+4

+3

+2

+1

0

-1

-2 -3 -4

Степень желательности развития

9

8

7

6

5

4

3 2 1

 б)   найдите произведение между результатами по шкале желательности степени развития и степени вероятности для каждого сценария;

Степень желательности

№ сценария

Степень вероятности

9 8 7 6 5 4 3 2 1

+ 4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

4

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

4х 3 = 12

 

в)   вычислите среднее арифметическое значение отдельно по каждому сценарию, исходя из числа испытуемых.

Сценарий, получивший наивысший положительный результат, является приоритетным для данной группы испытуемых.

Образец бланка заключения для образовательного учреждения

Тест 1. «Дифференциальный тест вариантов развития системы школьного образования»

Н.   А. Аминова - Н. А. Янковской: выбор сценария развития школы

1

2

3

4

5

6

Сценарии

 

Кол-во участников

 

Литература

  1. Дементьева И. Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. 1966. № 6.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
  3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
  4. Янковская Н. А. Планирование развития образовательного учреждения // Педагог. 1997. № 1.
  5. Янковская Н. А. Методическое руководство по экспертной оценке проективных ожиданий управленческого персонала в образовательных учреждениях. М., 1997.

Информация об авторах

Янковская Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, директор ГОУ ЦПМСС "Юго-Восток", Москва, Россия, e-mail: goucpmss1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1099
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 437
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1