Сущность деятельностного подхода в психологии

Аннотация

В статье изложена точка зрения автора на сущность деятельностного подхода в психологии. Автор считает, что психология функций должна быть заменена психологией действий. Действие рассматривается как общая единица анализа в новой психологии. Содержание, функции и свойства действий рассматриваются как основа их классификации и систематизации. Рассмотрены также три принципа деятельностного подхода: а) неразрывная связь психики с деятельностью; б) первичность материальных форм и вторичность психических; в) социальная природа законов психического развития человека. Показано, что первый принцип обусловлен ориентировочной функцией психики и системным строением деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: теория деятельности, деятельностный подход в психологии, единица анализа, принципы деятельностного подхода, свойства действий (деятельности), системный подход в психологии, психология функций (функционалистская психология)

Рубрика издания: Школа А.Н. Леонтьева

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 157–162.

Литература

  1. Венгер Л.А., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967.
  2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений. Т. 5. М., 1982. С. 231–256.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1982.
  4. Гальперин П.Я. Материалы личного архива.
  5. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 25–31.
  6. Ендовицкая Т.В. К вопросу о развитии зрительных ощущений у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  9. Леонтьев А.Н., Розанова Т.В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60–77.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  11. Engeström Y., Miettinen R., Punamakki R.-L. (Eds.). Perspectives on activity theory. N.Y., 1999.

Информация об авторах

Талызина Нина Федоровна, доктор психологических наук, заведующая лабораторией педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра по переподготовке работников системы образования на базе деятельностной теории учения и обучения, академик РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2560
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 21